Информатизация госсектора: лед тронулся, ломая стереотипы
Об оживлении в направлении информатизации госсектора можно судить даже по косвенным признакам, когда участники мероприятия, забыв про регламент и свои презентации, начинают увлеченно развивать темы докладчиков. Именно такой была прошедшая конференция "ИКТ в госсекторе: на пути к информационному обществу", организованная CNews Conferences и CNews Analytics. Основной темой обсуждения стали е-услуги и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которые больше всего волнуют госсектор сегодня.Определенный скептицизм к услугам и сервисам, предоставляемым государством, вырабатывался в России десятилетиями и, может быть, стал уже своего рода чертой национального характера. Как и всякий стереотип мышления, такой подход не дает увидеть реальность: усилия государства в области информатизации не прекращаются на протяжении последних лет, концепции приобретают отчетливые очертания, оформляясь в действующие проекты и изменения законодательства. Это процесс крайне инерционный, определенные сомнения у участников рынка еще остаются, но скептики рискуют остаться в меньшинстве уже в самое ближайшее время.
По данным CNews Analytics, суммарный бюджет федеральных ведомств по планам информатизации на 2011 г. составляет около 83 млрд руб., хотя это все еще несопоставимо с расходами развитых стран на те же цели. Обращает на себя внимание не только прозрачность бюджета, но и пока непривычная для госсектора структура затрат: 61 млрд - на услуги, и только 22 млрд - на оборудование.
Если говорить об обстоятельствах, которые мешают процессу информатизации, то это отсутствие единой ответственной структуры управления с влиятельным руководителем во главе нее; зависимость в сфере ИТ от иностранного ПО, о которой Дмитрий Медведев говорил на встрече с разработчиками ПО еще в сентябре 2007г.; проблема одновременного дублирования расходов на ИКТ и недостаток средств на информатизацию в регионах, а также связанную с ней проблема недостаточной эффективности.
Однако, по мнению аналитиков, "лед в госсекторе тронулся", о чем свидетельствует, например, ФЗ-210 (с учетом июльских изменений), постановление правительства №697 "О единой СМЭВ" и ряд других.
Федеральное казначейство против межведомственного федерализма
Федеральным казначейством была создана Государственная информационная система (ГИС). В частности, благодаря Распоряжению Правительства РФ N 442-р от 17.03.2011г "ГИС о государственных и муниципальных платежах, система предназначена для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, а также платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетной системы РФ, и иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами", – уточнил заместитель руководителя Федерального казначейства (ФК) Владимир Смирнов.
В ФК путем пилотного тестирования в 4-ех регионах апробированы технологии и электронные сервисы, работающие благодаря СМЭВ, которые обеспечивают предоставление сведений из единой базы обо всех начислениях, задолженностях или фактах оплаты. С момента окончания тестирования начал отсчитываться 2-х летний срок, по окончании которого система заработает в полном объеме. Список органов исполнительной власти, подписавших соответствующий договор о присоединении к услугам ФК, в настоящее время расширяется, в частности, это уже сделали Федеральная налоговая служба и ФМС РФ. Подписали такой договор и многие кредитные организации, такие как "Сбербанк РФ", что особенно важно, учитывая масштаб филиальной сети, причем с 1 января 2013 г. это станет обязательным для всех банков.
В качестве дополнительного сервиса ФК производит сопоставление начисленных и оплаченных сумм и предоставляет эту информацию в уполномоченные ОГВ, а значит, теперь стало возможно простым способом оценить, например, эффективность конкретной кредитной организации. Администрирование стало значительно дешевле, сокращаются объемы невыясненных начислений и ускоряется оборот денежных средств, поступающих в бюджеты, причем весь этот процесс стал более прозрачным.
В частности, граждане смогут в режиме онлайн получать информацию, производить оплату, вносить авансовые платежи – через кредитные учреждения, инфоматы, банкоматы, POS-терминалы и т.д. Благодаря технической возможности отказаться от сегодняшнего порядка расчетов по факту зачисления и перейти на факт оплаты, "необходимость предоставления подтверждения оплаты на бумажном носителе, по сути, отпадает", – сообщил г-н Смирнов, Также спикер неоднократно подчеркивал важность осуществленной интеграции ГИС ФК с Единым порталом госуслуг, благодаря которой станет возможным еще и получать сведения в виде SMS, причем в реальном времени, по каждой транзакции, что делает подобные расчеты похожими на оплату услуг мобильной связи.
Реестр 2.0
Продолжил тему заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников. "Наша технология подтверждения платежей, которая работает уже год, была передана в ФК. Также мы согласовываем уникальный код-идентификатор платежа, который выдаем при первой транзакции заявителю, чтобы определить услугу, которую он оплачивает. Сегодня достаточно сложно добиться от банков, чтобы они сделали этот идентификатор самым главным элементом платежного поручения", – поделился проблемой спикер. "Еще сложнее добиться от банков, чтобы они принимали оформленные с соблюдением всех технических и законодательных требований выписки из Росреестра при осуществлении сделок с недвижимостью (с чем так или иначе связано около двух третей обращений в ЕГРП). Скорее всего, это вызвано непониманием того, что такое электронный документ, очень небольшой практикой его использования. Нам пришлось вернуться в прошлый век и выдавать бумагу с печатью в ответ на электронное обращение, которую затем сотрудники банков вручную вбивают в свою ИС. В Московском регионе и ряде других она пользуется бешеной популярностью", - с плохо скрытым сарказмом отметил выступающий.
На сегодня выдано 1,5 млн документов в электронном виде, что в процентах составило в июле 8% (для ЕГРП) и 18% (для ГКН). Лидерами по числу электронных запросов являются Москва, где на электронный документооборот перешли расчетные подразделения ЖКХ (99%), Московская область - несмотря на то, что услуга была там запущена не так давно (33%), Краснодарский (26%) и Ростовский (24%) регионы. Всего же Росреестр получает около 6-7 тыс. электронных запросов в день, оказывая при этом 100-140 млн. единиц услуг в год.
Пречистенский Станислав, архитектор отраслевых решений SAP
На вопросы CNews ответил архитектор отраслевых решений SAP Пречистенский Станислав.
CNews: Как вы оцениваете итоги реализации государственных инициатив в области внедрения ИТ (электронное правительство, социальные карты и т.п.) на сегодняшний день?
Пречистенский Станислав: Положительно! Благодаря активному участию в процессе первых лиц государства реализация инициатив продвигается весьма успешно.
Меджитов Тимур, Руководитель направления по работе с органами власти компании DIRECTUM
На вопросы CNews ответил руководитель направления по работе с органами власти компании DIRECTUM Меджитов Тимур.
Cnews: Как вы оцениваете влияние курса на внедрение электронных государственных услуг и повышение эффективности госуправления на развитие рынка СЭД?
Меджитов Тимур: Стоит отметить, что под термином СЭД могут пониматься разные по функциональности и технологическим возможностям продукты. Если учитывать только СЭД, которые представляют собой узкие решения по ведению электронного делопроизводства (регистрация документов, формирование поручений, контроль исполнения), то влияние перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде на этот рынок незначительно...