CNews: Расскажите, пожалуйста, о ключевых задачах ИТ в области здравоохранения в России – с точки зрения лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и пациентов.
Наталья Паппе: За последние пять лет прошли несколько этапов информатизации российского здравоохранения, такие как установка в больницах современного оборудования для врачей, переход к использованию локальных хранилищ данных для хранения информации о больных, высокоскоростное подключение к сети интернет.
В настоящее время граждане получили возможность дистанционной записи на приемы к врачам или на получение различных медицинских процедур. К сожалению, данная информатизация в основном несет характер локальных услуг и пока никак не интегрирована ни на уровне региональных центров, ни на федеральном уровне. Несмотря на то, что финансирование ИТ-проектов идет, они либо слишком сложны для внедрения, либо мало востребованы пациентами в целом.
CNews: Чем может быть полезен российской медицине зарубежный опыт использования ИТ в медицине?
Наталья Паппе: Система зарубежного здравоохранения в ряде развитых стран непрерывно развивается, включаются рыночные механизмы, которые двигают медицинскую отрасль в целом.
На Западе сейчас активно развивается телемедицина. В нашей практике тоже есть примеры, когда передовые медицинские учреждения внедряют и активно используют эту перспективную технологию. В частности, могу назвать Федеральный центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Это крупнейшая детская клиника, с которой компания ССТ давно сотрудничает в области оказания услуг по техническому обслуживанию и поддержке ИТ-систем. Центр оснащен новейшим оборудованием, в нем успешно отрабатываются самые передовые технологии в лечении онкологических заболеваний.
Недавно мы завершили проект по созданию инновационного телемедицинского центра в этой клинике. Он позволяет организовывать экстренные и плановые консилиумы с участием удаленных специалистов без отрыва от основных рабочих мест, проводить дистанционные лечебные и диагностические видеоконсультации, а также обучающие занятия, научные конференции и семинары, в том числе международные. Это, несомненно, большой шаг вперед в деле активизации профессионального взаимодействия и внедрения передовых технологий диагностики и лечения сложных заболеваний.
CNews: Как вы оцениваете потребность медучреждений в системах коммуникации и средствах совместной работы?
Наталья Паппе: Современные технологии унифицированных коммуникаций позволяют объединить всю связь внутри клиники на базе единой платформы. Сервис единого номера (ONS), отслеживание статуса присутствия сотрудников, создание групп и переадресация звонков, возможность совместной удаленной работы, видео-конференции, голосовая почта – все это позволяет правильно распределять звонки, перенаправляя их на нужных специалистов, повысить эффективность взаимодействия медперсонала. IP-телефония позволяет снизить эксплуатационные затраты. В конечном итоге это ведет к повышению уровня обслуживания пациентов, что является главной целью вложений.
CNews: Какие решения для закрытия потребности в коммуникациях вы предлагаете? Какие у них основные возможности?
Наталья Паппе: Для этого мы предлагаем решение компании Unify OpenScape Health Connect.
- Упрощение доступа к медицинским ресурсам
- Защищенный доступ к ИТ-ресурсам на месте медобслуживания
- Доступ к удаленным медицинским ресурсам с видеоподдержкой
- Повышение скорости реагирования в критических ситуациях
- Автоматизация процессов медицинского обслуживания.
Для медицинского персонала в системе предусмотрена возможность мгновенного реагирования на любую экстренную ситуацию с помощью OpenScape Alarm Response, запускаемого через всевозможные системы: от систем мониторинга основных показателей состояния организма до систем вызова медсестры. Система также дает сотрудникам возможность вести цифровые записи по всем видам клинических исследований и лечения.
В местах оказания медицинских услуг врачи имеют доступ к истории болезни пациентов и могут вести протоколы обследований с помощью терминалов с сенсорным экраном.
Единая система коммуникаций дает возможность проведения срочных видеоконференций при постановке диагноза, а также позволяет принимать видеозвонки от пациентов через смартфоны и планшеты.
Если говорить о пациентах, то с помощью OpenScape Health Connect можно улучшить медицинское обслуживание вне зависимости от размера и расположения больницы. Пациенты имеют доступ к персональным планам лечения и графикам приема препаратов – это важно, поскольку дает пациентам уверенность в том, что они находятся в надежных руках профессионалов. Также для содействия процессу выздоровления пациентам предоставляются возможности интерактивного обучения, развлечения и общения с помощью OpenScape Health Station HiMed.
И, наконец, администраторы системы получают все преимущества работы с упрощенной коммуникационной инфраструктурой, объединяющей различные сервисы, приложения и устройства в единую платформу.
CNews: Существует ли в медицинских учреждениях потребность в комплексных информационно-развлекательных решениях?
Наталья Паппе: Центральный вопрос заключается в том, для кого работают ЛПУ. Конечно, для населения, нуждающегося в медицинской помощи. В рамках стационаров в России осуществляется только сугубо профессиональная помощь, а психологическому состоянию пациентов мало уделяется времени, сил и средств. А важно как раз то, чтобы пациент был в центре внимания, чтобы он понимал, что о нем заботятся.
- Телевидение, интернет и приложения, в том числе подключение собственных устройств пациентов
- Подключение с идентификацией для доступа и общей биллинговой системой
- Независимость от типа оборудования благодаря виртуализации на платформе VMware
CNews: Какие решения для закрытия этой потребности вы предлагаете? Какие у них основные возможности?
Наталья Паппе: Мы предлагаем информационное решение OpenScape Health Station HiMed от компании Unify, которая на протяжении двух десятилетий занималась созданием решений, позволяющих обеспечить превосходные коммуникации в области медицинского обслуживания. HiMed содержит в себе три основных компонента: ИТ, медицинскую и информационно-развлекательную. Программная часть решения предоставляет возможность бесшовной интеграции с другими специализированными сервисами ЛПУ.
Пациентам могут быть предложены IP-терминалы, в которых кроме выхода в интернет имеется информация о лечебном процессе, а также могут быть установлены телевизоры с IP-подключением.
В HiMed предусмотрена биллинговая система, что позволяет предоставлять расширенные услуги на платной основе.
В рамках системы пациенты через информационно-развлекательную составляющую решения чувствуют себя в центре внимания, что положительно сказывается на лечебном процессе в целом. Что касается инвестиций, их легко можно рассчитать и за разумное время компенсировать из оперативных доходов больницы. Для сравнения, больницы стран Европы, Азии и Австралии посчитали, что срок возврата инвестиций составляет от 1,5 до двух лет с момента запуска системы.