Розничные сети – новая цитадель Oracle
Осуществив ряд важных поглощений, Oracle заняла прочные позиции на мировом рынке бизнес-приложений для розничных сетей. Компания планирует в полной мере использовать международный опыт для покорения ритейлеров в России. Кроме того, следует учесть, что Oracle вышла на российский рынок бизнес-приложений гораздо позже своих конкурентов. В среде крупных розничных сетей в России уже внедрены продукты SAP, а в секторе СМБ доминируют 1С и Microsoft. Так на что рассчитывает американский разработчик?Мировая экспансия
Претензии Oracle на лидерство в автоматизации розницы имеют свои корни вне России. Общеизвестна агрессивная стратегия главы компании Ларри Элисона в вопросе слияний и поглощений. Именно покупки нескольких успешных игроков стали тем оружием, с помощью которого Oracle планирует покорить торговые сети по всему миру.
Одним из самых ценных активов в нише автоматизации розницы стала американская Retek. В 2004 году компания имела около 200 клиентов в 20 странах мира. Предприятие, состоявшее из 525 сотрудников, зарабатывало 174 млн долл. в год. Мало кто из сторонних наблюдателей мог предположить, что всего через несколько месяцев за компанию развернется настоящая война между SAP и Oracle, двумя гигантами рынка ERP-систем. Победа обошлась последней недешево. За Retek была заплачена цена, превышающая рыночную в два раза, - 669 млн долл.
Через несколько месяцев Oracle купила еще одного небольшого разработчика - ProfitLogic с годовым оборотом в 40 млн долл. Сумма сделки не была раскрыта. Позже в состав корпорации вошла и 360Commerce, также имеющая разработки в сфере ПО для розничной торговли.
Объединение всех продуктов под маркой Oracle Retail автоматически вывело компанию Ларри Элиссона в мировые лидеры автоматизации розничной торговли. Приложения компании и фирм, вошедших в состав Oracle используют все 10 из 10 крупнейших розничных сетей США. В десятке крупнейших ритейлеров мира – 8 из 10. Из таблицы легко заметить, что компании-исключения расположены в Германии, на родине основного конкурента.
Клиентами бизнес-приложений Oracle являются 8 из 10 крупнейших розничных сетей мира
Ранг | Розничная сеть | Страна | Розничные продажи, млн долл. 2005 г. | Наличие приложений Oracle |
1 | Wal-Mart Stores | США | 312 427 | X |
2 | Carrefour | Франция | 92 778 | X |
3 | The Home Depot | США | 81 511 | X |
4 | Metro | Германия | 69 134 | - |
5 | Tesco | Великобритания | 68 866 | X |
6 | Kroger | США | 56,434 | X |
7 | Target | США | 52 620 | X |
8 | Costco Wholesale Corporation | США | 51 862 | X |
9 | Sears Holdings | США | 49 124 | X |
10 | Schwarz Unternehmens Treuhand | Германия | 45 891 | - |
На этапе интеграции купленных систем трудно было избежать потерь. Тем не менее, несмотря ни на что, новые позиции разработчика на рынке розницы внушают уважение. В Oracle уверены, что портфель решений позволит клонировать успех в отрасли за пределами США и Британии.
Российская кампания
В ответ на вопрос CNews какова стратегия Oracle в покорении российской розницы Винсент Барнс, директор подразделения развивающихся рынков Oracle Retail EMEA приводит один, но веский аргумент: рынок розничной торговли в России находится на крайне низком уровне консолидации. Укрупнение бизнесов за счет слияний и поглощений неизбежно приведет к появлению новых крупных сетей и росту спроса на бизнес-приложения. Цифры действительно говорят о том, что Россия находится в самом начале пути. Даже с учетом громадных расстояний уровень консолидации розничного бизнеса в нашей стране очень низок: тройка крупнейших продовольственных сетей контролирует менее 5% совокупного оборота сегмента.
Доля трех крупнейших продовольственных
розничных компаний в странах Европы, 2006
В качестве примера Винсент Барнс приводит проект, завершившийся весной 2007 г. в "Холидей Классик", крупнейшей сети продуктовых супермаркетов Сибири: "Только за 8 месяцев, прошедших от начала до завершения внедрения системы Oracle Retail оборот этой сети удвоился и составил 360 млн. долл. К 2011 году "Холидей Классик" планирует довести оборот до 3 млрд. долл. и войти в число десяти крупнейших продовольственных сетей России по объёму выручки".
Если брать в расчет клиентскую базу Retek, унаследованную Oracle, то видно, что российское подразделение не получило от этого почти ничего. В России только компания Леруа Мерлен (Leroy Merlin) провела тиражирование корпоративной системы на основе Retek. Команде Oracle СНГ пришлось осваивать рынок почти с нуля. Сегодня помимо "Холидей Классик" в списке ее "розничных" клиентов значатся "Аптечная сеть 36,6" (2005 г.), "Топ-Книга" (2006 г.), "Детский мир" (2007 г.).
Между тем, всем известно агрессивное продвижение американцами своих продуктов в других отраслях российской экономики: госсекторе, телекоме, химии, металлургии. В освоении розницы Oracle, похоже, также не собирается ограничиваться званием мирового лидера. Корпорация активно меняет политику на новом развивающемся рынке.
Шансы на успех повышает и общий рост бизнеса компании в регионе. Oracle находится на подъеме: за последние два года компания удвоила оборот по бизнес-приложениям в СНГ. Число партнеров в странах Содружества в 2006 финансовом году выросло на 55% и достигло 450 организаций, а по итогам только что завершившегося 2007 финансового года – превысило 600. По заявлению ее представителей, русский язык стал языком первого приоритета при создании новых продуктов. Станет ли теперь язык Oracle Retail языком российских розничных сетей? И если да, то когда?
Максим Казак / CNews
Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences, круглый стол: «Какие ИТ-услуги нужны рознице?» 9.08 |