Разделы

Телеком Наука Бизнес Техника

Какие сотовые телефоны нравятся китайцам?

В конце прошлого года в КНР было проведено масштабное исследование с целью выяснить, какие телефоны предпочитают приобретать пользователи мобильной связи «срединного мира». Согласно результатам этого исследования, китайские производители существенно потеснили зарубежных конкурентов и продолжают отвоевывать свой национальный рынок. С целью изучения предпочтений китайских пользователей мобильной связи НИИ развития электроники и информационной промышленности КНР, центр электронных средств информации и информационный портал China Mobile при содействии пекинской компании Saidi и шанхайской CellStar провели масштабное исследование пользовательских предпочтений. Опросы проводились в течение 3 месяцев более чем в 60 городах страны. Исследователей интересовало, телефоны каких производителей чаще покупают в Китае, какими качествами аппарата руководствуются при выборе, где предпочитают делать покупку.

Самыми популярными марками оказались Motorola, китайские Ningbo Bird Corporation, Xiamen Xiaxin Electronics. В номинации «внешний вид» первые места получили Motorola, Bird, Xiaxin и TCL Mobile. Наиболее функциональными признаны телефоны производителей Bird, Motorola, Haer. По качеству связи в лидеры вышли Nokia, Samsung, Bird. Первенство на рынке продаж завоевала шанхайская CellStar, дочернее отделение американской компании — оптового поставщика сотовых телефонов и мобильных устройств.

Телефоны популярных марок

Телефоны популярных марок

Телефоны популярных марок

Основные тенденции развития продукции: внешний вид и функциональность

Исследование показало, что лидерами продаж в прошедшем году стали телефоны, имеющие современный и красивый дизайн. Этонемедленно отразилось и на новейших разработках производителей, постаравшихся объединить функциональность телефонов с привлекательным внешним видом. Так, 70% покупателей ориентируются при выборе телефона на его качество и дизайн. Потому и основным оружием в конкурентной борьбе китайских производителей телефонов стал внешний вид новых моделей.

Новизна модели также является немаловажным фактором при выборе телефона. Опросы показали, что 46,7% пользователей выбрали ту или иную модель либо из-за ее внешнего вида, либо по причине ее новизны. Как результат, китайские поставщики мобильных телефонов при планировании продаж стали в большей степени учитывать эстетические предпочтения пользователей. Показательной в этом отношении была рекламная кампания модели Xiaxin-А8, позиционировавшейся как качественный и красивый продукт. В результате этой акции компании удалось завоевать внушительную часть рынка. Поэтому, если говорить о рынке мобильных телефонов Китая, основной вопрос — о дизайне новых моделей — сохранит актуальность и в 2003 году.

Xiaxin-А8  
Xiaxin-А8
Функциональность современных мобильных телефонов чрезвычайно разнообразна. Выпуск различных с точки зрения функциональности моделей помогает производителям выжить в конкурентной борьбе и завоевывать новое пространство на рынке. В 2002 г. китайские мобильные телефоны, помимо разнообразия цветовых решений и мелодий звонка, обзавелись играми, поддержкой современных технологий передачи данных и другими возможностями. Но, тем не менее, как показало исследование, решающимпоказателем при выборе телефона все-таки остался дизайн.

Однако нельзя не отметить такую характеристику, как совместимость телефонов с другими устройствами. В последнее время выпуск телефонов с возможностью подключения к компьютеру и прочим цифровым устройствам становится основной тенденцией для китайских производителей мобильных телефонов.

Предпочтения пользователей: возможность персонализации

Возможность персонализации, настройки телефона «под себя», стала ориентиром для производителей сотовых телефонов в Китае в прошедшем году.

Прелюдией конкурентной борьбы в этой области станет развитие и объединение технологий мобильной связи. Причем основная борьба развернется не за реализацию новых проектов, а за их практическое применение. Поддержка MMS, стандарта CDMA и TD-SCDMA-технологии, избранной Китаем в качестве системы подвижной связи 3-го поколения, — вот те основные виды услуг, на рынке которых будут бороться производители.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Другой тенденцией станет дальнейшее развитие возможностей персональной настройки телефона. Исследования показали, что многие потребители испытывают затруднения при выборе модели телефона и оператора. Поэтому производители стараются разнообразить возможности своей продукции, чтобы покупатель мог создать свои личные настройки в телефоне, сделать его максимально удобным. Показателен в этом смысле пример лидера китайского рынка мобильных телефонов — компании Motorola, наделившей свои аппараты широкими возможностями, включая дизайн, функциональность, большой выбор мелодий, персональные настройки.

Борьба компаний: модели и услуги

До 1999 года конкуренция на китайском рынке сотовых телефонов была лишь отголоском битв на ведущих мировых рынках. Причем основными игроками на китайском рынке были все те же мировые лидеры в производстве сотовых телефонов — Motorola, Nokia, Siemens. Еще в ноябре 2001 года на их долю приходилось 70% рынка продаж мобильных телефонов.

Тогда китайские компании Bird и Xiaxin только-только выходили на рынок и не могли конкурировать с иностранными монополистами. Но, опираясь на качество и широкий спектр услуг, китайские производители стали отвоевывать некоторые секторы своего же рынка. Постепенно рейтинг отечественных производителей вырос, что не замедлило сказаться на спектре предоставляемых услуг, качестве товара и т.д.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Сети продаж

Лидерство иностранных производителей на китайском рынке сотовых телефонов объяснялось, прежде всего, разнообразием накопленных за долгие годы технологий и широчайшим спектром продукции. Именно эти критерии — разнообразие услуг и большой выбор моделей — стали ориентиром для развивающихся китайских производителей. Но также понятно, что невозможно постоянно удерживать свой рынок сбыта. Рано или поздно китайские производители должны были нарушить и, в конце концов, нарушили монополию иностранных производителей. Но о мирном переделе рынка речи быть не могло. Новый виток конкурентной борьбы развернулся между сетями продаж оборудования, а услуги отошли на второй план.

Продолжение конкурентной борьбы привело к потере части прибыли. Грамотно организованные сети продаж стали гарантией получения доходов компании. В борьбу за рынок продаж мобильных телефонов включились компьютерные центры, магазины сотовой связи, магазины бытовой техники. Конкурентные преимущества, несомненно, получили крупные поставщики и сети магазинов, обладающие возможностями удовлетворить любые запросы клиентов.

Подводя итоги, можно сказать, что основными ориентирами для китайских производителей мобильных телефонов в 2003 году станут расширение функциональности и возможностей персонализации аппаратов, снижение цен и реструктуризация сетей продаж.


Рост экономики КНР уже не первый год составляет 7–8%, и емкость внутреннего рынка увеличивается завидными темпами. В целом по Китаю годовой доход на душу населения к концу прошлого, 2002 г., приблизился к запланированному рубежу в $1 тыс. Однако в более развитых прибрежных районах, и в Восточном Китае в целом, он уже превышает этот показатель. А в мегаполисах доходы населения в несколько раз выше. Например, в Шанхае в 2002 г. ВВП на душу населения приблизился к $5000.

Сейчас около полумиллиарда китайцев уже имеют доход, позволяющий покупать и «содержать» личный мобильный телефон и пользоваться другими благами цивилизации, в первую очередь, различными бытовыми устройствами. Это делает внутренний рынок КНР все более привлекательным. Так зарубежные инвестиции в экономику Китая в 2002 г. составили около $55 млрд. И треть этих инвестиций, согласно китайскому национальному статистическому бюро, поступает от компаний, получающих в Китае существенную прибыль и реинвестирующих свои доходы.