Как стало известно CNews, российский производитель ПК «К-Системс» вскоре планирует официально заявить о своем возвращении на рынок ноутбуков. Несмотря на осторожные прогнозы аналитиков, не верящих в светлое будущее отечественных сборщиков мобильных ПК, у «К-Системс» весьма далеко идущие планы. Рынок достиг объема, достаточного для конкуренции, полагают в компании. Примечательно, что в конце апреля аналогичное заявление сделал другой российский сборщик ПК – Depo Computers.
Во втором квартала этого года компания «К-Системс» начнет выпускать под брендом IRBIS не только настольные, но и мобильные компьютеры. Как стало известно CNews, на момент официального выхода на рынок в модельном ряду IRBIS Mobile будут представлены ноутбуки для всех ниш и ценовых сегментов, кроме UMPC. К началу продаж ноутбуков в «К-Системс» даже решили произвести в некотором роде ребрендинг: отныне компания будет называться «К-Системс»/IRBIS.
На российский рынок поступят ноутбуки бизнес-серии, ультрапортативные аппараты, ноутбуки класса «замена ПК», мультимедийные центры и Tablet PC. Сейчас ноутбуки производятся на заводе в г. Видное, там же, где и ПК, но уже летом производство будет осуществляться на специально для этих целей построенном заводе в городе Мытищи. Его мощность более 250 тыс. ноутбуков в год.
Производителей компонентов для IRBIS Mobile в «К-Системс» поименно не называют, утверждая лишь, что элементная база у отечественных ноутбуков будет та же, что и у мировых лидеров. Собственно, альтернативы у сборщиков и нет отечественных производителей компонентов попросту не существует.
Планы у компании амбициозные в течение ближайших года-двух войти в пятерку лидеров российского рынка ноутбуков. Своим конкурентным преимуществом «К-Системс» считает налаженные благодаря продажам десктопов каналы сбыта, а также возможность быстрее конкурентов реализовывать технологические новинки в виде серийного производства готового продукта.
Эдуард Воронецкий, гендиректор «К-Системс», считает, что пришло время производить ноутбуки в России
Попытки пилотных запусков производства ноутбуков у «К-Системс» уже были, но время для полномасштабного начала производства пришло только сейчас. «Желание нашей компании выйти на рынок с ноутбуками IRBIS Mobile является объективной необходимостью, рассказал CNews Эдуард Воронецкий, генеральный директор „К-Системс“. До 2007 г. доля ноутбуков не превышала 20% от общих продаж всех компьютеров в России, то есть рынок был достаточно мал, а конкуренция очень высока. Однако динамика роста такова, что с этого года рынок достиг достаточного объема для конкуренции, в том числе и масштабами производства».
Руководство «К-Системс» не смущают заявления зарубежных аналитиков о том, что российские производители мобильных ПК в последние годы резко сдали позиции. И хотя Эдуард Воронецкий подтверждает тот факт, что на рынке ноутбуков в России с 2007 г. доминируют китайские компании, по его мнению, в этом году здесь намечается перелом.
Напомним, что из всех недавних отчетов по рынку ноутбуков лишь у российского IT Research в пятерку лидеров попал отечественный сборщик Rover Computers. «Если комментировать данные западных аналитических агентств по компьютерному рынку вообще, то можно сказать, что цифры, которые они озвучивают, хотя и начали (с 2007 г.) двигаться в сторону сближения с реальностью, тем не менее, по-прежнему от нее далеки», полагает г-н Воронецкий. По его оценкам, показатели по российским компаниям из первой десятки завышены в диапазоне от 30% до 50%, а по иностранным в разы. Причем в «К-Системс» уверены, что для основных участников рынка, хорошо осведомленных о каналах сбытакомпьютерной техники, «погрешности» аналитиков тоже не являются секретом.
Коллеги «К-Системс» по сектору подтверждают это. "Данные зарубежных аналитиков строятся на цифрах, которые подают компании, работающие на рынке, говорит Дмитрий Демченко, руководитель направления RoverBook в компании Rover Computers. Каждая из них имеет свою трактовку понятия «количество проданных устройств». В одном случае это то, что продали дистрибьюторы, в другом случае то, что продали дистрибьюторам, плюс незакрытые контракты. Таких вариаций, по словам г-на Демченко, может быть великое множество, и каждый из производителей выбирает тот алгоритм, который интересен ему на данный момент. Поэтому хоть отчеты аналитиков в целом правильно отражают общие тенденции на рынке, доли вендоров в них могут быть отражены неверно.
В «К-Системс» объем российского рынка ноутбуков в 2008 г. оценивают в 22,5 млн. штук, а рынок настольных компьютеров в 44,5 млн., из которых половина по-прежнему приходится на мелких сборщиков. Примерно те же цифры называет и Дмитрий Демченко из Rover Computers: 2,53 млн. мобильных ПК, отгруженных производителями в канал сбыта. Впрочем, представитель Rover Computers не во всем единодушен со своим новым конкурентом. Это касается, в первую очередь, шансов «К-Системс» реализовать планируемую экспансию. "На отечественном рынке было и есть достаточное количество российских компаний, которые (подчеркиваю) при определенных условиях могут составить конкуренцию на рынке ноутбуков, считает Дмитрий Демченко. Думаю, время рассудит, насколько будут реализованы эти амбициозные планы «К-Системс». Представитель Rover Computers вспомнил также свернутый пару лет назад проект iRU, который тоже был открыт под эгидой достаточно сильной на ИТ-рынке компании.
Отечественные аналитики пока осторожничают в оценках перспектив «К-Системс» в частности и российских производителей ноутбуков в целом. «Насчет шансов „К-Системс“ нам трудно судить, комментирует Василий Мочар, заместитель директора IT Research. Компания, в принципе, уже работала на рынке ноутбуков. Возможно, ее возвращение будет более удачным».
Что же касается шансов местных сборщиков ноутбуков в целом преуспеть на отечественном рынке, то тут, по словам г-на Мочара, следует учитывать специфику российского рынка компьютеров. «В то время как большая часть десктопов потребляется государством и бизнесом для комплектации массовых рабочих мест, ноутбуки на данный момент являются продуктом преимущественно для конечных потребителей и продвигаются, в основном, через розницу, продолжает он. Поскольку даже самые недорогие ноутбуки доступны только среднему классу, важное значение имеет брендоориентированность покупателей, а не фокусирование на самых дешевых предложениях. В целом это определяет практически непреодолимую неконкурентоспособность российских ТМ-ноутбуков на массовом потребительском рынке: у них ниже бренд-имидж, да и цены они не могут предложить настолько уж более дешевые, чем именитые зарубежные производители». Корпоративный же рынок, вместе с тем, не настолько заблокирован, и возможности у российских компаний сохраняются, полагают в IT Research.
Эксперты CNews Analytics, в свою очередь, прогнозируют, что объем отечественного рынка ноутбуков в 2008 г., по самым осторожным оценкам (с учетом роста на 50%), достигнет 4,55 млн. штук. По их словам, перелом на рынке ноутбуков, скорее всего, не произойдет. Отечественные бренды наверняка будут и далее уступать свои позиции. В потребительском сегменте ими уже почти не интересуются. Единственное, за счет чего они могут «выплыть» корпоративный сектор, главным образом, госзаказ. Шансом для российского вендора на потребительском рынке (как, впрочем, и на корпоративном) может стать политика государства, в частности, таможенная, снижение пошлин на комплектующие, введение пошлин на готовые изделия. Одним словом, без протекционизма и госзаказарусские бренды конкуренции не вынесут. Они менее качественны, менее раскручены, ценой уже давно не берут. Тенденция последних лет яркое тому подтверждение. И если местные вендоры начинают развивать это направление, то, видимо, всерьез рассчитывают на какие-то позитивные шаги со стороны государства. Не секрет, что правительственная комиссия по налогам обсуждает сейчас возможность отмены таможенных пошлин на поставку электронных компонентов из-за рубежа. Но, по словам Эдуарда Воронецкого, эта новость никак не повлияла на решение «К-Системс».
Примечательно, что в конце апреля о намерениях выйти на рынок ноутбуков заявил другой российский сборщик ПК - компания DEPO Computers. Мобильные компьютеры этого вендора появятся на полках магазинов осенью этого года, а к 2010 г. компания планирует занять 15% рынка ноутбуков в России. В "К-Системс" же не распространялись заранее о своем решении запустить ноутбуки в продажу.