Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2019

Алексей Евтушенко, СберСервис

Алексей Евтушенко, СберСервис:

Россия стала одним из лидеров мировой цифровизации

Многие эксперты полагают, что связанный с пандемией кризис спровоцирует рост популярности ИТ, которые могут помочь с организацией дистанционной работы. О том, насколько это справедливо, как ведут себя на рынке российские ИТ-аутсорсеры и почему дочка Сбербанка обслуживает другие финансовые организации, в интервью CNews рассказал Алексей Евтушенко, генеральный директор компании «Сбербанк-Сервис».

CNews: Расскажите, какие тенденции на российском ИТ-рынке в последнее время вам кажутся наиболее значительными? Что вы можете сказать о темпах цифровизации в стране?

Алексей Евтушенко: Мы с вами живем в эпоху развития искусственного интеллекта и работы с большими данными, которые набирают все большую мощь и проникают во все аспекты нашей жизни. К примеру, ранее казавшиеся фантастическими решения на базе нейросетей, уже становятся обыденной реальностью и находят практическое применение. Инновационные ИТ-решения проникают в нашу жизнь и становятся ее неотъемлемой частью. Идет к тому, что все рутинные действия и процессы будут постепенно роботизированы. Так было 50 лет назад, когда на заводах появились автоматизированные линии, и сейчас то же самое происходит и в других сферах. При этом наша страна, безусловно, является одним из лидеров цифровой трансформации, с хорошим заделом, оставленным нам советской школой подготовки кадров, и сильными компаниями в отдельных отраслях.

CNews: Каким образом изменится рынок из-за пандемии коронавируса? Стоит ли ожидать усиления отдельных игроков или перераспределения влияния на рынке?

Алексей Евтушенко: Любой кризис является стрессом и несет угрозы бизнесу, но он же зачастую создает новые возможности для развития. И ИТ-компании здесь не исключение. Именно кризис, вызванный пандемией коронавируса, стал для них периодом возможностей. Достаточно посмотреть на пример компании Zoom, чьи акции с начала года выросли на 300 процентов, а капитализация превысила $50 млрд. И благодаря самоизоляции мы перешли в вопросе организации дистанционных сервисов из эпохи «nice to have» в эпоху «must have». Теперь это стало обязательным условием для обеспечения жизнедеятельности и устойчивости бизнеса. Эта технология уже никогда не уйдет. Большинство компаний будут строить и корректировать свои бизнес-модели именно с учетом новых реалий и первым приоритетом становится возможность дистанционной работы, которая стала ключевым условием обеспечения устойчивости всего бизнеса. Благодаря пандемии мы научились жить без офисов, и мир не рухнул. И многие в офис уже не вернутся, перейдя на коворкинговую схему аренды офиса на те дни и часы, когда он реально нужен. Львиная доля работы будет перенесена в онлайн. Полагаю, что в дальнейшем и сотрудники будут требовать от работодателя возможности работать удаленно.

Алексей Евтушенко: СберСервис, работая со Сбербанком, вывел свои сервисы на высокий профессиональный уровень, добившись максимальных показателей

CNews: Вы переводили на удаленный формат работы весь Сбербанк? Расскажите, как это было и какие сложности перед вами возникли?

Алексей Евтушенко: Самой большой сложностью в переводе сотрудников на удаленную работу во всех компаниях были, есть и остаются вопросы обеспечения информационной безопасности. Именно из-за них компании ранее массово не внедряли удаленный доступ, но пандемия, создавшая новую реальность, заставила найти нужные решения в кратчайшие сроки. Сбербанк одним из первых перевел работу на новые рельсы, а мы обеспечили максимально высокий уровень оперативности этого процесса, ведь подготовка, настройка, сопровождение удаленных рабочих мест — это наш классический сервис.

CNews: Можно ли говорить о тренде роста спроса на услуги ИТ-аутсорсинга в России? С чем это связано?

Алексей Евтушенко: Аутсорсинг в России будет проникать все глубже во все отрасли экономики, уже сейчас мы видим устойчивый рост на 6% в год. Зрелость таких сервисов тоже растет, а соотношение цены и качества неизбежно улучшается. Держать штат собственных специалистов становится все дороже и менее эффективно, а аутсорсинговые компании показывают, что они многие сервисы делают быстрее, лучше, дешевле, чем внутренние подразделения. Переход на модель аутсорсинга в нашей стране обычно делается плавно, аккуратно, с тестированием, и выбирают обычно компании с опытом, с успешными референсами, которые уже доказали свой профессионализм. Но этот рынок только формируется и поэтому небольшие компании, новые игроки рынка, благодаря гибкости и предлагаемым инновациям также имеют очень неплохие шансы вывести сейчас свои бизнес-модели.

CNews: Случились ли за последний год какие-то значительные перемены в бизнесе СберСервиса?

Алексей Евтушенко: СберСервис, работая со Сбербанком, вывел свои сервисы на высокий профессиональный уровень, добившись максимальных показателей. Теперь мы предлагаем их внешнему рынку, радикально изменив стратегию развития. Мы перестроили структуру и абсолютно все процессы, начали активно внедрять облака, переводя в них свои сервисы, упрощая процесс интеграции наших сервис-десков с сервис-десками наших клиентов. Были внедрены первые решения по роботизации, и уже сейчас большая часть заявок на работы распределяется машинными алгоритмами без участия человека. Мы активно осваиваем новые компетенции, изучая и погружаясь в специфику ранее неохваченных отраслей — от медицинской техники до умных камер и систем распознавания лиц. И мы предельно сконцентрировано продолжаем работать в направлении соблюдения высочайших показателей качества сервисов, надежности и безопасности.

CNews: Сейчас вы активно продвигаетесь на внешние рынки. Есть ли у вас интересные кейсы не со Сбербанком, о которых вы можете говорить вслух?

Алексей Евтушенко: Сегодня у нас есть крупные контракты на покопийную печать и обслуживание POS-терминалов с банком «Открытие» и МКБ, мы обеспечиваем ИТ-поддержку McDonalds, не первый год нашим сервисом по обслуживанию банкоматов пользуется «Райффайзенбанк». Наши клиенты уже убедились, что сервис дочерней компании Сбербанка не несет никаких рисков, а соотношение цены и качества лучше, чем у других компаний, с которыми они ранее работали. Мы последовательно продолжаем развивать работу на внешнем рынке, активно реализуем множество пилотных проектов, по окончании которых рассчитываем значительно нарастить объем реализуемых контрактов.

CNews: Какие основные задачи перед вами ставят заказчики?

Алексей Евтушенко: Ключевая задача, которую ставит перед нами заказчик — найти для него оптимальное соотношение цены и качества. Гибкость и способность компании предложить сбалансированное решение в конечном счете и влияет на заключение контракта. Для нас приоритетны оба этих момента, мы соблюдаем единые стандарты качества сервисов по всей стране. Мы — надежные сертифицированные партнеры по большинству ключевых ИТ-вендоров и вполне можем утверждать, что лишь единичные компании могут себе позволить обеспечивать и поддерживать сервис такого качества непрерывно.

CNews: Расскажите, какие у вас результаты деятельности по итогам 2019 года? Какого прогресса вы ждете в 2020 году?

Алексей Евтушенко: В 2019 году на внешнем рынке мы выполнили работы по внешним контрактам на сумму более 300 млн рублей, а в этом году мы планируем утроить этот показатель. В последующие годы хочется придерживаться показателей двух-, трехкратного роста продаж. Мы добьемся этого не только активными действиями на рынке и гибкими подходами к каждой потенциальной сделке, но и непрерывным поиском и развитием дополнительных компетенций, внедрением новых продуктов и сервисов, оптимизацией эффективности работы компании.

Вернуться на главную страницу обзора