Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Kaspi bank все видит… и слышит!

Высокая конкуренция на рынке банковских услуг Казахстана подтолкнула kaspi bank к поиску новых, более эффективных способов повышения качества обслуживания. Проверка работы менеджеров «тайными» покупателями, к которой банк прибегал ранее, не давала нужный результат. Взамен банк нашел нестандартное и высокоэффективное решение – комплексный видеомониторинг.

Kaspi bank – это динамично растущий казахстанский банк, по основным показателям входит в топ-10 кредитных учреждений страны, занимает 64 место в списке крупнейших банков СНГ (по данным РИА Рейтинг, 2013 г.). Розничная сеть kaspi bank насчитывает более 250 отделений и 350 пунктов кредитных продаж.

Конкуренция в сфере банковских услуг Казахстана сегодня очень высока. По оценкам аналитиков kaspi bank, из 17 млн населения страны от 4 до 6 млн являются кредитоспособными, и за них борются 5–6 лидирующих банков. Острая конкуренция заставляет kaspi bank заботиться о лояльности клиентов и поддерживать высокое качество обслуживания. Раньше для проверки работы менеджеров банк привлекал так называемые службы тайных покупателей. У таких проверок есть свои плюсы, поскольку только человек может отметить нюансы в поведении менеджера, способные оттолкнуть клиента. Но есть и минусы: субъективность, не всегда качественное отношение к своим обязанностям. К тому же многие тайные покупатели со временем становятся не такими уж тайными для сотрудников банка.

Московская компания «Арсис», офис которой расположен в наукограде Зеленоград, обладает двадцатилетним опытом разработки сложных информационных систем, опирающихся на различные системы управления данными. В числе разработок компании есть программные продукты для различных сфер: логистические, складские, финансовые системы, веб-решения, системы картографического мониторинга, терминалы самообслуживания и многие другие. «Арсис» имеет статус золотого партнера Microsoft и Oracle.

На поиск качественно нового решения для объективной оценки работы сотрудников у банка ушло более 7 месяцев. Kaspi bank рассматривал как готовые решения (порядка 12 поставщиков) с элементами кастомизации под требования банка, так и предложения компаний, специализирующихся на разработке программного обеспечения для индивидуальных проектов. Выбор банка пал на компанию «Арсис», которая смогла в короткие сроки сделать предложение и провести демонстрацию решения с описанием работы каждого узла системы, произвести расчеты и дать рекомендации, позволившие банку значительно сократить капитальные затраты на проект.

Улыбайтесь, вас снимают!

Уникальность системы видеомониторинга в kaspi bank состоит в том, что она не просто фиксирует сеанс обслуживания клиента при помощи видеокамеры, но и соотносит аудио- и видеозапись со снимками экрана компьютера (рабочей станции) менеджера, а также автоматически формирует план контроля каждого менеджера и доставляет отобранные сессии в головной офис для просмотра и оценки.

Вид окна приложения «Контролер»

IP-камера размещается таким образом, чтобы были видны лица менеджера и клиента в процессе обслуживания. На рабочую станцию менеджера устанавливается внешний микрофон и специализированное программное обеспечение, которое делает снимки экрана и формирует второй видеопоток. Записанные видеоролики сохраняются на жестких дисках рабочей станции или на сервере отделения. Собранная информация доступна по запросу в центральном офисе с глубиной просмотра до 6 месяцев.

Видео с IP-камеры

Кроме записи видеороликов, система обрабатывает сообщения от банковского приложения, с помощью которого менеджер обслуживает клиентов. В этих сообщениях передаются дата и время начала и окончания сеанса обслуживания клиента, тип операции, идентификаторы менеджера и клиента. Эта информация становится атрибутами сессии и немедленно записывается в центральную базу данных системы.

Снимок экрана рабочего места менеджера

Специальная компонента системы помогает планировать процесс оценки качества работы менеджера. Сотрудник, ответственный за оценку, формирует набор правил контроля, в которых определяются группы менеджеров и количество сеансов, подлежащих контролю за установленный период. На основании этих правил система автоматически создает план контроля менеджеров. Конкретные даты для контроля выбираются случайным образом. В соответствии с планом система ежедневно находит реальные сессии обслуживания клиентов и передает их в центральный офис. Передача данных происходит в разрешенные временные интервалы, как правило, в ночное время. Сотрудники, занимающиеся оценкой качества работы менеджеров, синхронно просматривают два видеоролика и заполняют оценочную анкету.

Анкета оценки качества работы менеджера

В результате менеджеру выставляется оценка. В конце месяца оценки всех анкет данного менеджера усредняются, и вычисляется интегральная оценка менеджера за текущий период. Результаты посылаются по электронной почте менеджеру и его руководителю.

Объективная оценка

Инсталляция системы в kaspi bank охватывает свыше 1000 рабочих мест в более чем 250 отделениях по всему Казахстану. Система видеомониторинга позволяет объективно оценивать качество работы менеджеров банка.

Как подготовить ИТ-архитектуру к внедрению ИИ
цифровизация

Автоматический выбор сессий для контроля исключает человеческий фактор. Оценка, данная менеджеру, может быть многократно проверена в конфликтных ситуациях и разобрана в присутствии самого менеджера. Кроме диалога с клиентом может быть проанализирована работа менеджера с банковскими программами. В результате вырабатываются рекомендации как по улучшению «юзабилити» программ, так и по совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников.

Система видеомониторинга компании «Арсис» позволяет одновременно анализировать видеоряд с IP-камеры, направленной на рабочее место менеджера, аудиозапись с конференц-микрофона, расположенного на столе менеджера, и снимки экрана рабочей станции. Система может быть использована для контроля за действиями менеджеров по работе с клиентами, персонала call-центров, менеджеров по продажам, работников сферы госуслуг.

Объективный анализ конфликтов менеджера с клиентом в некоторых случаях помогает избежать прямых финансовых потерь вследствие проигранных судебных исков. При анализе сессий могут обнаруживаться иные нарушения, напрямую не влияющие на диалог с клиентом, например, наличие на экране «следов» посторонних программ, работа под чужим аккаунтом в системе, большие перерывы в работе и многие другие.

Эффективный контроль

Руководство банка позитивно оценивает этот проект, ставший частью программы повышения качества обслуживания клиентов. Внедрение решения прошло в рамках установленного бюджета и сроков. Система позволила обучать менеджеров не на абстрактных, а на реальных примерах. Мониторинг и контроль стали мобильными и перестали зависеть от человеческого фактора. Окупаемость инвестиций оценивается в 3 года. Результаты проекта стали ощутимы сразу с момента ввода системы в промышленную эксплуатацию.

Участники проекта считают, что в этом сотрудничестве очень важными были полное доверие и открытость сторон при работе над проектом. По рассказам представителей банка, каждая из сторон приобрела ценный опыт создания уникальной системы, которая не имеет аналогов в Казахстане и в мире. «Реализация проекта проходила в рамках методологии проектного офиса, собравшей в себе лучшие практики по ведению проектов», – пояснил Андрей Клевцов, управляющий проектами kaspi bank.

Разработка системы видеомониторинга началась в апреле 2011 г. В процессе проектирования и разработки пришлось решить значительное количество проблем, главными из которых были две – масштабирование системы до 1,5–2 тыс. рабочих станций и обеспечение надежной работы в условиях сетевых соединений с низкой пропускной способностью. Эти задачи были успешно решены совместными усилиями разработчиков и проектной команды kaspi bank в процессе опытной эксплуатации.

Помимо собственно разработки системы большую роль в компании «Арсис» отводят последующему сопровождению. «Качественный программный продукт получается при грамотном проектировании, аккуратной, ответственной разработке и внимательном отношении к Заказчику. Внимательное отношение и тесное сотрудничество с Заказчиком, регулярные ревизии и пробные версии позволяют на выходе получить именно то, что ожидалось. А квалифицированный подход к проектированию и разработке делает дальнейшее сопровождение и развитие системы не только возможным на практике, но и вполне безопасным этапом жизненного цикла программного продукта. Мы считаем, что умеем это делать, потому что у нас практически не бывает разовых работ. Большинство клиентов заказывает нам разработку второй, третьей системы, а некоторые работают с нами непрерывно долгие годы. Надеемся, что и kaspi bank не станет исключением», – рассказал Илья Пуховский, руководитель разработки программного обеспечения компании «Арсис».

Александра Кирьянова