Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

BPM сбалансировано регулирует бизнес-процессы

Парадигма BPM (business process management – управление бизнес-процессами) обеспечивает рост операционной эффективности и, как следствие, прибыли. Она востребована там, где есть бизнес-процессы, активно управляемые данными. Проектов внедрения соответствующих решений с каждым днем все больше. Что на самом деле стоит за аббревиатурой, как внедрять и использовать эти решения – вот основные вопросы десятой юбилейной конференции «BPM: Основные тренды», проведенной 24 сентября компаниями CNews Conference и CNews Analytics.

Рынок BPM уже достаточно зрелый и в то же время он продолжает расти. В 2012 г., по оценкам Forrester, он составлял $4,4 млрд, а к 2016 г. превысит $7,5 млрд. Таким образом, его рост составляет около 15% ежегодно. Среди факторов роста называются мобилизация бизнеса, перевод части ИТ-активов в облака – все это требует внесение корректив в бизнес-процессы. Среди других важных трендов в BPM-сфере аналитики выделяют необходимость интеграции BPM с учетными системами, системами документооборота, аналитическими продуктами и рядом других, которые в конечном счете помогают принять то или иное управленческое решение. Именно так можно приблизиться к установленной Gartner цели операционного совершенства.

Что интересно, многие из озвученных тем и трендов, по оценкам участникам конференции, всплывали и 10 лет назад. Но сегодня из маркетинговых они превратились в полезные и реально действующие. Компании знают, что такое бизнес-процесс и уже работают на основе определенных наборов, учитывают воздействие внешней среды и, в большинстве случаев, научились балансировать между крайностями: слишком зарегулированные бизнес-процессы ведут к стагнации, а никак не регулируемые – порождают хаос.

Управление бизнес-процессами, как правило, возлагается на ИТ. Мария Каменнова, генеральный директор компании «Логика BPM», проиллюстрировала этот тезис примером: система бронирования билетов в авиакомпаниях полтора-два десятка лет назад чаще всего была «монолитной». Когда возникала необходимость менять цены на билеты, то решение приходилось переустанавливать. Это не позволяло адаптироваться к быстро меняющимся условиям. В результате блок формирования цен пришлось оформить как отдельный сервис. Получив требуемую гибкость в ценообразовании, авиакомпании двинулись дальше в улучшении бизнес-процессов.

Именно такой модульный или компонентный подход применяется сегодня во всех BPM-решениях. Бизнес постоянно обращается к ИТ и получает в ответ необходимые сервисы, приложения, "железо". Иногда, впрочем, возникает тупиковая ситуация, когда ресурсов не хватает или проект требует продолжительного внедрения, что неприемлемо для быстрого развития. Получается, что ИТ становится тормозом.

Gartner предложила иной способ классификации ИТ-приложений, зависящий от скорости обновления программ, состоящий из трех уровней. На первом уровне находятся учетные системы, требующие достаточно редких обновлений – не чаще раза в 10 лет. На втором – системы-дифференциаторы, CRM, транспортная логистика, CAD/CAM и др. И на третьем – инновационные решения дли быстрой информатизации отдельных процессов, которые могут меняться очень часто, даже ежедневно. BPM в этой схеме охватывает второй и третий уровни. Аналитики и участники рынка рекомендуют направлять основные ИТ-инвестиции именно в системы-дифференциаторы и инновационные продукты.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Чтобы избежать ситуации, когда в компании «ставятся палки в колеса» BPM, Антон Шматалюк, заместитель директора по консалтингу центра управленческого и ИТ-консалтинга РДТЕХ, предложил вполне конкретные рекомендации по выживанию внедренческих проектов. Прежде всего, необходимо внимание и понимание высшего руководства компании, процессы не должны слишком упрощаться или усложняться. Обратил он внимание и на необходимость возможного внесения корректив в область систем документооборота: там, где бизнес-процессы опираются на какой-то документ, необходима полная интеграция BPM и ECM, иначе процесс будет оторван от реальной бизнес-практики. А чтобы с течением времени контролировать бизнес-процессы на предмет эффективности, потребуются и аналитические инструменты.

Одним из лидеров рынка BPM на сегодня является компания IBM – ее продукт IBM BPM ставится в подавляющем большинстве случаев, в том числе и в крупных российских компаниях. Он пришелся по душе и отечественным банкам. Они стремительно наращивают кредитные портфели, причем не только в потребительской сфере, но и в области СМБ и крупного бизнеса. Один из примеров – недавно завершенная первая фаза внедрения автоматизированного кредитного конвейера «Бинбанка». Банк, по словам Оксаны Леоновой, директора департамента развития продуктов для клиентов корпоративного бизнеса, в течение 2,5 лет наладил бизнес-процессы кредитования, структурировал технологию выдачи кредитов и формализовал правила работы с ними. Только потом было принято решение об информатизации. Результатом стало появление в банке работающего решения на базе IBM BPM. Решены такие проблемы, как сокращение издержек и операционных рисков, уменьшены сроки выдачи кредитов до 3–7 дней, а также создан репозиторий документов для хранения заключений по сделкам, договоров и др.

Конечно, на рынке представлено, по меньшей мере, полсотни других ИТ-решений в сфере BPM – менее масштабных, но нередко таких же эффективных. Два из них было представлено на конференции – это облачный продукт Comindware Tracker компании Comindware, центр разработки которой находится в Москве, и немецкая система Metasonic Suite, поставляемая в Россию компанией «Логика BPM».

Наталья Анищук