Разделы

Цифровизация Future (Networked society) ИТ в госсекторе

Михаил Евраев: Я сторонник централизованных информационных систем в экономике нашей страны

В интервью CNews заместитель министра Минкомсвязи Михаил Евраев рассказал о статусе развития ГИС ЖКХ, разработке единой почтовой ИТ-системы и создании независимого регистратора событий на электронных площадках.

CNews: О переговорах с какими компаниями идет речь?

Михаил Евраев: Вы знаете, круг участников большой. Сейчас важно быстро понять, какие возможности может предложить рынок, спланировать наиболее оптимальное техническое задание.

CNews: Но вы имеете в виду именно крупных разработчиков и интеграторов ERP?

Михаил Евраев: По сути да, это крупные компании, имеющие опыт внедрения информационных систем. Понятно, что ключевые направления, которые я перечисляю, – это зона ответственности в первую очередь самой Почты России. Мы как министерство, которое отвечает за эту отрасль, совместно с предприятием разрабатываем не только стратегию его развития, но и вместе решаем те проблемы, которые необходимо разрешить быстро.

CNews: Еще в качестве направления развития Почты вы упоминали введение сервиса юридически значимого электронного документооборота. По этой теме конкурс уже объявлен?

Михаил Евраев: Нет, этот проект еще находится в самой начальной стадии. Сразу всем заниматься одновременно невозможно, поэтому мы для себя расставили приоритеты.

Об информатизации ЖКХ

CNews: Помимо Почты в вашу сферу ответственности входит информатизация ЖКХ. Как минимум у новосибирских депутатов были претензии к ГИС ЖКХ. В своем письме председателю Госдумы они писали о лишних затратах на то, что в регионе уже существует. Если так, то зачем создавать новую централизованную систему?

Михаил Евраев: Вопрос по информатизации ЖКХ в настоящее время является открытым, поскольку то, кто ее будет делать – Министерство регионального развития или мы совместно с ними, — еще не решен.

Но в любом случае очевидно, что система должна быть централизованной и предоставлять возможность любому человеку зайти в свой личный кабинет на портале ГИС ЖКХ и понять, за что он платит, сколько и кому, а также как происходит управление его домом, куда расходуются управляющей компанией или ТСЖ собранные с него деньги и т. д. Тогда люди поймут, что в сфере ЖКХ начали действительно происходить перемены к лучшему.

В настоящее время в сфере ЖКХ существуют различные информационные ресурсы, которые разобщены и не дают возможности видеть целостную картину происходящего. Это приводит к отсутствию полной и актуальной информации о стоимости жилищно-коммунальных услуг, о выполненных работах, о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, взаиморасчетах населения, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

Фактически сейчас мы по всей стране тратим огромные средства на создание, развитие и эксплуатацию ресурсов, зачастую неиспользуемых гражданами и органами власти; ресурсов, которые не позволяют нам видеть достоверные данные в сфере ЖКХ, проводить аналитику и принимать взвешенные управленческие решения органам власти всех уровней — федерального, регионального и муниципального.

Централизованная информационная система в сфере ЖКХ должна позволить обеспечить контроль населения, общественных организаций и органов власти качества и стоимости оказания услуг, создать цивилизованную конкурентную среду в этой области. При этом важно сохранить действующие региональные системы ЖКХ путем их интеграции по единым стандартам с ГИС ЖКХ. Если же каждый субъект будет иметь свою «личную» информационную систему, то мы никогда ни получим единую картину происходящего в этой сфере в стране в целом.

По сути мы предлагаем сделать то же самое, что было сделано на сайте государственных закупок. Это единый портал, где вся информация по госзаказу собрана в одном месте. И это не значит, что региональные или муниципальные органы власти не имеют возможности создавать свои системы, — пожалуйста. Просто это вопрос интеграции. И это сейчас работает. Например, у Москвы своя система исполнения бюджета. Но она встроена в единый портал zakupki.gov.ru, и так сделано не только в Москве, но и во многих других субъектах Российской Федерации.

Как ИИ помог «Авито» стать крупнейшим и безопасным классифайдом в мире
искусственный интеллект

То, что мы сейчас слышим от представителей некоторых регионов, точно совпадает с тем, что говорилось, когда мы отстаивали идею единого портала госзакупок: «Зачем нам нужен единый портал? У нас прекрасная областная система». Если данные рассуждения перевести на аналогию с субъектом Российской Федерации и сказать: «У вас не будет единой системы. Сколько у вас муниципальных образований? 500? Вот у каждого и будет своя локальная система информатизации ЖКХ». На это практически любой регион категорически не согласится, но почему-то когда мы то же самое говорим на федеральном уровне, некоторые наши региональные коллеги начинают рассуждать по-другому.

Я сторонник централизованных систем практически в любом направлении в экономике нашей страны. Но еще раз хочу подчеркнуть, это не значит, что надо ломать все существующее в регионах информационные системы. Люди правильно делали, что не ждали, пока об этом кто-то задумается на федеральном уровне. Я на их месте делал бы то же самое. Только теперь я бы вместо того, чтобы говорить: «Нам не нужна единая система», думал бы о том, как мы будем интегрироваться и работать в едином информационном пространстве.

Кстати, одним из первых шагов построения ГИС ЖКХ является формирование паспортов домовладений и коммунальной инфраструктуры, который начинается уже сейчас.

CNews: А на какой основе предполагается создание ГИС ЖКХ?

Михаил Евраев: Предполагается, что платформой для создания такого информационного ресурса в сфере ЖКХ будет являться единый портал госуслуг, на основе которого и должна работать создаваемая система ГИС ЖКХ. На портале госуслуг уже прошли регистрацию более 4 млн человек, а к 2018 году пользователями этого портала должно стать более 100 млн человек. Пройдя регистрацию один раз, люди не должны будут проходить регистрацию повторно, чтобы работать в других информационных системах (например, в ГИС ЖКХ), интегрированных с порталом госуслуг.

CNews: Почему вы думаете, что информация, которая будет размещена в системе ГИС ЖКХ, будет полной и актуальной?

Зачем бизнесу оптимизаторы и какой лучше
Бизнес

Михаил Евраев: Предполагается, что законопроект о ГИС ЖКХ будет принят в окончательной редакции в Государственной Думе РФ осенью текущего года. И ключевым вопросом, по которому велось множество споров и тяжело было принять решение, было наше предложение о необходимости обязательного размещения на данном портале информации о начислениях ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, а также сведений об оплате их услуг. Я хочу обратить на это внимание, так как это ключевое положение всей информатизации ЖКХ. Если соответствующая информация не будет размещена на сайте, то услуга по сути не будет считаться оказанной, а соответственно, и не подлежащей оплате. И на совещании у Д.Н.Козака было принято решение, что такая информация будет размещаться с 1 января 2017 года. Это большой шаг вперед, поскольку данные меры создадут необходимую экономическую мотивацию и фактически заставят ресурсоснабжающие организации и управляющие компании вносить всю необходимую информацию в ГИС ЖКХ, что никогда не заставили бы их сделать никакие санкции, установленные в Кодексе об административных правонарушениях. Информация в системе, следовательно, всегда будет полной и актуальной. При этом, конечно, нельзя не сказать, что не все хотят создания такой системы, и это понятно.

CNews: Помимо портала госуслуг, на основе которого Минкомсвязи хочет развернуть ГИС ЖКХ, наверняка найдутся еще желающие стать таким интерфейсом. Как минимум «Сбербанк-онлайн». Как вы относитесь к такой конкуренции?

Михаил Евраев: Государственная информационная система должна быть одна, и все участники рынка должны иметь к ней равный доступ. Я думаю, что много кто захочет соревноваться в сфере ЖКХ. Пожалуйста. Никто же не ограничивает такие возможности. У Сбербанка во многом схожая с Почтой инфраструктура отделений. Она, конечно, в два раза меньше, чем у Почты, но тоже огромна и уникальна по отношению ко всем остальным предприятиям. Сбербанк активно развивается по многим направлениям. Сбербанк пять лет назад и сейчас – это небо и земля. Собственно говоря, мы хотим, чтобы такие же изменения произошли и в Почте.

Независимый регистратор событий на электронных площадках

CNews: Сейчас вы ведете работу по созданию независимого регистратора для фиксации мошеннических действий на электронных торгах. Независимый регистратор помимо сбора информации о происходящем на площадках будет наделен какими-то полномочиями? Может ли он принимать меры по отношению к площадкам?

Михаил Евраев: Нет, он не может принимать какие-либо меры. Функционал независимого регистратора следующий: он фиксирует все, что происходит на электронных площадках, и хранит в зашифрованном виде. Когда поступает жалоба, например, в антимонопольную службу (ФАС России), то ведомство обращается с соответствующим запросом к независимому регистратору. «Черный ящик» направляет информацию в зашифрованном виде. Он даже не знает, что именно направляет и не имеет ключа дешифрования, не может сам ничего посмотреть. Федеральная антимонопольная служба расшифровывает эту информацию и оценивает ее в объеме, предусмотренным законодательством.

На основании полученных данных ФАС делает вывод о том, что реально происходило на электронной площадке. Был ли это сбой или чьи-то преднамеренные действия, в то числе со стороны площадки. Эффективность данной системы в том, что разбирательство начинается не тогда, когда торги заканчиваются, подписывается госконтракт, то есть когда это уже никому не нужно. Проверка идет параллельно: процедура торгов приостанавливается на пять дней, которые необходимы для рассмотрения жалобы. Потом выносится решение, виновные привлекаются к ответственности, права предпринимателей восстанавливаются, если виновата площадка, или жалоба признается необоснованной, если сбой был на стороне самого предпринимателя. Это та система борьбы с электронным мошенничеством, без которой невозможно выстроить полноценную конкурентную среду на электронных торгах. При этом важно отметить, что только государственный заказ, проходящий через электронные торги, измеряется суммой более 4 трлн рублей в год.