Спецпроекты

СПО на службе государства: разбираем примеры

ПО Интеграция ИТ в госсекторе Свободное ПО
Рынок программных платформ – это далеко не всегда классический рынок спроса и предложения, а скорее конгломерат проблем политической и финансовой стратегии государственного уровня. Выбор ОС для использования в государственных структурах связан не только с большими финансовыми затратами, но и с особыми отношениями с производителем, так как в современном мире старая фраза "кто владеет информацией, владеет миром" полностью определяет суть любых взаимоотношений.

Положение империи Билла Гейтса кажется незыблемым, но ИТ-отрасль достаточно молода, новые тренды формируются быстро, скорость изменений крайне высока – и в скором времени ситуация может измениться. Важным фактором в процессе изменения ситуации станет позиция государственных органов власти той или иной страны. Информационные технологии – это стратегически важное направление развития, которое не может находиться вне поля внимания властей. Пока громкие международные политические баталии происходят в основном вокруг углеводородов, некоторые страны смотрят в будущее и опробывают на практике методы защиты и контроля своей ИТ-отрасли.

Шантаж по-китайски

Что может противопоставить государство монополии крупного иностранного вендора? Создавать собственного ИТ-гиганта "с нуля" - значит пытаться за два-три года преодолеть путь, пройденный иностранной корпорацией по меньшей мере за 20 лет. Шансы на успех минимальны.

По сути, остается только один способ быстрого входа государства в ИТ-отрасль – использование свободного программного обеспечения.

Наиболее показателен в этом плане пример Китая. В Китайской академии наук к 1999г. был разработан дистрибутив на открытом коде. Такой дистрибутив может создать любая группа профессиональных программистов на Linux – вопрос времени и кооперации. Здесь важно создание инфраструктуры разработки - необходима группа программистов, постоянно дорабатывающая код, исправляющая ошибки и создающая новые модули – это репозиторий и постоянно поддерживающая его команда.


В Китайской академии наук уже к 1999г. был разработан дистрибутив на открытом коде

После появления первого дистрибутива в 2000 году была создана компания Red Flag Software, призванная стать активным распространителем и внедренцем СПО. В социалистическом Китае она образовалась при государственной поддержке в лице инвестиционных компаний, контролируемых министерствами и ведомствами. Показательно, что Red Flag не была "гигантом"– на момент основания в компании трудились не более 150 сотрудников.

В Китае началось планомерное внедрение национальной ОС, в том числе и административными методами. Но процесс пошел. Затем появились слухи о готовящемся тотальном переходе всех китайцев на национальную ОС и офисный пакет. И это все на фоне попыток Microsoft заставить китайских пользователей платить за используемый софт по полной программе - здесь и громкая борьба с пиратством, и угрозы международными санкциями, и многое другое.

В 2003 году вышел дистрибутив Red Flag на английском языке, который стал пользоваться успехом в соседних странах, экономически связанных с Китаем. После этого Microsoft начала активные переговоры, на которых условия выдвигали китайские власти. В результате – специальные цены и частичное открытие кода для китайских военных. Китайские власти сэкономили сотни миллионов долларов. Для этого миллиардному Китаю оказалось достаточно всего лишь сформировать компанию из 150 сотрудников и объявить СПО приоритетным направлением развития национальной ИТ-отрасли.

Пример использования СПО заразителен. Например, соседний Вьетнам заинтересован в снижении затрат органов государственной власти на программное обеспечение – и по решению правящей партии к концу 2010г. все государственные служащие должны будут уметь пользоваться СПО. Возможно - тем же Red Flag Linux.

Европейские демократии на пути к СПО

Социалистические государства – явление во многом уникальное. Но общее желание властей избежать зависимости от одного поставщика и оптимизировать затраты свойственно странам независимо от политического строя.

Например, в европейских странах решение об использовании программного обеспечения не принимается на партийных съездах коммунистической партии, но власти все равно делают выбор в пользу СПО. Здесь ключевым моментом становится введение стандарта для хранения документации в электронном виде. Логика проста – какой бы мощной та или иная корпорация не казалась сегодня, все может измениться в один момент. Банкротство, судебное разбирательство или какая-то иная неприятность с конкретной компанией не должны оказывать влияние на возможность использования хранящейся в государственных архивах информации через 10 или 50 лет. Поэтому европейские страны полностью или частично переходят на стандарт OpenDocument Format (ODF) как поддерживаемый различными компаниями, в том числе и национальными. При этом экономия на лицензионных платежах в борьбе за эффективность расходования бюджетных средств тоже важна и хорошо воспринимается избирателями в демократических странах.