Разделы

Интернет Веб-сервисы

В нашествии спама винят россиян

С превращением компьютеров ни о чем не подозревающих пользователей в анонимные прокси-серверы, помогающие злоумышленникам рассылать спам непосредственно через почтовые серверы их интернет-провайдеров, потоки незатребованных рекламных сообщений вскоре могут достигнуть невиданных прежде масштабов. В этом, судя по заявлениям западных источников, видную роль сыграли наши соотечественники.
По данным Spamhaus — организации, ведущей борьбу со спамом, — отмечавшийся в последнее время рост активности спамерских прокси-серверов вызван появлением в арсенале преступников новой версии программного обеспечения.

«Новые версии спамерского ПО, выпущенные действующими в США российскими спамерами, отныне позволяют преступникам с помощью созданных ими на компьютерах своих жертв прокси-серверов осуществлять рассылку спама непосредственно через почтовый сервер их провайдера», — предупреждает Spamhaus.

С вопросом о том, насколько правомочными являются обвинения, выдвигаемые именно к российским спамерам, CNews обратился к Алексею Зернову из "Лаборатории Касперского". «В отношении международного сообщества к проблеме российского спама имеет место то же заблуждение, что и в случае российских вирусописателей или хакеров: якобы россияне и выходцы из России доминируют в компьютерном андеграунде, - говорит г-н Зернов. - На самом деле, это, разумеется, не так, и причины возникновения такой оценки также достаточно просты - дело в том, что российские создатели вредоносных программ заметно активизировались лишь в последние два года, в основном, вследствие появления вирусов коммерческого характера, наиболее востребованных виртуальными преступниками и поэтому хорошо оплачиваемых. Увеличение доли участия русскоязычных киберпреступников в международной индустрии компьютерной вирусологии и породило миф о "приходе русских хакеров и вирусописателей".

По оценкам "Лаборатории Касперского", в индустрии нежелательных рассылок сейчас наблюдается та же ситуация - российские спамеры точно так же вышли на нелегальный рынок спам-услуг, как и их западные коллеги (зачастую являющиеся их прямыми соучастниками). «А так как спам – это, прежде всего, прибыльный бизнес, то ни один его участник не сдаст своих позиций просто так, вне зависимости от его территориальной или национальной принадлежности, - говорит г-н Зернов. - Поэтому имеет смысл говорить об интеграции российских спамеров в мировую индустрию нежелательной корреспонденции, не более».

"Винить россиян в нашествии спама не стоит, - считает Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса компании РБК СОФТ, - подавляющая часть всего мирового спама – на английском языке, так что даже если русские и приложили руку к этим рассылкам, то заказчиками выступили все же иностранцы. В современных технологиях рассылок спама вообще трудно определить авторство – рассылки идут не из одного места, и даже не из одной страны". Само сегодняшнее предсказание компании-борца со спамом не содержит ничего нового, отмечает г-н Аитов: это тот же стандартный перечень рекомендуемых мер, те же мрачные цифры убытков и прочее.

Как отмечают специалисты Spamhaus, до наблюдаемого в настоящее время взрывного роста объемов спама, рассылаемого через прокси-серверы, большинство почтового трафика, поступающего на почтовые серверы интернет-провайдеров, в целом ограничивалось спамом из двух источников: во-первых, отосланного непосредственно спамерами и, во-вторых, отосланного спамерами с использованием взломанных ими компьютеров (прокси-серверов). С обоими источниками бороться было относительно легко, поскольку их можно было блокировать. Тем не менее, Spamhaus предупреждает: прогресс в преступной среде не стоит на месте. Источник спама изменился, и теперь намного большая его доля приходит непосредственно с основных почтовых серверов других провайдеров. Одним из первых забил тревогу AOL — по данным компании, более 90% входящего спама в настоящее время поступает с почтовых серверов других провайдеров.

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

«Spamhaus рассматривает наблюдаемые изменения и рост объемов продуцируемого таким образом спама как угрозу, к которой нужно отнестись серьезно, — говорится в заявлении компании. — При сохранении теперешних темпов роста к середине 2006 года 95% всей электронной почты будет составлять спам. К тому времени начнется прогрессирующая дезорганизация систем доставки электронной почты, вызванная перегрузками очередей сообщений и фильтров».

Spamhaus настоятельно рекомендует интернет-провайдерам принять профилактические меры. В их числе — «дросселирование» почты, поступающей от клиентов провайдеров с широкополосным доступом, разделение входящих и исходящих SMTP-серверов, а также обязательное внедрение аутентификации электронной почты всех своих клиентов.

Что касается доли содержания спама в почтовом трафике Рунета, то и здесь ситуация неутешительная. По данным, приведенным в годовом аналитическом отчете по спам-индустрии за 2004 год компании "Ашманов и Партнеры", по состоянию на конец 2004 года объем спама в Рунете составил 75-80% всего почтового трафика, а на отдельных серверах, в основном, серверах публичных почтовых систем, достигал 85-90%. Это соответствует среднему значению доли спама в мировом почтовом трафике - в 2004 году она достигла значения 75-80% от общего объема почты и стабилизировалась на этой отметке.