Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Внедрения

MedSoft 2007: власти провоцируют кризис

На рынке медицинского ПО оживление. Активная информатизация отрасли и нацпроект "Здравоохранение" вселяют в разработчиков оптимизм. Но остается открытым вопрос, грозящий в будущем вылиться в кризис национального масштаба - отсутствие стандартов и правовых документов, регулирующих работу с электронными медицинскими данными. Эксперты пытаются достучаться до власти, но пока это игра в одни ворота. Возможно, выставка MedSoft 2007 сможет повлиять на ситуацию.

Выставка MedSoft 2007 во всей красе продемонстрировала сложившуюся ситуацию на рынке МИС, попытавшись стать рычагом, способным расшевелить власть и заставить ее всерьез заняться регулированием отрасли.

Время выйти из песочницы

На начальном этапе создание МИС было уделом энтузиастов и отдельных ЛПУ. В учреждении, имеющем свободные средства, начинался проект по созданию электронной системы учета, в результате создавалось ПО, которое в дальнейшем предлагалось на рынке как готовый продукт. В итоге только в Москве есть около 200 разработок, имеющих по 1, максимум по 2 внедрения. Говорить об их перспективности не приходится: разработчики сидят в своей "песочнице", существуя лишь за счет обслуживания и доработки созданной ими системы.


В аптеках скоро появятся терминалы, позволяющие получить всю необходимую информацию о лекарстве

Интересную динамику демонстрируют данные каталога "Медицинские информационные технологии", ведущегося ассоциацией АРМИТ. На протяжении последних 4 лет количество исключаемых из каталога фирм (ушедших с рынка) в среднем в 2 раза превышало количество новых.

Динамика численности фирм,
зарегистрированных в каталоге АРМИТ

2004
2005
2006
2007
Добавлено фирм 59 27 29 24
Исключено фирм 71 74 56 49
Всего фирм 394 347 320 295

Источник: АРМИТ, 2007

Действительно, разработчики "одноразовых" систем полны пессимизма, и в некоторых случаях даже готовы отдавать свои наработки бесплатно, надеясь на то, что в дальнейшем будут востребованы их услуги по поддержке системы. Но, во-первых, совсем за бесплатно отдать ПО не получается (например, требуются лицензии на СУБД), а во-вторых, ЛПУ заинтересованы как раз в минимизации последующих затрат на обслуживание.

Раз и навсегда

Во время докладов, звучащих в рамках MedSoft, несколько раз поднималась одна и та же проблема: как минимизировать расходы на поддержку МИС? Причем эти вопросы звучали из уст представителей государственных ЛПУ. Дело в том, что бюджетные лечебные учреждения не могут похвастаться наличием высококвалифицированного (а иногда – и вообще хоть какого-нибудь) ИТ-персонала. Кроме того, выделение значительной суммы средств на закупку ПО носит разовый характер. Про то, что ИС надо постоянно обновлять, причем удовольствие это не из дешевых, руководство ЛПУ обычно не задумывается.

Текущий подъем на рынке МИС во многом спровоцирован появлением у больниц и поликлиник средств в рамках нацпроекта "Здравоохранение". Но, сами понимаете, его нельзя рассматривать в качестве постоянного источника финансирования. В лучшем случае – до выборов.

В принципе, узконишевые продукты и некоторые решения могут обходиться без техподдержки и обновлений довольно продолжительное время. Например, система учета посетителей, ЦОД для ЛПУ или даже система документооборота. Но некоторые подсистемы комплексных решений и ИСС быстро теряют актуальность без обновления базы знаний (например, БД лекарственных средств). Попытки поддерживать актуальность своими силами обречены на провал – даже своим сотрудникам надо платить за дополнительную работу.

Разработчики МИС довольны

Спрос на медицинское ПО существует. С одной стороны, его создают многочисленные аптеки, оптики и частные клиники, с другой – крупные государственные (в частности, ведомственные) медицинские центры. Вполне очевидно, что большинство разработок связано с комплексной компьютеризацией ЛПУ. Но уже на втором месте по количеству имеющихся на рынке продуктов идет автоматизация расчета медицинских услуг и взаимодействия со страховыми организациями.

Наиболее популярные направления разработок медицинского ПО

1
Системы комплексной компьютеризации ЛПУ.
2
Планирование и учет медицинских услуг.
3
Кадры, бухгалтерия, хозяйственная деятельность.
4
Здоровье населения, учет заболеваемости.
5
Компьютеризация органов управления здравоохранением.

Источник: АРМИТ, 2007

За последние годы, как отметили участники выставки, значительно изменился уровень подготовки заказчиков. Если раньше главной целью разработчика было объяснить, что его продукт в принципе нужен ЛПУ и способен принести заметную, в том числе и материальную, выгоду, то теперь основная задача – ответить на шквал вопросов по существу.

Средняя стоимость одного автоматизированного рабочего места продолжает плавно снижаться. Если в 2005 году за него пришлось бы отдать 25 тыс. руб, то в начале 2007 – около 18 тыс. руб. Для дальнейшего удешевления АРМ остается все меньше возможностей, так как весомая часть этой суммы приходится на стоимость лицензии СУБД. Наибольшей популярностью у разработчиков пользуются СУБД Microsoft SQL Server, Oracle, Cache и Lotus Notes/Domino.

Доросли до безопасности

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

С началом широкого применения МИС в работе больниц и поликлиник на одно из первых мест вышла проблема безопасности. Электронная история болезни – это как раз те персональные данные, разглашение которых может в некоторых случаях принести ощутимый вред.

Не меньшую опасность таит умышленное искажение хранимых данных. Если с первой проблемой призваны бороться подсистемы контроля доступа, IPS системы и различные методы кодирования данных, то решить вторую может активное применение ЭЦП.

Электронная подпись позволяет превратить электронную медицинскую запись в официальный документ, что гарантирует в дальнейшем персональную ответственность врача за внесенную в систему информацию. Поддержка ЭЦП уже реализована в нескольких МИС.

Стандарты: как выйти из ступора?

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Одновременное существование на рынке нескольких программных комплексов для автоматизации ЛПУ в конце концов может привести к большим проблемам. При отсутствии единых стандартов на сбор и хранение медицинских данных, перевод сведений из одной системы в другую значительно затрудняется. Вплоть до того, что в пункте убытия распечатывается и подписывается весь материал электронной амбулаторной карты, а в пункте прибытия все эти данные снова переводятся в электронный вид.

Разговоры о необходимости правового регулирования новой сферы – электронных медицинских данных - начались давно, но реальное подкрепление получили в 2002 году, когда вышел закон "О техническом регулировании", в рамках которого было дано понятие национального стандарта. Открывалась зеленая улица на разработку такого документа, но при наличии двух охлаждающих пыл минусов. Первый: разработкой национальных или каких-нибудь других стандартов ни одна из многочисленных структур госаппарата заниматься не собиралась. Второй: национальный стандарт носит рекомендательный характер, и его соблюдение не приносит разработчику никакой выгоды. Зачем тогда, спрашивается, вообще напрягаться?

Первый барьер был преодолен энтузиазмом участников рынка. Гематологическим научным центром РАМН был разработан и проведен через все требуемые процедуры национальный стандарт "Электронная история болезни. Общие положения", получивший обозначение ГОСТ Р 52636-2006. Он вступает в силу с 01.01.2008. Кроме него в разработке нет ни одного стандарта, хотя для создания единого информационного пространства в медицине одной "Электронной истории болезни" мало.

Второй барьер, возможно, также будет взят. 28 февраля 2007 года правительство РФ одобрило концепцию развития национальной системы стандартизации, в которой, в частности, прописывается, что "для усиления роли национальной стандартизации в решении государственных задач … необходимо: разработать механизмы применения национальных стандартов при формировании программ развития отраслей экономики, а также в сферах закупок продукции, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд". Если такие механизмы будут разработаны, наличие соответствия национальному стандарту станет необходимым условием для участия в медицинских госпроектах. Такой стимул сложно переоценить.

Но веры в то, что он появится, почти нет. Дело в том, что российскому чиновнику невыгоден прозрачный и регулируемый рынок МИТ. В ситуации, когда есть море "одноразовых" решений, можно бесконечно создавать видимость работы, проводя многочисленные "исследования рынка", разрабатывая "методологии оценок" и поддерживая то тот, то другой проект, в зависимости от суммы предлагаемых откатов.

Игнорирование проблем, возникших на рынке медицинского ПО, скорее всего, приведет в дальнейшем к кризису отрасли. Обнаружив полный разлад в организации работы и формате данных в МИС, правительство может в очередной раз разрубить узел нерешенных вовремя проблем путем насаждения в качестве стандарта одной информационной системы крупнейшего зарубежного разработчика, которому удастся пролоббировать свои интересы.

Надеемся, что история российского рынка медицинских систем не пойдет по этому пути. Энтузиастов среди разработчиков и потребителей все-таки достаточно, чтобы появлялись новые стандарты, разрабатывались новые системы, способные значительно улучшить качество предоставления медицинских услуг.

Александр Радаев / CNews