Разделы

Бизнес

Розничные сети – новая цитадель Oracle

Осуществив ряд важных поглощений, Oracle заняла прочные позиции на мировом рынке бизнес-приложений для розничных сетей. Компания планирует в полной мере использовать международный опыт для покорения ритейлеров в России. Кроме того, следует учесть, что Oracle вышла на российский рынок бизнес-приложений гораздо позже своих конкурентов. В среде крупных розничных сетей в России уже внедрены продукты SAP, а в секторе СМБ доминируют и Microsoft. Так на что рассчитывает американский разработчик?

Мировая экспансия

Претензии Oracle на лидерство в автоматизации розницы имеют свои корни вне России. Общеизвестна агрессивная стратегия главы компании Ларри Элисона в вопросе слияний и поглощений. Именно покупки нескольких успешных игроков стали тем оружием, с помощью которого Oracle планирует покорить торговые сети по всему миру.

Одним из самых ценных активов в нише автоматизации розницы стала американская Retek. В 2004 году компания имела около 200 клиентов в 20 странах мира. Предприятие, состоявшее из 525 сотрудников, зарабатывало 174 млн долл. в год. Мало кто из сторонних наблюдателей мог предположить, что всего через несколько месяцев за компанию развернется настоящая война между SAP и Oracle, двумя гигантами рынка ERP-систем. Победа обошлась последней недешево. За Retek была заплачена цена, превышающая рыночную в два раза, - 669 млн долл.

Через несколько месяцев Oracle купила еще одного небольшого разработчика - ProfitLogic с годовым оборотом в 40 млн долл. Сумма сделки не была раскрыта. Позже в состав корпорации вошла и 360Commerce, также имеющая разработки в сфере ПО для розничной торговли.

Объединение всех продуктов под маркой Oracle Retail автоматически вывело компанию Ларри Элиссона в мировые лидеры автоматизации розничной торговли. Приложения компании и фирм, вошедших в состав Oracle используют все 10 из 10 крупнейших розничных сетей США. В десятке крупнейших ритейлеров мира – 8 из 10. Из таблицы легко заметить, что компании-исключения расположены в Германии, на родине основного конкурента.

Клиентами бизнес-приложений Oracle являются 8 из 10 крупнейших розничных сетей мира

Ранг Розничная сеть Страна Розничные продажи, млн долл. 2005 г. Наличие приложений Oracle
1 Wal-Mart Stores США 312 427 X
2 Carrefour Франция 92 778 X
3 The Home Depot США 81 511 X
4 Metro Германия 69 134
5 Tesco Великобритания 68 866 X
6 Kroger США 56,434 X
7 Target США 52 620 X
8 Costco Wholesale Corporation США 51 862 X
9 Sears Holdings США 49 124 X
10 Schwarz Unternehmens Treuhand Германия 45 891  -

Источник: Oracle, 2006

На этапе интеграции купленных систем трудно было избежать потерь. Тем не менее, несмотря ни на что, новые позиции разработчика на рынке розницы внушают уважение. В Oracle уверены, что портфель решений позволит клонировать успех в отрасли за пределами США и Британии.

Российская кампания

В ответ на вопрос CNews какова стратегия Oracle в покорении российской розницы Винсент Барнс, директор подразделения развивающихся рынков Oracle Retail EMEA приводит один, но веский аргумент: рынок розничной торговли в России находится на крайне низком уровне консолидации. Укрупнение бизнесов за счет слияний и поглощений неизбежно приведет к появлению новых крупных сетей и росту спроса на бизнес-приложения. Цифры действительно говорят о том, что Россия находится в самом начале пути. Даже с учетом громадных расстояний уровень консолидации розничного бизнеса в нашей стране очень низок: тройка крупнейших продовольственных сетей контролирует менее 5% совокупного оборота сегмента.

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

Доля трех крупнейших продовольственных
розничных компаний в странах Европы, 2006

Источник: Пятерочка, 2006

В качестве примера Винсент Барнс приводит проект, завершившийся весной 2007 г. в "Холидей Классик", крупнейшей сети продуктовых супермаркетов Сибири: "Только за 8 месяцев, прошедших от начала до завершения внедрения системы Oracle Retail оборот этой сети удвоился и составил 360 млн. долл. К 2011 году "Холидей Классик" планирует довести оборот до 3 млрд. долл. и войти в число десяти крупнейших продовольственных сетей России по объёму выручки".

Если брать в расчет клиентскую базу Retek, унаследованную Oracle, то видно, что российское подразделение не получило от этого почти ничего. В России только компания Леруа Мерлен (Leroy Merlin) провела тиражирование корпоративной системы на основе Retek. Команде Oracle СНГ пришлось осваивать рынок почти с нуля. Сегодня помимо "Холидей Классик" в списке ее "розничных" клиентов значатся "Аптечная сеть 36,6" (2005 г.), "Топ-Книга" (2006 г.), "Детский мир" (2007 г.).

Между тем, всем известно агрессивное продвижение американцами своих продуктов в других отраслях российской экономики: госсекторе, телекоме, химии, металлургии. В освоении розницы Oracle, похоже, также не собирается ограничиваться званием мирового лидера. Корпорация активно меняет политику на новом развивающемся рынке.

Георгий Джабиев, T1 Cloud: «Отчуждаемое» облако — новая модель аренды ИТ-инфраструктуры для крупного бизнеса и государства
Маркет

Шансы на успех повышает и общий рост бизнеса компании в регионе. Oracle находится на подъеме: за последние два года компания удвоила оборот по бизнес-приложениям в СНГ. Число партнеров в странах Содружества в 2006 финансовом году выросло на 55% и достигло 450 организаций, а по итогам только что завершившегося 2007 финансового года – превысило 600. По заявлению ее представителей, русский язык стал языком первого приоритета при создании новых продуктов. Станет ли теперь язык Oracle Retail языком российских розничных сетей? И если да, то когда?

Максим Казак / CNews

Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences, круглый стол: «Какие ИТ-услуги нужны рознице?» 9.08