Спецпроекты

ERP в "Сильвините": Выигрывает тот, кто лучше управляет сбытом

Бизнес
Рекордные показатели производства – еще не гарантия высоких финансовых результатов. В условиях высокого спроса на продукцию предприятие недополучает возможную прибыль из-за неэффективно работающего сбытового процесса. Финансовые потери в виде штрафов за простой транспорта, вынужденных расходов из-за авральной или неслаженной работы подразделений, задействованных в сбыте, становятся одной из наиболее существенных статей затрат.

Следуя тенденции роста мирового спроса на калийную продукцию, руководство компании "Сильвинит" приняло программу стратегического развития, направленную на увеличение добычи и отгрузки хлористого калия. Амбициозная программа развития, получившая название "+1 миллион тонн", включала техническое перевооружение, ремонт оборудования, развитие транспортного парка. При столь резком увеличении объемов поставок эффективное управление сбытовыми процессами становится одной из основных задач предприятия, решение которой обеспечивает не только рост "пропускной способности сбытовой цепочки", но и поддерживает имидж компании перед своими покупателями.

Поэтому параллельно с проведением стратегических мероприятий по повышению выпуска продукции на "Сильвините" была поставлена задача – усовершенствовать информационную инфраструктуру предприятия, чем обеспечить эффективное функционирование сбытовой логистики. Проект автоматизации управления сбытом и транспортом на базе специализированного модуля "Системы Alfa" - Alfa-Sales&Distribution - был завершен в конце 2005г. За этот период темпы роста производства калийных удобрений - компании "Сильвинит" составили 143%, и в 2005г. предприятие достигло поставленных амбициозных планов, реализовав около 5 млн. т хлористого калия (при ресурсе мощностей в 4,2 млн. т).

По словам генерального директора компании "Сильвинит" Петра Кондрашева, по предварительным итогам 2005 года предприятие "Сильвинит" выпустило 4,934 млн. т хлористого калия, в то время как в 2004 году было произведено 4,213 млн. т. Выручка увеличилась на 62,44% относительно 2004 г. и составила 16,547 млн. руб., а чистая прибыль выросла на 51,45%, до 6,765 млн. руб. Достижению столь высоких результатов, особенно в последние три года, способствует постоянная модернизация производственных мощностей, в которую в 2005 г. инвестировано 2,7 млрд. руб.

"Сильвинит" – одно из крупнейших в мире предприятий по производству минеральных удобрений, правопреемник Соликамского калийного комбината (1934г.), являющегося родоначальником калийной отрасли России. По итогам 1995 года "Сильвинит" получил статус "Лидера российской экономики". Начиная с 2000 года, предприятие регулярно проходит аттестацию по системе стандартов качества ISO-9000. "Сильвинит" имеет сложную территориально распределенную структуру, состоящую из семи балансовых единиц, в составе которых 3 рудоуправления. В общей сложности на предприятии работает свыше 11 тыс. чел.

Управление сбытом – продолжение развития КИС

Проект автоматизации сбытовой деятельности (2003-2005гг) продолжает развитие корпоративной информационной системы, созданной на базе "Системы Alfa" и функционирующей на "Сильвинит" с 2001 года более чем на 1000 рабочих мест. В рамках единого ядра автоматизированы основные бизнес-процессы: снабжение, управление запасами, складская логистика, финансовая и договорная деятельность, учет труда и расчет заработной платы, бюджетирование, бухгалтерский, налоговый, управленческий (включая производственный) учеты.

"Сильвинит" поставляет свою продукцию, помимо регионов России, более чем в 60 стран мира железнодорожным, водным и автомобильным транспортном, через перевалочные базы, российские и зарубежные, морские и речные порты. Объем перевозок в месяц составляет 7,5-8 тыс. вагонов. Собственный парк насчитывает порядка 2,3 тыс. вагонов, активно используются арендованные транспортные средства.

На момент начала проекта сбытовые процессы были автоматизированы только частично разработками местного отдела АСУП, что неизбежно влекло проблемы многократного ввода данных, отсутствия единого информационного пространства, прозрачности процесса сбыта и накладывало существенные ограничения на оперативность принятия важных управленческих решений.

Достижению высоких результатов способствует постоянная модернизация производственных мощностей, в которую в 2005 г. инвестировано 2,7 млрд. руб.
Достижению высоких результатов способствует постоянная модернизация производственных мощностей, в которую в 2005 г. инвестировано 2,7 млрд. руб.

Однако существующая система управления сбытом на предприятии настолько "срослась" с другими смежными, параллельными системами учета и контроля, что простая замена "старой" системы на "новую" привела бы к неизбежной остановке всего сбытового процесса. Если при ведении учета без серьезных срывов работы возможна задержка регистрации документов в один - два дня, то простой отгрузки продукции даже на несколько часов просто неприемлем. При этом три рудоуправления предприятия, ж/д станция "Соликамск-2", управление ж/д транспортом и управление компании территориально удалены друг от друга.

В то же время особенности разветвленной сбытовой сети самого предприятия, охватывающей все многообразие схем реализации как на внешнем, так и на внутреннем рынке: различные условия поставок, реализация продукции через перевалочные базы, российские и зарубежные порты различными видами транспорта, сопутствующие механизмы таможенного декларирования по экспортным операциям, а также объемы реализации, измеряемые миллионами тонн в год - все это потребовало от создаваемого решения высокой степени адаптивности и возможности оперативной перенастройки системы в случаях быстрой смены схем реализации продукции.

Руководством "Сильвинита" была поставлена стратегическая задача – создать в рамках единой корпоративной информационной системы полноценную высоко адаптивную систему учета, контроля и управления процессами сбыта и транспортным блоком в соответствии с планами предприятия по увеличению объемов отгрузки готовой продукции.

Учитывая исключительно высокие требования, предъявляемые к оперативности ввода и обработки данных в системе с одной стороны, невозможность остановки процесса сбыта ни на минуту с другой, и многообразие схем реализации с третьей, было принято решение о поэтапном, бесшоковом внедрении модуля Alfa-Sales&Distribution (Управление сбытовой деятельностью и транспортом), его постепенном максимально незаметном для рядовых пользователей введении на каждом участке.

Шаг за шагом к полной автоматизации

В рамках единой КИС реализован полный спектр операций, сопутствующих сбытовой деятельности: от регистрации заявок на отгрузку (в рамках заключенных договоров), оформления накладных и таможенных деклараций (для экспортных поставок), до автоматизированного закрытия счетов-фактур по отгруженной продукции и управления транспортным блоком.

Заказ от покупателей. В самом начале внедрения системы (январь 2003г.) были произведены работы по регистрации в системе договоров и заявок на отгрузку продукции от конечных грузополучателей с необходимой информацией: тип товара, количество, тип вагонов, пункт назначения, валюта. Для ввода заявок по внутреннему рынку настроен конвертор по импорту заказов на отгрузку из системы компании "Минералтрейдинг", основного дилера "Сильвинита".

На основе создаваемого реестра заявок принимается решение по приоритетным отгрузкам с учетом наличия необходимого транспорта на заданный период. По принятым к исполнению заявкам в отделе сбыта автоматически создается пакет документов на перевозку железнодорожным, водным, автотранспортным и др. транспортом (более 30 видов накладных) и производится проверка на исполнение предварительных оплат по договору.

После согласования накладных с бюро декларирования (для экспорта), где присваивается уникальный номер ГТД, и ж/д станцией на соответствие ранее присланным заявкам на подачу вагонов (ГУ-12), накладная направляется на погрузочные пункты рудоуправлений.

Погрузка продукции. С июля 2004г. началось внедрение модуля Alfa-Sales&Distribution на всех погрузочных пунктах рудоуправлений, где определяется ключевая информация о виде продукции, массе погруженного товара, типах транспорта и других параметрах. Через "операцию погрузки" оператор вносит в накладную данные о произведенной погрузке – номер вагона, продукция, масса, номер пломбы и т.п.

Параллельно отделом качества происходит сертификация продукции: после лабораторного анализа информация о необходимых параметрах вносится в сертификат качества, сопровождающий погруженный вагон. Из рудоуправлений с необходимым пакетом документов вагон доставляется на ж/д станцию "Соликамск-2".

Формирование окончательной стоимости отгрузки. После принятия ОАО "Российские железные дороги" ("РЖД") вагона к отправке (номер накладной и дата) экономисты отдела сбыта формируют пакет сопутствующих данной поставке услуг, по которому автоматически рассчитывается окончательная стоимость отгрузки. В комплекс услуг может входить сбор по срочной перевозке, страховой сбор, плата за аренду вагонов "РЖД", тариф перевозки (с учетом направления, сроков, массы) и прочее. Изменение параметра настройки услуги доступен в интерфейсном виде и позволяет экономисту самостоятельно вносить корректировки.

После закрытия накладной формируется с/ф, и информация поступает в финансовый контур для осуществления расчетов. Закрытие накладной при экспорте возможно только в момент перехода права собственности. Таким моментом чаще всего принимается либо пересечение государственной границы, либо погрузка продукции в порту. Для этого реализован механизм автоматической регистрации вагонов, прибывающих в удаленные порты, и учет информации о погрузке соответствующей продукции в морские суда: на основании присылаемых комиссионерами электронных файлов о движении вагонов созданы механизмы по их автоматической загрузке в систему и хранения в виде полноценных объектов базы данных. Настроен конвертор по импорту информации о пересечении вагонами государственной границы России.

По экспортным операциям создан механизм автоматического создания счетов-проформ по не вывезенной продукции. Для удобства работы пользователей было создано около десяти различных видов формирования счетов-фактур в зависимости от типов поставок, видов транспорта и т.д.


Технология месяца

NVMe: что нужно знать о новом интерфейсе передачи данных?

Рост популярности «датаемких» решений требует быстрых протоколов передачи данных.

Профиль месяца

Банки должны переходить на односкоростную архитектуру

Дмитрий Гарбар

управляющий директор компании «Новая Афина»