Разделы

Сетевые СМИ пока мало влияют на общественное мнение

- Несмотря на малочисленность пользователей Интернета в России и небольшие «тиражи», сетевые СМИ постепенно начинают набирать вес – их даже начинают цитировать в выпусках теленовостей. Какое будущее ждет онлайновую прессу Рунета?

- Почему вобще появились сетевые СМИ? Потому, что вторая волна тех, кто стал пользоваться Интернетом, отличалась от тех, кто пришел первыми – первыми были, в основном, «компьютерщики», которых мало интересовала политика или общественная жизнь. Когда пользователями Сети стали журналисты, финансисты, брокеры, клерки и т.д., только тогда стали проявляться более-менее заметные успехи сетевых СМИ в России. Сетевые СМИ будут развиваться ровно настолько, насколько будет развиваться аудитория. Сейчас аудитория настолько мала, что выдерживает 2-3-4 проекта, все они примерно одной весовой категории и имеют практически одну аудиторию – то есть их читают почти одни и те же люди.

Основных направлений развития два –количественный рост аудитории и специализация СМИ по направленности на определенные группы пользователей Интернета. Произойдет разделение аудитории – то есть тот же процесс, что и в оффлайне. НТВ – это новости для одних людей, ОРТ – для других, и так далее. Одни сетевые СМИ будут удовлетворять информационные потребности подростков, другие – бизнесменов. Вполне возможно и создание Сетевых Издательских Домов, которые будут выпускать разнонаправленные ресурсы.

- Инвестиционная привлекательность сетевых СМИ сейчас достаточно низка – по крайней мере, ниже, чем у оффлайновых СМИ. Как будет меняться эта ситуация?

- Во-первых, аудитория растет. Во-вторых, сетевые СМИ имеют ряд преимуществ. К оффлайновым СМИ достаточно трудно пристроить какие-нибудь дополнительные сервисы, позволяющие зарабатывать деньги. Деньги идут, в основном, от подписки, розничной продажи и рекламы. Сетевая же газета может стать ядром или какой-то частью системы – например, портала, где существуют дополнительные возможности заработать деньги – дизайн, е-коммерция и т.п. У сетевых СМИ гораздо больше возможностей для интегрирования их в, казалось бы, совершенно посторонние проекты. Газету невозможно интегрировать с банком, а сетевую газету – можно. Шанс, что деньги придут в сетевые СМИ, может состоять и в этом, - в том, что здесь большие возможности по интеграции разнородных видов электронного бизнеса.

- На Западе оффлановые лидеры рынков, выходя в Сеть, за счет большого опыта и четкой организации работы начинаю догонять Интернет-лидеров, существующих только в Сети. Некоторые аналитики полагают, что скоро они их вытеснят. Стоит ли сетевым СМИ опасаться конкуренции в Интернете со стороны лидеров печатной прессы?

Я бы не стал утверждать, что любой, кто добился успехов в оффлайне, повторит его, придя в онлайн. Что касается СМИ, то я скорее бы ожидал конкуренции со стороны ТВ. Телевизионный формат ближе к сетевому. Печатные СМИ и сетевые построены на разных принципах работы. Принцип сетевой журналистики построен на сверхоперативности. Иногда в жертву ей можно даже принести подробности – у нас всегда есть возможность дописать заметку. Я скорее побоюсь за судьбу «Газеты.Ру», если НТВ сделает то, что делает в сети CNN, чем того, что «Коммерсант» сделает сайт не только «Власти», но и своей ежедневной газеты.

- Какие перспективы у сетевых СМИ в плане повышения доходов от рекламы?

- Будут расти тиражи - будут увеличиваться доходы. Они невелики, но растут.

- В последнее время очень актуальна тема «Интернет и государство». Что Вы думаете по этому поводу?

- Ситуация напоминает басню «Мартышка и очки» – государство вдруг обнаружило Интернет (сработал фактор моды), и смотрит, куда бы его приладить, вместо того, чтобы положить и не трогать до той поры, когда Интернет ему действительно понадобится. Не понимая, что это, для чего это, и что с этим делать. В цивилизованных странах глупость либо подавляется, например, развитыми общественными институтами, либо сама умирает, а здесь она может перейти в самораскачивающийся процесс и достичь серьезных масштабов. Но рано или поздно государство поймет, что с информационным наполнением Сети бороться просто невозможно.

- Что будет, если будут приняты драконовские законы по госконтролю над Интернетом?

- Ничего хорошего не будет – просто серверы будут стоять где-нибудь в Лос-Анджелесе.

- Считаете ли Вы, что сетевые СМИ – это полноправные СМИ, и им необходима государственная регистрация?

- Какой-то проблемы в том, чтобы зарегестрировать сетевое СМИ, нет. Почему-то этого очень боятся. Нет и плюсов, - поскольку мы пока убыточны, льготы по налогу на прибыль и НДС нам ничего не дают.

- А как быть с тем, что государство рассматривает Интернет-публикации преимущественно как «слив дезинформации», «грязь и клевету» и т.п.? То есть как то, что надо «не пущать»?

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

- Проблемы у сетевых СМИ не возникнут раньше, чем возникнут проблемы у СМИ традиционных. Сравнивать влиятельность и спепень воздействия на массовое сознание телевидения и Интернет-СМИ просто нельзя. Проще и эффективнее для государства бороться не с местом, куда эту «дезинформацию» сливают, а с теми, кто доносит ее до населения – с телевидением, газетами…

- Расскажите немного о самой «Газете.Ру».

Собственно сайт Gazeta.Ru создал Антон Носик, если не ошибаюсь, в начале прошлого года. В сентябре прошлого года в проекте поменялась команда и, в значительной степени, концепция. Новый состав полностью состоит из бывших оффлайновых журналистов – из «Коммерсанта», «Сегодня», «Известий», «Эксперта», «Спорт-Экспресса» и др. Идея проекта прозрачная – сделать в Сети полноценную газету, которая от оффлайновой отличалась бы двумя параметрами – отсутствием печатного носителя и постоянным обновлением информации в режиме реального времени. Типичную газету рабочего дня – ведь нашу газету читают в основном на работе.

- Не сталкиваются ли Ваши журналисты при добывании информации с пренебрежительным отношением – дескать, какая еще «Газета», какой еще Интернет?

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

- Такая проблема есть, она постепенно исчезает – а в самом начале действительно говорили: ну и название у газеты – «Ру»!

- Проводили ли Вы исследование своей аудитории?

- Аудитория примерно одна и та же у всех сетевых информационных проектов, так что пока это не имеет смысла.

- А на кого была направлена реклама вашего ресурса в метро?

- Это был «наш ответ» на телевизионную рекламу других сайтов. Нацелена реклама была на студентов старших курсов – даже линии метро выбирали студенческие. Плюс на клерков, пользующихся метро и имеющих Интернет в основном на работе.

- Ваш проект убыточный, но разработанный в расчете на будущую прибыль. Как скоро Вы выйдете на самоокупаемость?

- Пока самоокупамость трудно себе представить. Много расходов – например, мы первые среди сетевых СМИ стали покупать продукты Reuters. Содержание штата журналистов тоже довольно дорого – мы ведь платили за риск, приглашая в неизвестный проект людей из престижных изданий.

- Расскажите о планах развития проекта.

- Газета.Ру будет развиваться в сторону расширения тем, повышения оперативности и качества. Будем укреплять и расширять деловые страницы – посещаемость РБК не дает нам покоя, и мы хотим вас догнать. Расширение финансово-делового блока запланировано к осени. Что касается других проектов, то у нас есть сайт «Евро-2000», подготовленный к чемпионату Европы по футболу.