Евгений Липкин, «Остек-СМТ»: Нужно наращивать не только объемы, но и эффективность производства радиоэлектронной аппаратуры
Отрасль приборостроения в России меняется. Введенные санкции и ограничения на импорт высокотехнологичной аппаратуры и её комплектующих привели к необходимости перенастройки радиоэлектронной промышленности, экстренного запуска собственных производств и наращивания объемов. Для успешной реализации этой задачи требуются значительные инвестиции и системная работа всей отрасли. При этом сам факт запуска новых фабрик и расширения спектра локализованной продукции не являются конечной целью, крайне важно обеспечить экономическую эффективность производства, приемлемую стоимость продукции и требуемое качество продукции. Об особенностях создания и модернизации производств передовой аппаратуры в текущих условиях рассказал Евгений Липкин, генеральный директор компании «Остек-СМТ».
CNews: Как вы оцениваете состояние и динамику российской отрасли приборостроения в текущей геополитической обстановке?
Евгений Липкин: Длительное время мы находились в зоне относительного комфорта, когда можно было приобрести почти любую продукцию за рубежом. Однако под воздействием обстоятельств нашей отрасли пришлось быстро перестраиваться, переходить к развитию собственных производств. Это касается производства как компонентов, так и конечной продукции. Сегодня отрасль растет семимильными шагами и позитивные изменения видны невооруженным глазом. Количество новых предприятий увеличивается, решаются всё более сложные задачи, хотя предстоит еще пройти большой путь.
CNews: Насколько велика зависимость от зарубежных электронных компонентов, печатных плат, технологических материалов и оборудования?
Евгений Липкин: Эта зависимость высока. И очень хорошо, что эта проблема находится в фокусе внимания государства. Технологическое оборудование в значительной степени производится в странах Восточной Азии, Европе и США. То же касается технологических материалов и компонентов. Российская отрасль адаптируется к этой ситуации, но показатели импорта и объема потребления ряда критически важных товарных групп говорят о существенной зависимости, которую надо минимизировать.
К сожалению, чем сложнее технологии, тем больше времени требуется на обеспечение заметного продвижения вперед. Снижение технологической зависимости точно не будет легкой прогулкой. В отдельных направлениях может потребоваться десять и более лет, чтобы получить результат. Предстоит большая работа в области подготовки специалистов, проведения НИРов и ОКРов, освоения новых технологий. Так что чудес, думаю, ждать не стоит.
CNews: Какие основные вызовы вы видите на рынке сборочно-монтажного производства радиоэлектроники в текущих условиях?
Евгений Липкин: До 2022 года в российском приборостроении можно было выделить два больших сегмента по типу производства: один характеризовался выпуском относительно несложной в технологическом плане аппаратуры в приличных объемах, второй фокусировался на производстве сложных и ответственных приборов и систем, но объемы были незначительными, часто речь шла о малых или опытных партиях. Теперь же мы столкнулись с задачей выпуска более продвинутых продуктов в больших объемах, а часто и в условиях широкой номенклатуры изделий. Это касается сферы вычислительной техники, аппаратуры связи и ряда других направлений.
Такая модель производства для нашей промышленности не очень привычна, компетенций в ней явно не хватает. К этому вызову мы оказались недостаточно подготовленными. Как результат, даже с учетом позитивной динамики в наращивании объемов производства, в вопросе экономической эффективности производства и управления качеством, нам точно есть, куда расти.
CNews: Смогут ли российские производители электронной аппаратуры конкурировать с производителями Китая, Восточной и Юго-Восточной Азии и их огромными рынками, зрелой культурой производства и высоким экспортным потенциалом?
Евгений Липкин: В моей практике достаточно примеров, когда отечественные компании успешно конкурировали и конкурируют с азиатскими производителями. Может быть в узкой нише, опираясь на хорошо проработанную маркетинговую стратегию, но результат есть.
Успех китайских производителей в значительной степени обусловлен поддержкой со стороны государства, огромным внутренним рынком, а также доступом к технологиям, в том числе управленческим. Всё это помогло им встать на ноги, выйти на нужный технический уровень, масштабировать бизнес и добиться конкурентоспособности продукции на глобальном рынке. Чтобы соревноваться на таком уровне российским производителям также требуется поддержка. Прежде всего для того, чтобы выйти на такой объем производства и продаж, который позволит получить эффект экономии на масштабе. Наша страна и ЕврАзЭС имеют емкий внутренний рынок, а это открывает массу возможностей.
CNews: Какой вы видите оптимальную стратегию отрасли с учетом текущей ситуации? Какие основные задачи сегодня стоят перед российскими предприятиями?
Евгений Липкин: Во-первых, крайне важно обеспечить комбинирование экстенсивного развития с интенсивным. Рост объемов необходимо совмещать с развитием технологий, повышением производительности труда, автоматизацией производства, оптимизацией уровня качества и других показателей производственной эффективности. Российская промышленность отстает в производительности труда. Без изменений в области эффективности сложно добиться устойчивой рыночной позиции в агрессивной среде. Здесь есть очевидные точки роста.
Во-вторых, кто-то может назвать меня идеалистом, но я бы уделил внимание укреплению потребительского патриотизма. Пользоваться российской электроникой должно стать модным и престижным. Например, по моим личным наблюдениям и общению с местными представителями, в Китае, Японии, Корее потребители при прочих равных чаще отдают предпочтение местным брендам.
CNews: Нам надо копировать чей-то опыт или искать свой особенный путь?
Евгений Липкин: В современных условиях, с учетом глобализации мировой экономики добиться полной автономности и независимости невозможно. Для нашей отрасли характерна международная кооперация. Совершенно нормален анализ зарубежных практик и возможности их применения у себя. Нужно учитывать, что происходит в передовых странах, являющихся нашими конкурентами, куда они движутся, каковы тенденции и успешные практики, но при этом концентрироваться на приоритетных направлениях. Это сократит время для достижения цели. Однако на текущем этапе нужно сосредоточить внимание на тех приоритетах, которые позволят получить максимальный прирост эффективности, объемов производства, технологической зрелости и независимости в максимально сжатые сроки и с минимально возможными инвестициями.
CNews: Хватит ли у нас компетенций и специалистов?
Евгений Липкин: Пока что у нас критически мало специалистов, по уровню компетенций, соответствующих передовым зарубежным предприятиям. Появились новые задачи по производству аппаратуры, которую ранее страна импортировала, поэтому ощущается дефицит кадров. И быстро решить эту проблему невозможно. Цикл подготовки специалиста — около 10 лет, из которых 6 лет вуза и 3-4 года реального производственного опыта.
В первую очередь речь о кадровом дефиците в сферах разработки, технологии, управления производством и построения системы управления качеством. Но самой, как мне кажется, проблемной является ситуация с организационно-управленческими компетенциями. Налицо отсутствие управленческого состава с опытом работы на ведущих мировых предприятиях. Например, китайские специалисты имели возможность получить знания и управленческие компетенции у западных игроков. У нас такой возможности на системном уровне не было, только отдельные случаи.
В этом контексте максимально полезным было бы уделить внимание и этой проблеме, а не только самим производственным технологиям. Мы в своей деятельности часто вынуждены в меру сил помогать нашим заказчикам в развитии управленческих и организационных компетенций персонала.
Нужно поддерживать производителей, помогать им наращивать объемы производства, качественно улучшать эффективность, готовить кадровые резервы, специалистов для преодоления дефицита знаний и опыта. Успех отрасли определяет успех государства в самом широком спектре направлений. Нужно обмениваться знаниями, в том числе в межотраслевом формате, чтобы получить синергетический эффект.
CNews: В России наблюдается дефицит производственных мощностей для серийного производства сложного оборудования с требуемым соотношением цена/качество. Как можно решить проблему создания производственных площадок для выпуска высокотехнологичной продукции для разных отраслей?
Евгений Липкин: Я бы разделил задачу на две части. Первое – это обеспечение самой возможности изготовления передовой аппаратуры. Второе – получение требуемого соотношения цена-качество.
С решением первой задачи у нас очевидный прогресс. Всё больше хорошо оснащенных производств, которые рассчитаны на серийный выпуск ранее импортируемой продукции.
Со вторым пунктом сложнее. Здесь есть потенциал роста. Например, по некоторым показателям эффективности российские производства отличаются от китайских даже не на десятки процентов, а в разы. Это сказывается на цене, качестве продукции и в итоге — на ее конкурентоспособности. А как мы все пониманием, качество любой ценой никому не нужно, надо оставаться в рынке.
Я вижу следующий алгоритм выхода из ситуации: формирование отраслевых целей по эффективности производств с привязкой к отраслям и уровню зрелости предприятий; разработка рекомендаций и методических пособий для предприятий, которыми они смогли бы пользоваться; организация обучения специалистов отрасли и обмена успешным опытом. Вот есть у нас отличные отраслевые площадки, например, форум «Микроэлектроника», который недавно завершился в Сочи. Туда тоже можно добавить темы по обеспечению эффективности производств.
CNews: Какие существуют главные риски для предприятий отрасли?
Евгений Липкин: Наша главная угроза – любовь к крайностям. Это нас частенько подводит. Мы часто либо уходим в пессимизм , либо начинаем почивать на лаврах раньше времени, что тоже мешает двигаться вперед. Я сторонник трезвой оценки своих возможностей и места в рынке, даже если она отличается от ожиданий. Только в этом случае можно выработать рабочий план действий, который приведет к достижению результатов.
CNews: Как «Остек-СМТ» адаптируется к изменениям в рыночных условиях?
Евгений Липкин: В последние несколько лет мы внесли изменения в свою бизнес-модель с учетом новых условий. В первую очередь мы ориентировались на то, что необходимо рынку, на поиски ответов тем вызовам, с которыми столкнулись отечественные производители.
С точки зрения технологического оборудования мы проработали комплексные решения семейств Smart и Flex, максимально учитывающие текущую ситуацию, задачи предприятий и технологические тенденции.
Однако, даже если купить спорткар, то крутым гонщиком автоматически не станешь. Так и в нашей сфере. Сами по себе инвестиции даже в наиболее хорошо сконфигурированное и высокотехнологичное оборудование не превратят компанию в производителя мирового уровня. Есть немало примеров, когда компании с аналогичным парком оборудования показывают принципиально разные результаты. Успех в производственном бизнесе зависит от комплекса факторов.
Поэтому сегодня «Остек-СМТ» не просто ориентирован на оснащение производств радиоэлектроники «под ключ», что для нас было характерно и ранее. Сейчас мы делаем упор на обеспечение конкурентоспособности наших заказчиков, выход на рабочие показатели эффективности, качества, производительности и себестоимости продукции. Мы ориентированы на предоставление сервиса в области производственного консалтинга, комплексной поддержки в сфере автоматизации производства и управления качеством, чтобы обеспечить заказчикам выход на целевые показатели деятельности. Без решения организационных вопросов невозможно обеспечить устойчивость бизнеса и успешно конкурировать.
В нашем видении, отечественные предприятия по техническим характеристикам, уровню качества, стоимости продукции должны быть сопоставимы с ведущими мировыми производителями в соответствующих сегментах. И мы активно работаем, чтобы максимально помочь российским предприятиям в этом.
CNews: Как у нас внедряется Индустрия 4.0 и развивается автоматизация производств?
Евгений Липкин: Мы сейчас находимся в активной фазе четвертой промышленной революции, в основе которой высокая степень цифровизации производственных и околопроизводственных процессов. Большинство крупных мировых предприятий уже давно перешли от стадии проб, тестирования и изучения новых подходов к их активной эксплуатации в повседневной работе.
Результаты, как и было запланировано, приводят к повышению экономической эффективности, производительности труда, степени управляемости производства, эффективности управления качеством, снижению зависимости от человеческого фактора, а также многим другим выгодам для бизнеса. На эту тему много интересной аналитики.
У нас в стране в силу комплекса причин с автоматизацией производств дела, по моим наблюдениям, обстоят не очень хорошо. Есть единичные успешные примеры, но чаще всего внедрение подходов Индустрии 4.0 находится, в лучшем случае, в зачаточном состоянии.
Среди причин я бы выделил, во-первых, недостаток мотивации, связанный с непрозрачностью текущих показателей эффективности и потенциального экономического эффекта, во-вторых, непонимание возможного алгоритма действий по внедрению новых подходов, решений и технологий, а, в-третьих, дефицит компетенций персонала в этой области.
Но сложность современного производства такова, что просто невозможно в ручном режиме, без помощи цифровых решений, им эффективно управлять, а именно всё планировать, контролировать и корректировать. Количество станков, производственных операций, точек контроля и факторов, влияющих на результат, таково, что без помощи цифрового «напарника» уже никак не обойтись.
CNews: Расскажите об инструментах цифрового производства. В каком направлении они развиваются?
Евгений Липкин: Из последних значимых трендов я бы выделил пересмотр одной из базовых концепций в области роли человека на производстве. Сегодня уже на первом месте не стоит замена человека на производстве роботами. Сегодня речь идет скорее об использовании новых технологий для помощи и поддержки сотрудника в решении его производственных задач.
Что касается нашей практики, то мы стараемся учитывать текущие тенденции. Однако, нам приходится принимать во внимание и специфику нашего рынка, уровень зрелости отечественных предприятий в области автоматизации и другие аспекты.
Для нашей страны в области построения высокоэффективных серийных производств мирового уровня все только начинается, так что работы по развитию и внедрению цифровых решений, направленных на повышение эффективности еще предстоит много.
CNews: В 2017 г. вышла ваша книга, посвященная Индустрии 4.0. Это была первая книга в России на эту тему. Сейчас уже говорят об Индустрии 5.0. Не планируете выпустить новую книгу на эту тему?
Евгений Липкин: Хорошо, что об Индустрии 4.0 сегодня много говорят. В 2017 г. мало кто понимал, что это такое. Своей книгой я старался помочь промышленному сообществу и интересующимся специалистам в понимании причин четвертой промышленной революции, особенностей новых технологий, возможных последствий и вариантов действий в новой реальности.
Индустрия 4.0 принесла много нового в мировой промышленный ландшафт, поэтому был очевидный смысл разобраться в вопросе, пусть и в форме книги. А вот Индустрия 5.0 – это не совсем революция, это скорее обновление предыдущей версии. Думаю, корректнее было бы назвать ее Индустрия 4.1. Поэтому особого смысла посвящать этому целую книгу не вижу.
Сегодня наиболее актуальна тема создания производств приборостроения мирового уровня. И уже скоро выходит моя книга на эту тему. Она посвящена комплексному анализу направлений повышения эффективности предприятий и обеспечению конкурентоспособности. Я опирался на опыт работы как с российскими, так и зарубежными предприятиями, и понимание стоящих перед отраслью и её участниками задач. Надеюсь, книга поможет менеджменту отечественных производств в стратегическом и операционном планировании.
■ erid:LjN8K7LJwРекламодатель: ООО «Остек-СМТ»ИНН/ОГРН: 7731481045/5147746189047Сайт: https://ostec-group.ru/