Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы

Softkey: Россияне готовы платить за ПО

Через интернет можно приобрести, практически, все – продукты, медикаменты, парфюмерию, бытовую технику, и, конечно, программное обеспечение. Для интернет-сообщества становится наиболее актуальным вопрос удобства и быстроты приобретения софта. О том, какие тенденции существуют на этом рынке, а также о преимуществах интернет-продаж в интервью CNews рассказал генеральный директор компании SoftKey Феликс Мучник.

CNews: Как вы оцениваете эффективность интернет-канала для распространения программных продуктов?

Феликс Мучник: На мой взгляд, это, конечно, самый эффективный, быстрый и доступный канал продаж. Если взглянуть на мировой опыт, то заметно, что в последние несколько лет крупные вендоры стали активнее распространять продукцию именно по интернет-каналам. При этом, как отмечают в компании Symantec, уже около 30-40% продаж приходится именно на интернет. В среднем, у разных западных производителей это цифра может варьироваться в пределах 20-25%. В России типичным примером является компания ABBYY, у которой на сегодняшний день в общем объеме продаж на реализацию продукции через интернет-канал приходится около 10%.

Эффективность использования интернет-продаж обусловлена несколькими слагаемыми. Во-первых, это быстрая возможность получения товара для покупателей, находящихся в регионах. Во-вторых – это разнообразие форм оплаты. Если в большинстве магазинов существует только один способ оплаты – наличными или, в крайнем случае, кредитной картой, то в интернете покупатель может использовать различные удобные для него способы - кредитные карты, электронные деньги, наличный и безналичный расчет. Кроме того, одним из преимуществ интернет-магазинов по продаже ПО является быстрота получения товара. Этот показатель становиться особенно важен в момент антивирусных эпидемий. Именно поэтому у нас в компании заведено непоколебимое правило – мы гарантируем доставку продуктов для предотвращения вирусных атак в течение двух часов. Понятно, что по этим причинам эффективность интернет-канала, как одного из источников продаж, будет очень высокая. На мой взгляд, в дальнейшем простая перепродажа коробок в небольших магазинчиках и вовсе умрет. Будут либо интернет-продажи, либо продажи через реселеров, оказывающих какие-то дополнительные услуги по внедрению.

Феликс Мучник
Феликс Мучник: В последние несколько лет крупные вендоры стали активнее распространять продукцию именно по интернет-каналам

CNews: Какого рода программные продукты наиболее востребованы российским корпоративным заказчиком в настоящий момент, из вашей практики?

Феликс Мучник: Как я уже говорил, в последнее время пристальное внимание компании уделяют системам безопасности. На следующем этапе, я думаю, будут востребованы CRM и ERP системы разного уровня организации, как для среднего и малого бизнеса, так и для крупных корпоративных заказчиков. Как ни странно, у нас сейчас поднимаются продажи СУБД. Когда два с половиной года назад мы выставили эти продукты в нашем интернет-магазине, были сомнения в успехе этого начинания. Но уже за первое полугодие продажи выросли на 115%, в то время как рост в самой компании составил только 70-75%. Год назад, выставив в каталоге для продажи Oracle, мы вообще не думали, что его будут покупать. А сейчас это абсолютно типичный случай, когда заказчиком из корпоративного сектора покупается СУБД Oracle за $500.

CNews: Как вы оцениваете уровень "продвинутости" пользователей – готовы ли заказчики ПО пользоваться электронными видами платежей, или "по старинке" используют банковские переводы? Чем вы можете объяснить такую закономерность?

Феликс Мучник: Тенденция, которая очень четко прослеживается у нас в компании, коррелирует с распространенностью пластиковых карт и электронных денег на территории России. Сейчас у нас более 20 методов оплаты, тогда как в самом начале мы могли предложить только оплату через Сбербанк. В настоящий момент этот вид платежей продолжает доминировать, однако почти сравнялся с использованием пластиковых карт. Электронные деньги немного отстают от кредитных карт и идут на третьем месте по способам оплаты.

Как правило, клиенты, попробовав пару раз какой-нибудь из способов платежа и убедившись в его безопасности, начинают пользоваться системой постоянно. Сейчас многие пользователи приходят к мысли, что удобнее перечислить деньги со своего счета, нежели стоять в очередях в Сбербанке. Таким образом, прослеживается склонность к этому более доступному и быстрому способу оплаты. Тем более, что интернет-сообщество характеризуется одним особенным качеством – всем хочется получить товар одним нажатием клавиши.

Кроме того, в последнее время мы наблюдаем тенденцию, когда люди, пришедшие к нам в качестве частных пользователей, после нескольких небольших покупок обращаются к нам уже в качестве корпоративных заказчиков. Некоторые из них полностью перенесли всю закупку софта компании на наш супермаркет.

CNews: В последнее время одним из перспективных направлений в электронной коммерции называют технологию, с помощью которой можно было бы осуществлять покупки, используя мобильные устройства — телефоны и КПК. Насколько, на ваш взгляд, это направление перспективно? Насколько целесообразно продавать программные продукты посредством мобильного телефона?

Феликс Мучник: Да, действительно, эта тенденция особенно активно стала проявляться в последнее время. Однако, в отличие от наших конкурентов, мы занимаемся этим направлением менее активно. Конечно, у нас на сайте за некоторые игры можно заплатить с помощью СМС и получить код. Но нужно отметить здесь несколько сложных и специфических особенностей. Во-первых, такая система платежей не проработана ни у одного мобильного оператора. На сегодняшний день на этом этапе существует много организационных сложностей. Если посмотреть на проблему глубже, то окажется, что с помощью СМС вы оплачиваете услуги связи при покупке товара. Пока эта ситуация не будет решена внутри мобильных операторов, и не станет возможным с помощью СМС продавать товар, а не только информационные услуги или услуги связи, платить посредством СМС нецелесообразно.

Во-вторых, человек не готов тратить за услуги больше той суммы, которую привык тратить постоянно. И если он пользуется услугами мобильной связи, то он готов потратить только ту сумму, которую он постоянно тратит на связь. Он заплатит, например, за игру, но тогда он меньше, в среднем на три доллара, поговорит по телефону. И такую тенденцию подтверждает статистика. А так как мобильные операторы это четко понимают, то комиссия, которую они взимают за обслуживание оплаты, настолько безумная, что предложить услугу своим авторам мы не можем, она будет им просто невыгодна. Возможно, оплата через мобильные телефоны будет хорошо востребована в нашем новом, совместном со "Звуки.ru", проекте.

Третья особенность - у нас резко начал расти рынок работы со смартфонами. И тут возникла совершенно противоположная ситуация – специально заточенные средства не оплаты, а визуализации на смартфонах позволяют оплатить обычными способами: ввести номер кредитки или другие параметры. Для дальнейшего развития нашей компании мы именно это направление считаем наиболее преимущественным. И все же спрос на эти услуги также пока небольшой.