Разделы

Интеграция Инфраструктура Внедрения

"Аэрофлот" осуществляет переход на СОА

Переход на сервис-ориентирванную архитектуру позволяет на ином качественном уровне реализовать поддержку сквозных бизнес-процессов. Однако при всех достоинствах этой архитектуры реальных проектов построения СОА в России пока единицы. Одним из наиболее масштабных в России, да и в мировой авиаиндустрии, является проект создания СОА в компании "Аэрофлот – Российские авиалинии". Переход на СОА является стратегической задачей для компании и пока далек от завершения, но уже сделан принципиально важный шаг – создана центральная интеграционная шина класса ESB и идет подключение к ней более десятка информационных систем, обеспечивающих производственную деятельность компании. Партнером выступает BCC Group.

Корпоративные информационные системы (КИС) авиакомпаний состоят из множества узкоспециализированных программных приложений, поддерживающих как бизнес-процессы верхнего уровня, так и технологические и производственные процессы авиаперевозчиков, связанные с управлением полетами, обслуживанием авиапарка, взаимодействием с пассажирами. В последние годы на первый план для авиакомпаний вышла необходимость он-лайн интеграции существующих приложений для получения актуальной и непротиворечивой информации о деятельности компании, дающей возможность оперативного принятия оптимальных управленческих решений. Вопрос гибкости ИТ-инфраструктуры, возможности ее быстрой адаптации к изменяющимся требованиям бизнеса становится актуален для многих компаний, особенно работающих в высоко конкурентных отраслях, каким является и рынок авиаперевозок. В нынешней нестабильной экономической ситуации выиграет тот, кто в наибольшей степени готов, в том числе технологически, принимать грамотные решения и быстро адаптироваться к изменениям бизнес-среды.

Начало СОА

Среди российских компаний-авиаперевозчиков "Аэрофлот – Российские авиалинии" обладает, пожалуй, наиболее масштабной и сложной корпоративной информационной системой. В ее состав входит около 200 программных приложений. Среди используемых в "Аэрофлоте" ИТ-систем как новые продукты ведущих вендоров, включая ERP-систему SAP, так и системы, разработанные на заказ много лет назад. КИС "Аэрофлота" поддерживает функционирование и управление всеми основными бизнес-процессами компании, и для повышения уровня этой поддержки крайне важны высокий уровень интеграции разнородных информационных систем, а также надежность и отказоустойчивость как самих систем, так и механизмов их взаимодействия.


"Аэрофлот" контролирует 51% российского рынка регулярных международных перевозок и примерно 12% внутренних авиаперевозок

В 2004 году в "Аэрофлоте" стартовал многоэтапный и долгосрочный проект по переходу на сервис-ориентированную архитектуру, получивший название "КСИП" - корпоративная система интеграции приложений. Долгосрочной целью перехода на СОА является обеспечение высокой надежности функционирования всей ИТ-инфраструктуры авиакомпании и обеспечение широких возможностей по оперативной и эффективной ее перестройке под требования бизнеса. В основу КСИП были положены интеграционные продукты IBM WebSphere. В качестве генерального подрядчика и основного исполнителя этого проекта была выбрана группа компаний BCC. Как отметил Валерий Липкин, президент BCC, "ценность качественных ИТ для бизнеса раньше других ощутили те российские компании, которые действуют на быстро изменяющихся рынках с высоким уровнем конкуренции. Именно на таком рынке успешно работает "Аэрофлот", и не случайно, что эта компания одной из первых в России приступила к СОА-интеграции своих бизнес-приложений".

"Аэрофлот — Российские авиалинии" – крупнейшая российская авиакомпания, перевозит более 8 млн человек в год, а вместе с дочерними компаниями – свыше 10 млн. Располагая авиапарком в количестве 84 воздушных судов, осуществляет собственные рейсы в 96 пункта 49 стран (всего — 302 рейса в день). Контролирует 51% российского рынка регулярных международных перевозок и примерно 12% внутренних авиаперевозок.

Компания основана в 1923 году, базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево. В 2006 году "Аэрофлот" стал первой российской авиакомпанией, вступившей в глобальный альянс SkyTeam. Совместная маршрутная сеть альянса насчитывает 841 пункт в 162 странах. "Аэрофлот" – первая российская авиакомпания, получившая сертификат оператора международного авиационного стандарта производственной безопасности IOSA.

Технические сложности перехода на СОА, по словам Сергея Кирюшина, заместителя генерального директора, директора департамента ИТ компании "Аэрофлот", обусловлены несколькими причинами. Стандарты СОА не всеми вендорами проработаны в достаточной степени, и большинству представленных на рынке приложений еще предстоит пройти определенный путь, чтобы им соответствовать. Более того, не существует единых стандартов, которые помогали бы строить кросс-вендорные решения. Разные вендоры продвигают зачастую несовместимые друг с другом стандарты реализации сервис-ориентрированной архитектуры.

Что мешает российскому ИТ-бизнесу выйти на глобальный рынок
Бизнес

Как рассказал Сергей Кирюшин, выбор в пользу продуктов IBM был сделан потому, что этот вендор обладает наибольшим опытом в разработке платформ для создания сервисно-ориентированной архитектуры, продукты IBM действительно позволяют создавать мультиплатформенные системы, предлагают максимальную из представленных на рынке функциональность и соответствуют потребностям крупных предприятий. В принципе, задача интеграции данных может быть решена и другими способами, например, использованием ETL-систем для передачи информации в хранилища данных и систем класса BI. Но для сложной он-лайн интеграции многочисленных и разнородных приложений такой весьма распространенный и апробированный подход не приемлем.

Короткая ссылка