oбзор

Обзор: Телеком 2017

Владимир Савкин

Владимир Савкин:
Доступные решения и подрядчики не всегда соответствуют ожиданиям бизнеса

Телеком – одна из немногих высокотехнологичных отраслей, где ведущие игроки являются одновременно и крупными разработчиками ИКТ. Почему операторы ведут собственные разработки и отказываются от услуг подрядчиков, рассказывает Владимир Савкин, директор по информационным технологиям компании «МегаФон».

CNews: Чем занимается направление информационных технологий в «МегаФоне»? Над какими проектами вы сейчас работаете?

Владимир Савкин: В сфере ответственности направления информационных технологий «МегаФона» сейчас есть несколько так называемых доменов: бизнес-системы (биллинг, тарификация, платежи и т.д.), аналитика и отчетность, корпоративные системы, ИТ-инфраструктура, в которую также входят и техническая поддержка, часть офисных систем и направление по развитию IVR. В каждом домене есть свои проекты, например, сейчас в фокусе консолидация биллинговых систем, развитие партнерских сервисов, базирующихся на инфраструктуре «МегаФона», есть ряд проектов нацеленных на развитие инструментов для аналитики, реинжиниринг корпоративных систем и их консолидация, с оптимизацией внутренних бизнес-процессов компании.

CNews: Занимается ли «МегаФон» разработкой собственных ИТ-решений? Насколько это оправданное и эффективное решение, когда на рынке уже можно найти ПО и адаптировать его под свои нужды?

Владимир Савкин: Доступные решения и подрядчики не всегда соответствуют ожиданиям бизнеса. Собственная команда постоянно находится в одном информационном поле с бизнесом, подсказывает лучшие пути решения. Поэтому часть решений мы разрабатываем собственными силами. Так, например, в 2014 году мы полностью отказались от аутсорсинга в разработке IVR.

IVR появился в нашей компании как небольшое древовидное меню, реализованное на станции КЦ. С ростом к нему требований со стороны бизнеса и клиентов, мы понимали, что нужно идти дальше, существовавшее решение не могло решить поставленные перед ним задачи, например, такие как сегментация абонентов, повышение автоматизации, интеграция со смежными платформами.

Владимир Савкин: Собственная команда постоянно находится в одном информационном поле с бизнесом, подсказывает лучшие пути решения. Поэтому часть решений мы разрабатываем собственными силами

Благодаря собственной разработке мы смогли сегментировать абонентов, повысить автоматизацию и интегрировать смежные платформы. В некоторых приложениях IVR – например, в нашем решении «Елена», – используются технологии синтеза и распознавания речи. Сейчас IVR «Елена» в Москве обрабатывает порядка 200 000 вызовов в день. В планах – тиражирование решения и на другие филиалы.

Другой пример – электронный документооборот с применением электронной цифровой подписи. Мы внедрили его в компании для обмена документами с поставщиками услуг и ТМЦ четыре года назад. В 2016 году «МегаФон» запустил общий центр обслуживания «Пикта» – структуру, в которую переведены часть типовых бизнес-процессов ведения учета и отчетности, финансового контроля и казначейства, и другие. По аналогии с существующей системой мы сделали дополнительное решение, заточенное под нужды новой структуры. С его помощью мы оцифровали внутренние документы компании и перешли на абсолютно безбумажный документооборот. Наша система на базе Opentext xECM позволила сократить сроки обработки документов, централизованно хранить информацию и повысить прозрачность бизнес-процессов. Мы планируем расширить список документов (сейчас их уже более 300) и применять электронную подпись везде, где это разрешает законодательство.

CNews: Но часть вопросов вы все же закрываете внешними СУБД. Так, например, недавно появилась информация, что вы используете Tarantool. Для чего нужно решение Mail.Ru?

Владимир Савкин: Мы запустили систему, использующую систему управления базами данных Tarantool для обеспечения высокой производительности потоковой обработки информации при сборе статистических данных с базовых станций. Производительность Tarantool позволяет увеличить скорость обработки входящего потока информации, а также дает возможность строить системы принятия решений в реальном времени. Как мы будем использовать такие возможности? Сейчас система позволяет нам оптимально планировать будущие капитальные затраты, а в дальнейшем можно будет развивать это решение в задачах, относящихся, например, к анализу качества сети, мониторингу и т.д.

CNews: В прошлом году «МегаФон» объявил, что внедряет SAP S4 HANA. Есть ли уже какие-то результаты?

Владимир Савкин: Первым этапом большой программы по реинжинирингу бизнес-процессов и цифровой трансформации стал проект, в рамках которого мы осуществили комплексную автоматизацию ключевых бизнес-процессов дочерней компании «МегаФон Ритейл». С помощью проекта мы успешно решали две бизнес задачи: унифицировали общие процессы ритейла в соответствии с процессами головной компании, и автоматизировали ритейловые процессы, наибольшее внимание уделяя управлению ассортиментом и управлению запасами.

В 2016 году мы начали внедрение S/4 HANA – часть большой программы цифровой трансформации бизнеса «МегаФона». Проект масштабный, он изменит работу 9 тысяч сотрудников «МегаФона» и дочерних компаний. В ходе проекта мы существенно упрощаем текущие бизнес-процессы финансов, инфраструктуры, закупок, логистики и повышаем их эффективность. Особое внимание мы уделяем сквозному процессу управления инвестициями, что позволит быстрее и качественнее принимать инвестиционные решения и вводить объекты в эксплуатацию, оптимизировать документооборот. Также в объеме проекта автоматизация технологического обслуживания и ремонта оборудования, что позволит сократить потребность в запасах аварийных ремонтов, перераспределить затраты из аварийного фонда в плановое обслуживание, а значит – сократить затраты на эксплуатацию сети в целом при том же или даже более высоком уровне SLA. Сейчас идет этап тестирования решения, в 2018 году запускаем систему в продуктивную эксплуатацию. 

CNews: Какие инновационные продукты были запущены за последнее время МегаФоном?

Владимир Савкин: Весной этого года «МегаФон» запустил тарифную линейку «Включайся!», сформированную с помощью аналитики больших данных. Для ее создания мы провели исследования цифровых абонентов, выявили их потребности и объемы потребляемых услуг. ИТ совместно с нашими коллегами, отвечающими за развитие сети провели огромную работу по разделению и детектированию трафика; мы также пересмотрели партнерские договоренности с различными провайдерами, такими как Вконтакте, Viber и др. На основании полученных результатов были определены шесть тарифных планов, которые включают именно тот объем услуг, который нужен клиентам.

Это пример продукта, построенного по принципу agile, с другой логикой создания, сбора и тестирования тарифных планов. Работа над линейкой дала нам возможность оптимизировать и пересмотреть подход к реализации бизнес-продуктов и сделать качественный продукт для клиента в оптимальные сроки.

Вернуться на главную страницу обзора