Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

"Аэрофлот" осуществляет переход на СОА

Переход на сервис-ориентирванную архитектуру позволяет на ином качественном уровне реализовать поддержку сквозных бизнес-процессов. Однако при всех достоинствах этой архитектуры реальных проектов построения СОА в России пока единицы. Одним из наиболее масштабных в России, да и в мировой авиаиндустрии, является проект создания СОА в компании "Аэрофлот – Российские авиалинии". Переход на СОА является стратегической задачей для компании и пока далек от завершения, но уже сделан принципиально важный шаг – создана центральная интеграционная шина класса ESB и идет подключение к ней более десятка информационных систем, обеспечивающих производственную деятельность компании. Партнером выступает BCC Group.

Реализация проекта происходит согласно подходу, рекомендованному корпорацией IBM. Была создана центральная интеграционная шина класса ESB (Enterprise Service Bus, корпоративная сервисная шина) на основе продуктов IBM (IBM WebSphere MQ, IBM InterChange Server, IBM WebSphere Business Integration Adapters), к которой последовательно подключались приложения. Также решались такие задачи, как синхронизация нормативно-справочной информации, оперативный обмен данными между приложениями (через центральную интеграционную шину), создание оперативного хранилища данных (ОХД) – определение его структуры, первоначальная загрузка информации и организация постоянного ее пополнения на основании изменения данных в приложениях-участниках КСИП.

Новые потребности

По мере присоединения к корпоративной системе новых ИТ-систем "Аэрофлота" возрастают требования к производительности и отказоустойчивости ее ядра – центральной интеграционной шине и аппаратной платформе, на которой она функционирует.

BCCроссийская ИТ-компания, специализирующаяся на разработке комплексных решений и реализации масштабных проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий и инжиниринга. В 2007 году объем бизнеса превысил 300 млн долл. Компания располагает экспертизой в управленческом и бизнес-консалтинге, ИТ-консалтинге, услугах по внедрению и интеграции программных приложений, создании центров обработки данных, корпоративных мультисервисных сетей связи, инженерной инфраструктуры, АСУТП, строительстве сетей связи и разработке новых услуг операторского класса. С 2004 года система менеджмента качества компании сертифицирована на соответствие стандарту ISO 9001:2000.

Для обеспечения данных требований перед реализацией следующего этапа подключения новых информационных систем к КСИП специалистами компании ВСС было спроектировано модернизированное решение, полностью отвечающее возросшим требованиям по производительности и отказоустойчивости, и имеющее широкие возможности масштабирования при дальнейшем развитии КИСП. Основной сложностью в ходе проектирования стало беспрецедентное количество информационных потоков (более 120), которые необходимо было корректно реализовать. Проектов такой сложности для данного класса решений всего несколько в мире, и успешная реализация показала высокое качество продуктов компании IBM с одной стороны, и достаточность квалификации специалистов "Аэрофлота" и компании ВСС для решения самых сложных интеграционных задач – с другой. Для функционирования IBM Process Server V6 была создана территориально-распределенная отказоустойчивая аппаратная платформа на базе кластера из четырех RISC-серверов IBM Power общей мощностью 26 CPU. Она позволила обеспечить высокую надежность и доступность КСИП.

Тотальная интеграция

К концу года количество приложений "Аэрофлота", функционирующих через интеграционную шину, планируется увеличить до 17. В рамках проекта построения КСИП сегодня также осуществляется создание корпоративного портала "Аэрофлота" на базе IBM WS Portal Server, который призван предоставлять сотрудникам доступ к корпоративным сервисам, дать возможность их совместного использования и доступа в режиме он-лайн. Создание такого портала – это очевидное применение принципов сервис-ориентированной архитектуры для облегчения работы пользователей. Доступ к порталу основан на механизмах однократной регистрации (single sign-on). Также в числе уже реализуемых инициатив развитие online-взаимодействия между представительствами "Аэрофлота" в разных регионах с использованием централизованного решения с удаленным доступом. Ранее большинство систем в представительствах были локальными. Это, несомненно, также будет способствовать повышению оперативности в принятии управленческих решений и их исполнении.

Тем не менее, как подчеркивает Сергей Кирюшин, "мы еще в самом начале пути перехода к сервис-ориентированной архитектуре построения ИТ-систем компании и организации их взаимодействия. Переход к СОА для "Аэрофлота" – это долгосрочный стратегический проект, который мы последовательно будем реализовывать, осуществляя поэтапный перевод приложений в эту архитектуру, постепенно осваивая новые инструменты, наращивая аппаратные ресурсы, осуществляя обучение персонала".

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153