Спецпроекты

На страницу обзора
Автоматизация цепочек поставок может снизить операционные затраты на 10%
«Крок» уже 15 лет цифровизирует ритейл, за это время компания накопила колоссальный опыт. Реальность такова, что отрасль не выйдет на новый уровень управления цепочками поставок без внедрения современных ИТ-инструментов. О том, какие технологические подходы помогут российским компаниям и какой выгоды от этого можно ждать, в интервью CNews рассказал Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса ИТ-компании «Крок» в ритейле.

Дмитрий Смирнов«Крок»

CNews: Дмитрий, многие аналитики считают, что формат управления компаниями в ритейле в последние годы полностью изменился. Каким образом?

Дмитрий Смирнов: Действительно, это так. На место функционального подхода пришел процессный, и в соответствии с этой концепцией вся деятельность организаций рассматривается как набор процессов. Один из ключевых процессов, который сопровождает деятельность и небольших, и крупных ритейлеров на протяжении всего жизненного цикла — логистика и управление цепочками поставок. Бюджет SCM, включая закупки, как правило, превышает 50% бюджета сети! Именно поэтому в этой сфере эффекты от оптимизации существенно выше, чем «в среднем по больнице». События 2020 года показали, что эта область должна быть максимально гибкой и адаптивной.

CNews: Насколько глубоко сейчас проникла автоматизация цепочек поставок в российские ритейл-компании?

Дмитрий Смирнов: В прошлом году мы проводили исследование, в ходе которого выяснили, что лишь каждый десятый ритейлер может похвастаться полностью автоматизированными цепочками поставок. Большинство компаний при планировании и управлении поставками чаще полагаются на традиционные способы — расчеты в Excel и самописные математические модели. И это при том, что на рынке уже есть гораздо более эффективные инструменты, начиная с базовых ERP-систем, и заканчивая решениями на базе таких модных нынче технологий как большие данные, машинное обучение и любимые всеми роботы, которые не болеют. Однозначно можно сказать, что выход на новый уровень управления цепями поставок возможен только с применением ИТ-инструментов.

CNews: Каких бизнес-эффектов могут ждать российские ритейлеры от внедрения SCM-решений?

Дмитрий Смирнов: Здесь важно понимать, что когда мы говорим об автоматизации цепочки поставок, мы имеем в виду сквозной процесс планирования и исполнения, охватывающий поставщиков, производство, хранение и распределительные центры, розничные магазины и интернет-продажи. Ну и конечно, доставку и транспортировку на каждом звене этой цепочки. Внедрение каждого SCM-решения влияет на эффективность всей цепи поставок.

Интегрированное планирование цепи поставок позволяет прогнозировать спрос и управлять им, оптимизировать запасы, планировать распределение и закупки, а также гибко управлять ценообразованием. Исходя из практики «Крок», можно говорить о снижении операционных затрат на 5-10%, снижении объема складских запасов на 25-30%, увеличении выручки на 1-4% в год, а также о повышении сервиса на 5-10%.

Первичная цифровизация операционной логистики с помощью WMS-, TMS- и другими родственных систем, позволяет на 10-15% сократить транспортные затраты, и при этом на 20-30% повысить как эффективность работы склада, так и скорость реагирования на изменения спроса.

CNews: Как после этого можно цифровизировать логистику?

Дмитрий Смирнов: Следующий этап цифровой трансформации логистики — это платформенные решения, сводящие разные автоматизированные процессы воедино. Это предполагает концепция Control Tower, пока довольно новая для российского рынка. Она представляет собой совокупность технологий, людей и процессов и фактически переносит принцип авиационной диспетчеризации к дорожно-транспортной логистике. Система в режиме реального времени сопоставляет геоданные, текущее задание транспортного средства, учитывает телематику, картографию, анализирует все факторы и позволяет управлять техническими и дорожными форс-мажорами, выявляет факты нецелевого и неэффективного использования транспорта.

Концепция Control Tower пока считается новой для российского рынка

Источник: «Крок», 2021

CNews: Многие эксперты сейчас спорят о том, кто должен играть главенствующую роль в проектах, связанных с цепочками поставок ИТ-департаменты или бизнес-лидеры. Каково ваше мнение?

Дмитрий Смирнов: Действительно, несмотря на то, что значимость бизнес-составляющей в ИТ-проектах повышается и все больше проектов инициируются, ведутся и управляются именно экспертами от бизнеса, роль ИТ-департаментов и применяемых ими технологий по-прежнему важна и является чуть ли не ключевой. Дело в том, что все больше проектов в логистике возникают именно благодаря развивающимся технологиям, которые предоставляют все больше и больше инструментов для автоматизации и повышения эффективности процессов.

По сути, именно правильные согласованные действия бизнеса и ИТ приводят к реализации эффективных и оптимальных процессов управления цепочкой поставок.

CNews: С чего компании должны начинать цифровизацию цепочек поставок?

Дмитрий Смирнов: Большинство крупных компаний начинают масштабные ИТ-проекты с анализа текущей ситуации и пытаются «осознать» себя в ситуации «здесь и сейчас». Это помогает более корректно выстроить пути своего развития и трансформации процессов через внедрение ИТ-инструментов. На практике это может быть как проведение бизнес-консалтинга по эффективности процессов, так и совсем ИТ-направления, вроде разработки архитектуры будущего решения или подбора оптимального инструмента. Часто все это заканчивается расчетом и защитой бизнес-кейса, который, по сути, и является отправной точкой для старта любого ИТ-проекта.

Тренды в автоматизации ритейла

Источник: «Крок», 2021

CNews: Стоит ли компаниям браться на цифровизацию в этой области самостоятельно? Или лучше прибегнуть к помощи партнеров или интеграторов?

Дмитрий Смирнов: На самом деле, в большинстве случаев компаниям не хватает общих знаний, либо же на их получение тратится много времени и сил. Именно в таких случаях наиболее эффективным вариантом может являться привлечение сторонней компании. Специалисты «Крок» занимаются цифровизацией ритейла уже более 15 лет. За это время было реализовано колоссальное количество проектов, поэтому мы можем консультировать наших заказчиков, основываясь на наших лучших практиках. У нас есть команда, которая вот уже 14 лет специализируется на ИТ-решениях для логистики. Мы четко понимаем, какие эффекты могут быть достигнуты, и, что особенно важно, «Крок» — мультивендорный интегратор.

Специалисты «Крок» занимаются цифровизацией ритейла уже более 15 лет

Источник: «Крок», 2021

К слову, мы сформировали портфель, который включает в себя абсолютно все инструменты по автоматизации цепочки поставок, начиная с таких рядовых решений, как управление складом или управление транспортной логистикой, и заканчивая передовыми инструментами, построенными на базе искусственного интеллекта и больших данныхуправление ассортиментом, прогнозирование спроса и ценообразование.

Интервью обзора

Рейтинги

Выручка крупнейших розничных компаний в 2020 г.
Компания Выручка 2019, ₽ млрд
X5 Retail Group 1 727,7
Магнит 1 368,7
DNS 309,2
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в розницу 2020
№ 2020 г. Название организации Совокупная выручка от проектов в рознице в 2020 г. (включая НДС, в ₽тыс.)
1 Softline 29 256 593
2 Новый Ай-Ти Проект (3Logic Group) 24 067 068
3 Эвотор* 6 248 264
Подробнее
CNews Forum 2024 CNews Forum 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

byteoilgas_conf 2024 byteoilgas_conf 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

LANSOFT: время комплексных бизнес-решений LANSOFT: время комплексных бизнес-решений

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

Orion Digital Day Orion Digital Day

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

ELMA DAY ELMA DAY

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН: