Спецпроекты

На страницу обзора
Электронная торговля в России: взрывной рост или замедление развития?
Отечественный рынок e-commerce растет, но аналитики расходятся в оценке того, насколько быстро идет этот процесс. Одни говорят о сокращении темпов роста, другие заявляют о взрывном увеличении продаж. Возможно, расхождения связаны с методикой оценок объема рынка. Суммируя различные данные, можно сказать, что в долгосрочной перспективе развитие виртуальной коммерции неизбежно, но краткосрочный прогноз может оказаться не столь оптимистичным  из-за отсутствия новых прорывных проектов.


Российской рынок электронной торговли продолжает развиваться опережающими по отношению к традиционному ритейлу темпами. В 2012 г. объем продаж через сеть увеличился на 30-40% в денежном выражении. Число пользователей интернета насчитывало около 60 млн человек, из них 15-20 млн совершали покупки в сети.



Цифры, которые озвучивают аналитики, разнятся, так как у экспертов нет единого мнения, какие категории товаров следует включать в сферу интернет-торговли, а какие нет. «Оценки объема рынка интернет-торговли в целом существуют, но вне привязки к конкретным товарам. Они несколько умозрительны, поскольку ассортимент все время расширяется. Кроме того, все больше покупок россияне совершают в зарубежных интернет-магазинах, что не учитывается в размере российского рынка», – предупреждает эксперт Gfk Rus Андрей Серегин.



По оценкам DataInsight, объем российского рынка e-commerce в 2012 г. составил 405 млрд руб. ($13 млрд), из которых на онлайн-продажи товаров пришлось 280 млрд руб. ($9 млрд). Оставшиеся 125 млрд руб. ($4 млрд) были получены от реализации билетов и цифрового контента. Согласно этой статистике, за год рынок вырос на 27%. Аналогичную цифру приводят аналитики A.T.Kearney`s, по их мнению, объем российского рынка интернет-торговли составляет $9 млрд.



Объем российского рынка интернет-торговли в 2012 г.



Источник: DataInsight, 2012



По мнению специалистов InSales, оборот рынка без учета билетов и цифрового контента составил 350 млрд руб. ($11,3 млрд). «Рост по отношению к прошлому году составил формально 43% , хотя в прошлом году нами был недооценен рынок одежды, поэтому фактически рост составил около 39%», – рассказывает генеральный директор компании InSales Тимофей Горшков.


Электроника – локомотив онлайн торговли


Cтруктура интернет-продаж не претерпела существенных изменений по сравнению с 2011 г. По-прежнему, среди физических товаров доминирует торговля бытовой техникой, электроникой, мобильными телефонами. Далее следуют категории «одежда и обувь» и «автозапчасти». По данным DataInsight, в 2012 г. 17% выручки онлайн магазины получили от продаж бытовой и АВ техники, на сегмент портативной электроники пришлось 15%, по 13% – на компьютерную технику и одежду и обувь, еще 10% – на автозапчасти. «В целом рынок интернет торговли формируется в основном ИТ товарами и офисной техникой, мобильными телефонами и смартфонами, крупной бытовой техникой и домашней электроникой и фототоварами», – согласен Андрей Серегин.



Структура российского рынка интернет-торговли в 2012 г.

Источник: DataInsight, 2012

Динамика по каждому из сегментов отличается. Наиболее быстро растут направления «товары для детей», «спортивные инвентарь и одежда», «товары для дома». Увеличение по ним составляет 40-50%, что выше среднего показателя по рынку. На уровне рынка растут продажи электроники и компьютерной техники, подарков и украшений, косметики и парфюмерии. Сегмент «одежда и обувь» также растет, но медленнее, чем рынок e-commerce в целом. Наконец, торговля продуктами питания, книгами и дисками через сеть переживает стагнацию или даже спад, утверждают в DataInsight.



Рост или стагнация?


Согласно статистике этого аналитического агентства, в целом рост рынка постепенно замедляется: в 2011 г. онлайн-продажи увеличились на 33%, а в 2012 г. – только на 27%. Для физических товаров показатель прошедшего года еще ниже – 25%, что говорит о том, что рынок быстрее всего развивается за счет реализации билетов. Эксперт DataInsight Борис Овчинников утверждает, что замедление темпов роста наблюдается от квартала к кварталу. По его словам, есть два сценария дальнейшего развития событий: продолжение данного тренда с сохранением доминирующей роли сегмента электроники и бытовой техники или обретение рынком «второго дыхания» за счет прорывных проектов в области продажи одежды, обуви, товаров для дома, продуктов питания.


Темпы роста рынка e-commerce по регионам на середину 2012 г.

Источник: DataInsight, 2012


Тимофей Горшков настроен более оптимистично: «Специфика рынка в России в том, что он долгое время отставал в развитии за счет неготовности инфраструктуры доставки и за счет фокусировки большинства игроков исключительно на рынке столиц, Москвы и Санкт-Петербурга. Несмотря на кризисы, обороты интернет-торговли увеличиваются год от года на 30-40% и пока данная тенденция будет сохраняться и дальше». По мнению аналитиков A.T.Kearney`s, к 2016 г. продажи через сеть вырастут до $16 млрд с нынешних $9 млрд. В индексе 30 самых перспективных экономик с точки зрения электронной коммерции, составленным этим агентством, Россия заняла третье место, уступив только Китаю и Бразилии.



Действительно, потенциально запас для роста остается очень большим. Во-первых, если сравнивать аналитические оценки рынка e-commerce с данными Росстата по розничному рынку, то получается, что на интернет по-прежнему приходится менее 1,5% оборота ритейлеров. По некоторым категориям товаров этот показатель заметно выше: для электроники и бытовой техники, книг, дисков, автозапчастей он составляет около 10%. Однако и здесь, как видно, интернет-ритейлерам есть куда развиваться. С другой стороны, есть категории товаров, где доля онлайн-продаж ничтожна мала. Например, для продуктов питания она составляет 0,1%.



# Страна Привлекательность онлайн рынка (50%) Наличие инфраструктуры (20%) Законодательство (15%) Развитие ритейла в целом (15%) Общий бал
1 Китай 100 56 55 58 78
2 Бразилия 84 56 67 90 77
3 Россия 83 39 23 48 60
4 Чили 35 78 100 71 59
5 Мексика 53 41 75 26 50
6 ОАЭ 22 100 77 29 50
7 Малайзия 27 78 79 46 48
8 Уругвай 23 40 71 100 45
9 Турция 25 76 65 33 43

Источник: A.T.Kearney`s, 2012

Перейти к полной таблице


Во-вторых, электронная коммерция может развиваться за счет проникновения в регионы. Для этого должны быть выполнены два условия: наличие высокоскоростного доступа в сеть и развитой логистической службы. «Инфраструктура доставки существует только в крупных городах (причем Москва и Санкт Петербург все еще вне конкуренции по развитию интернет торговли). Состояние почтовой доставки вРоссии, конечно, является серьезным препятствием для развития электронной торговли за пределами крупных городов»,– рассказывает Андрей Серегин.



Проблема логистики заключается в том, что главным средством доставки грузов по-прежнему остается железная дорога, поэтому покупателям в регионах приходится ожидать заказанные товары неделями. Среди других проблем – недостаточное развитие финансовой системы: основным платежным средством остаются наличные, а банковские карты только в каждом пятом домохозяйстве. Наконец, камнем преткновения является недостаточно проработанное законодательство и цензура в области цифрового контента, полагают специалисты A.T. Kearney`s.







Павел Лебедев/CNews Analytics

Подписаться на новости