Интернет-коммерция: "электронные тигры" Азии
Благодаря мощи американских СМИ само понятие "электронный бизнес", прежде всего, ассоциируется со странами Запада. Похоже, что в ближайшее время данный стереотип будет разрушен натиском "электронных тигров" Азии. Согласно прогнозам исследователей, в ближайшие несколько лет страны Тихоокеанского региона нарастят свою долю в общемировом обороте сделок, осуществляемых через интернет, и по этому показателю оставят позади страны Европейского Союза. Данная тенденция подтверждается сегодняшними темпами роста онлайнового бизнеса в этом регионе. Согласно прогнозам Forrester Research, к 2004 году общий объем интернет-коммерции в мире (В2С и С2С) превысит 6,8 триллиона долларов. Страны Северной Америки, по мнению экспертов, пока имеют наибольший вес в объеме этой торговли, но их доминирование постепенно затухает. Причиной тому гиперрост электронного бизнеса в странах Азиатско-тихоокеанского региона и Западной Европы, который в ближайшие два года, по мнению аналитиков, будет только возрастать. На графике ниже представлены данные о прогнозах развития электронной коммерции в ведущих регионах мира.
Доходы на азиатском рынке В2С более чем удвоились в 2000 г., составив 6,8 млрд. долл. По прогнозам BCG, удвоение этого показателя произойдет и в этом году - доходы возрастут до 14 млрд. долл. "Общий спад интереса к дот-комам привел к тому, что бум на рынке В2С Азии остался практически незамеченным, - говорит Дэвид Майкл, вице-президент гонконгского отделения Boston Consulting Group в интервью Internet Stock Report. - Результаты нашего исследования свидетельствуюто том, что 81% онлайновых доходов от В2С в Азии приходится на крупные, авторитетные компании". Кроме того, одной из предпосылок текущего и планируемого роста является значительное увеличение числа пользователей интернета в регионе: согласно прогнозу, азиатская часть населения Сети ежегодно будет увеличиваться на 36% и в 2004 году составит 245 млн. человек, против 98 млн. сегодня.
Исследование BCG фиксирует три "убийственно успешные категории" в азиатском В2С: интернет-трейдинг, туристические услуги, плюс компьютерное оборудование и ПО. В прошлом году услуги по доступу в биржевые торговые системы через интернет принесли компаниям региона доходы в размере 1,57 млрд. долл., что на 121% больше, чем годом раньше. Онлайновые продажи компьютерного оборудования и программного обеспечения достигли 1,38 млрд. долл. (+ 75%), а продажи туристических туров через Сеть составили 980 млн. долл. (+188%).
Для сравнения приведем данные Forrester Research, демонстрирующие динамику роста розничных продаж на американском онлайновом рынке. Скромная разница между двумя кривыми на графике ниже, свидетельствует об относительном насыщении рынка США, что является вполне закономерным явлением. Фаза феерического роста, в которой сегодня находятся онлайновые рынки стран Тихоокеанского региона, на североамериканском континенте уже пройдена.

В случае, если ситуация будет развиваться именно так, как прогнозируют аналитики, к 2004 г. доля стран Тихоокеанского региона в электронной коммерции превысит долю ЕС и составит 24%. Весомым вкладом в этот успех станет и мощный рывок "электронных тигров" на рынке розничных интернет-продаж.
