Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе Инфраструктура

Эстонские светофоры попали под власть водителей

В Эстонии начались испытания новой ИТ-системы регулирования уличного движения. Автобусы и троллейбусы на нескольких маршрутах прибалтийской столицы оснащены спутниковым навигационным оборудованием и связаны со светофорами в сеть, через которую водитель может включить себе зеленый свет. Тестовое внедрение проекта осуществляется сейчас в некоторых европейских городах. В России, по мнению аналитиков, данная программа не имеет будущего.
Решение участвовать в проекте SMILE, осуществляемом в рамках инициативы Европейского Союза CIVITAS II, таллинская администрация приняла еще в 2004 г. Проект предполагал существенное улучшение в городе качества общественного транспорта.

Автобусы, троллейбусы и светофоры на наиболее оживленных маршрутах города оснащаются спутниковым навигационным оборудованием и специальной автоматикой. С ее помощью водитель может передать сигнал на ближайший светофор и включить зеленый свет.

В декабре 2007 г. закончился второй этап обновления техсредств общественного транспорта Таллина. 63 автобуса и 48 троллейбусов получили бортовые компьютеры, устройства GPS, модемы радиосвязи и связи WLAN, автоматические голосовые устройства объявления остановок и электронные табло внутренней и наружной информации. В апреле 2008 г. в тестовом режиме к системе подключены светофоры на 26 перекрестках, а также автобусы и троллейбусы, курсирующие по десяти маршрутам столицы Эстонии.

Общая стоимость рассчитанного на четыре года проекта в Таллине составила 91 млн. эстонских крон (€5,8 млн.). Эстонская столица взяла на себя обязательство софинансировать его на протяжении четырех лет в размере около 26 млн. крон (€1,7 млн.). Такую же сумму в проект вложат транспортные предприятия. Финансирование со стороны ЕС составит около 39 млн. крон (€2,5 млн.), в том числе на совершенствование организации дорожного движения пойдет 19 млн. крон (€1,2 млн.), на инфосистему общественного транспорта — 17 млн. крон (€1,1 млн.), на исследования — 2,9 млн. крон (€185 тыс.). На сегодняшний день в проекте участвуют пять городов Европы: Мальмё (Швеция), Норвич (Великобритания), Потенца (Италия), Сучава (Румыния) и Таллин.

Российские светофоры тоже претерпевают обновление. «Умные» светофоры, меняющие режим в зависимости от плотности потока, установят в Екатеринбурге итальянские специалисты. Система работает так: датчики на светофорах передают в центр управления данные о ситуации на развязке, там они обрабатываются и возвращаются на светофор, переключая его в оптимальный режим. Во многих городах были смонтированы светофоры с табло обратного отчета времени. В Москве планируется установить светофоры, которые переключаются на основании информации с видеокамер, установленных на трассе.


Светофоры в Таллине переходят под контроль водителей

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Тем временем, в Ростове в этом году также планируют запустить проект, аналогичный эстонскому. Все автобусы большой вместимости и регулируемые перекрестки будут оснащены устройствами спутниковой навигации. По мере приближения к перекрестку автобус сможет просить через систему связи включить ему «зеленую улицу». Информация о приближающихся к светофору автобусах, об оставшемся до перекрестка расстоянии, о количестве пассажиров на борту будет автоматически обрабатываться, и на ее основании будет планироваться режим смены света.

По мнению аналитиков, система, внедряемая в Эстонии, жизнеспособна в Европе, но вряд ли заработает в России. «Проект, безусловно, интересен для Европы, — считает Владислав Кочетков, эксперт инвестиционного холдинга „Финам“, — он способен улучшить экологическую ситуацию и сделать график движения автобусов и троллейбусов более точным». Но есть и обратная сторона вопроса. «Вся ответственность за ситуацию на дороге полностью ложится на плечи водителей муниципального транспорта, что требует от них высокой культуры вождения. Если в Европе такая система самоуправления является лишь притеснением прав пешехода, то в России для них она будет просто опасной», — уверен Кочетков.