Разделы

Бизнес

ETegro: специфика российских серверов Западу не по зубам

Российский серверный рынок активно растет, заметно опережая мировые темпы. Как чувствуют себя на нем отечественные производители серверов? Есть ли у них шансы против западных вендоров? Об основных тенденция серверного сегмента ИТ-рынка, а также о том, как молодой российской компании удалось занять на нем заметную долю рынка за короткий срок, корреспонденту CNews рассказал генеральный директор ETegro Technologies Олег Изумрудов.

Олег Изумрудов: Доля небольших компаний существенно сократится

CNews : Какие тенденции вы можете выделить на российском серверном рынке?

Олег Изумрудов: Что происходит на российском серверном рынке в настоящее время? Происходит изменение конъюнктуры в среднем и верхнем ценовых сегментах. Это вызвано следующими факторами. Во-первых, стали заметно активнее западные компании, такие как IBM или HP. Немного хуже, наверное, чувствует себя Fujitsu Siemens, которая была достаточно активным игроком долгое время. Также активизировалась, но не так заметно, компания Sun. Dell начал энергично играть на своем традиционном поле – в нижнем ценовом сегменте, неожиданно активизировав продажи осенью прошлого года. Это повлекло за собой перераспределение сил на рынке в сторону этого бренда, а не традиционных российских локальных сборщиков.

Какие общие тенденции можно выделить, исходя из вышесказанного? Маленькие локальные игроки, канальные сборщики, использующие продукты от Intel, от Supermicro, будут чувствовать себя все хуже и хуже. Их маржа будет все меньше, так как нашим рынком заинтересовались и крупные западные игроки, и крупные российские сборщики, предлагающие более эффективные решения по привлекательным ценам. Понятно, что у канальных игроков очень маленький задел в игре с маржой – часть ее они отдают строителю канала - вендору платформ, часть дистрибутору, и зачастую часть еще и реселлеру, если компания небольшая. Для крупных традиционных российских производителей ситуация несколько проще – мы уже находимся на позиции, когда можем предвидеть подобную ситуацию, и, соответственно, заранее на нее среагировать.

CNews: Как будет идти развитие рынка в дальнейшем?

Олег Изумрудов: Небольшим компаниям становится все труднее работать: во-первых, постоянно снижается норма прибыли в канале продаж, происходит "схлопывание" канала. Во-вторых, имея практически одинаковую продукцию на руках, очень трудно позиционироваться, выделив, чем именно одна небольшая компания отличается от другой. Подобная идентичность ведет к конкуренции по ценовому признаку. А куда ведет всеобщий демпинг – известно давно. Тем более, что "запас прочности" у небольших компаний тоже невелик по сравнению с теми же западными брендами.

Аналогии здесь можно провести с рынком ноутбуков и тем, как он развивался в России в последние годы, так как это была, по сути, квинтэссенция развития канального бизнеса в целом. Напомню, в 2003 году Intel выступил с инициативой мобильной открытой платформы. Много компаний поддержали эту программу - тем более, что через некоторое время аналогичные предложения сделала AMD. К чему это привело? Рынок был насыщен множеством платформ от разных игроков. В 2004 и 2005 годах появилось огромное количество новых российских ноутбучных брендов. И уже к концу 2005 года от большинства этих брендов остались одни воспоминания – выжили только сильнейшие игроки, давно присутствовавшие на этом рынке. Причина проста – крупные компании, такие как Acer, а чуть позже Samsung со товарищи представили свои модели low-end. При сопоставимой стоимости модели от всемирно известных брендов для рядового потребителя заметно привлекательней.

На серверном рынке тенденции схожи, хотя и есть некоторые отличия. Схожесть проявляется в методике вхождения в канал, методике, скажем так, инвентора для своих платформ. Практически все канальные игроки используют платформу производства Intel, минимально отличаясь друг от друга – порой лишь наклейкой на продукте. И говорить здесь можно только о разнице в сервисе у конкретных производителей, разнице в поддержке, но никак не о технологических различиях. Через некоторое время ценовое предложение мировых брендов и их системный подход к сопровождению своей продукции внесет большую смуту в настроения потребителей. Понятно, что при прочих равных условиях выбор будет сделан в пользу более крупного и более известного бренда. Поэтому мы и говорим о том, что у небольших компаний будущее не слишком безоблачное.

В этой ситуации мы сделали ставку на продукцию собственного, уникального дизайна, позволяющего на равных конкурировать по техническим возможностям платформ с продукцией А-брендов. Это, с одной стороны, усложняет нашу задачу (поскольку требует затрат на дизайн и сопровождение моделей), а с другой, позволяет уверенно себя чувствовать в условиях жесточайшей конкуренции на серверном рынке.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

CNews : А что станет с крупными игроками? Как поделен между ними российский рынок сегодня? Какой объем рынка занимают российские производители серверов, а какой – западные?

Олег Изумрудов: Если мы говорим про high-end, то российские производители в этом классе практически не представлены. Это связано с целым комплексом причин: сложность разработки таких систем, высокая стоимость всего цикла их производства и поддержки. Персонал, занимающийся обслуживанием такого оборудования, себестоимость продукции, эффективность так называемого ROI - Return Of Investment – все это требует вложений достаточно большого масштаба. Компании – мировому бренду заметно проще в финансовом плане, чем российской компании: можно позволить себе проектирование и производство техники high-end. Им проще продать такую технику, поскольку рынок сбыта для нее у западных компаний гораздо шире, чем у российских. Разница в финансовых и маркетинговых возможностях западных компаний позволяет им, по сути, формировать рынок сбыта для своих hi-end моделей, российским компаниям приходится следовать в фарватере спроса в силу меньшего масштаба. Таким образом, законодателем мод в hi-end-области российским компаниям в обозримом будущем не стать.

Что касается моделей среднего ценового диапазона, то здесь ситуация интереснее. В целом, по нашему мнению, наблюдается небольшой перевес в сторону западных компаний. Он обусловлен тем, что крупные компании обычно имеют свои корпоративные стандарты в сфере ИТ. И если в качестве такого стандарта выбран, например, западный бренд, то у российского производителя практически нет шансов вытеснить его. В результате крупные западные вендоры работают с крупными российскими компаниями-потребителями, оставляя отечественным производителям менее прибыльный и менее масштабный рынок средних и мелких компаний.

Если же мы говорим о секторе мелких и средних потребителей, то здесь российские компании чувствуют себя значительно уверенней. На открытых тендерах этого уровня часто побеждают российские компании: они готовы предоставить необходимую заказчику поддержку, они более гибки в отношении сроков и условий поставки, их не пугают нестандартные требования по конфигурациям систем. Последнее – заметная трудность для западных компаний. Чем крупнее производитель серверов, да и любая компания, тем менее гибкая у него политика. И когда у клиента появляются специфичные требования, западные вендоры не могут быстро изменить свои продукты или предоставить нестандартные сервисы. Шансов у российских компаний здесь больше и они активно этим пользуются. Таким образом, одним из реальных конкурентных преимуществ мелких российских производителей является более быстрая реакция на потребности клиента, возможность уделять каждому покупателю больше времени, внимания, сил, возможность предоставлять более специфические условия сервиса. Собственно, это та ниша, которая не дает полностью исчезнуть небольшим компаниям "шаговой доступности"

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Специфическая ситуация в области госзаказов. С одной стороны, во всех открытых государственных тендерах в основном участвуют именно западные компании и их партнеры – это масштабные, интересные для них поставки с прогнозируемым графиком. С другой стороны, западные компании априори не могут получить доступа в некоторые учреждения или проекты (особенно если они связаны с различными категориями секретности).

Если кратко резюмировать, то по количеству клиентов перевес на стороне российских компаний. В денежном же выражении выигрывают западные производители.