Спецпроекты

Рынок игровых консолей: третий лишний?

Интеграция Инфраструктура

Приставка появилась на рынке в сентябре 1998 года и сразу же стала пользоваться сногсшибательным успехом. Оказалось, что не зря Sega "свернула" программу Saturn, увидев, что эта станция проигрывает последнему поколению устройств конкурентов, и сделала ставку на Dreamcast. Вплоть до 4 марта 2000 г. (дата выхода Sony Playstation 2 на рынок) Dreamcast занимала лидирующую позицию на рынке игровых консолей. Коммерческий успех консоли Dreamcast превзошел даже самые радужные ожидания ее производителей. Миллионный экземпляр приставки был продан за шесть недель до намеченного срока.

Эта консоль оснащена 128-разрядным процессором Hitachi SH4 с тактовой частотой 200 MHz. Для 1998 года это было весьма неплохо, однако если сравнить Dreamcast с ее сегодняшними конкурентами, станет очевидно, что место ей скорее в музее, нежели на рынке игровых консолей. Графический процессор Dreamcast - NEC PowerVR 2DC в силах обрабатывать всего около 3 млн. треугольников в секунду. Производителньость современных видеокарт выше в несколько раз (например, одна из последних новинок - GeForce 256 может обработать 15 млн. треугольников). Продолжая речь о достоинствах этой приставки, нельзя не упомянуть о том, что Dreamcast была первой приставкой, оборудованной модемом. Кроме того, приставка работает на стандартном CD-Rom, вмещающем 1Gb инофрмации. Опять таки, для уровня 1998 г. это было достаточно большим прибавлением емкости носителя, однако сейчас это устройство проигрывает конкурентам, использующими DVD с емкостью от 4,7 до 17 Gb.

Sony Playstation 2В 2000 году позиции Dreamcast сильно потеснила конкурирующая приставка - Sony Playstaion 2 (PSX2). С выходом этой приставки на рынок началось форменное сумасшествие - люди приезжали в Японию из других стран, ночевали на улице в очереди перед магазинами - только бы заполучить желанную консоль. Цена в Японии на SPS2 составила $360, что почти в два раза дороже Dreamcast. Несмотря на это, приставка имеет огромную популярность. В ней используется 128-битный процессор с тактовой частотой 300 MHz, 32 MB (Direct DRAM) и особая гордость разработчиков - графический процессор Graphics Synthesizer с частотой 150 MHz. Graphics Synthesizer способен дать фору любой GeForce - количество обрабатываемых треугольников приближается к 75 млн. в секунду!

Когда речь идет о развлечениях, понятно, что лучше доплатить $200 и получить мощную консоль, чем играть за меньшие деньги в устаревшие игры. Неслучайно главный козырь PSX2 - готовящиеся для этой консоли игры. Игра Final Fantasy IX стала потенциальным хитом ещё до своего выхода в свет. Поклонники этого сериала приобретают PlayStation 2 ради одной новой разработки Square Soft и остаются её пользователями, а предварительные заказы на новую модель Sony за пределами Японии уже давно достигли рекордных показателей. Объем продаж был настолько велик, что правительство Японии ввело временные ограничения на экспорт.

Тем временем продажи Dreamcast неукоснительно падают: в феврале было продано 80 000 приставок Dreamcast, в марте - 60 000, в апреле - 43 000, а в мае всего 34 000.

X-BoxНесомненно, в этом году безусловным лидером на рынке игровой индустрии будет признана PSX2. Радость Sony может омрачить только тот факт, что в марте Microsoft анонсировала скорый выпуск своей собственной игровой консоли под названием X-Box. Выпуск X-Box намечен на осень следующего года, и уже известно что корпорация Microsoft намерена затратить на рекламную компанию своего детища не менее $500 млн. Маркетинговую кампанию Microsoft планирует проводить в течение полутора лет. Цель очевидна - отнять у Sony лидирующее положении на этом рынке. Согласитесь, $500 млн. на раскрутку нового, никому не известного продукта, - сумма немалая. Тем более что Microsoft новичок в разработке игровых консолей. X-Box можно смело назвать игровым персональным компьютером. Главное отличие X-Box состоит в том, что у приставки есть жесткий диск. Предполагается также по крайней мере вдвое больший объем оперативной памяти, чем у существующих консолей. Графика в X-Box скорее всего будет реализована на основе чипа nVIDIA (RIC). Уже ясно, что в качестве процессора будет использоваться Intel c высокой тактовой частотой. Microsoft обещает, что в плане качества звука и графики X-Box будет превосходить PSX2, а значит и уровень "играбельности" будет значительно выше.

Как же Sega смотрит на такие новости в "стане врага"? Недавно в руководстве Sega произошли коренные изменения: пост главного директора занял 74-летний миллиардер Исао Окава (Isao Ohkawa), основатель корпорации CSK. Sega изо всех сил пытается привлечь новых пользователей, снизив цену на консоль с $200 до $150. Более того, полная стоимость будет возвращаться тем пользователям, которые согласятся ежемесячно платить $22 за доступ в Интернет. В результате пользователь сможет воспользоваться услугой онлайн-игр (надо признать, ориентированных на весьма нетребовательного "геймера"). По словам директора американского отделения Sega, разработка игр с возможностью многопользовательской игры повышает затраты на разработку на 20%. Хотя среди готовящихся для Dreamcast онлайн-игр есть такие потенциальные хиты, как Quake III, шанс оправдать затраты невелик. Наврядли тот же Quake III сможет сравниться по "играбельности" с аналогом на PC. Есть вероятность того, что игровые сервера будут попросту пустовать. Тем не менее, руководство компании планирует выпустить к концу года от 10 до 12 таких игр.

Sega стремительно теряет свои позиции на рынке. Никакие понижения цен и выплаты стоимости продукта в обмен на подписку интернет-услуг не могут серьезно поправить положение морально устаревшего продукта. Рынок видеоигр рассчитывает в этом году продать консолей, игр и аксессуаров на $7 млрд. Выход X-Box, которая, скорее всего, составит жесточайшую конкуренцию PSX2, будет означать и новый виток в развитии игровой индустрии, где Sega, если не она не поменяет свою политику, останется за бортом.


Событие месяца

Вручены награды CNews AWARDS 2019: люди, технологии, проекты

Профиль месяца

Мы помогаем выращивать российское ПО

Андрей Филатов

глава SAP CIS