Разделы

Бизнес

Розничные сети – новая цитадель Oracle

Осуществив ряд важных поглощений, Oracle заняла прочные позиции на мировом рынке бизнес-приложений для розничных сетей. Компания планирует в полной мере использовать международный опыт для покорения ритейлеров в России.

Процессы информатизации, происходящие в мировой и российской торговле, с одной стороны являются следствием роста сетей, результатом глобализации их бизнеса. С другой стороны, именно информатизация позволяет сетям эффективно развиваться в глобальном масштабе.

Сегодня весь мир, (за исключением, может быть, Центральной Африки) переживает фазу динамичного экономического роста. Сфера торговли – не исключение. По данным Deloitte, в 2005 году объем розничных продаж 250 крупнейших мировых компаний превысил 3 трлн. долл., показав рост по сравнению с 2004 годом на 6%. Известно, что рост происходит преимущественно за счет развивающихся стран.

Спускаясь уровнем ниже с глобального на европейский рынок, видим, что здесь цифры крайне противоречивы. Торговля в насыщенных потреблением странах Западной Европы растет медленнее глобального рынка или даже сокращается. Так, в марте 2007 года объем розничных продаж в Германии упал на 0,7% по сравнению с аналогичным показателем 2006 года, а в Бельгии вырос всего на 0,1%. По 13 странам ЕС рост составил всего +2,6%.

Гораздо быстрее растут рынки стран Восточной Европы. В России в 2006 году оборот розничной торговли вырос более чем на 24% и достиг 316 млрд долл. Тот же рост в марте 2007 г. (с несопоставимо меньшим оборотом) у Латвии, в Болгарии и Польше – 13%.

Рост объема розничной торговли, с марта 2006 по март 2007

Страна Рост
Россия 24%
Латвия 24%
Польша 13%
Болгария 13%
Швеция 9,5%
Испания 5,5%
Великобритания 5,2%
Дания 4%
Бельгия 0,1%
Германия -0,7%

Источник: IDC, РОМИР

По объемам розничных продаж наша страна занимает 12 место в мире, а к 2008 году ожидается, что Россия обгонит Испанию, Бразилию и Мексику и выйдет на девятую позицию. Согласно прогнозу МЭРТ, оборот розничной торговли продолжит расти и в 2007 г. превысит отметку 10 трлн руб., демонстрируя рост более чем на 18% по сравнению с 2006 г. Россия лидирует не только по темпам роста совокупных розничных продаж, но и по темпам роста ВВП. По сводному индексу привлекательности рынка наша страна, по оценкам IDC, является безусловным лидером среди всех государств Европы. Эти цифры не могут не привлекать внимание поставщиков ИТ. Давно знакомы с ними и в Oracle.

Программный провал

Логично предположить, что большой рост продаж приводит к большему росту расходов на информационные технологии. Так и есть. В Западной Европе среднегодовой рост затрат на ИТ в сфере розничной торговли в ближайшие четыре года по прогнозам IDC составит 5,4%. Опережающими темпами в регионе будет расти спрос на ПО (7,5%) и ИТ-услуги (5,9%), в то время как закупки в области аппаратного обеспечения будут увеличиваться только на 2,4% ежегодно.

Александр Краснов, «Лаборатория Числитель»: «Штурвал» автоматизировал практически все, что инженеры и разработчики настраивали вручную
Маркет

Прогноз расходов на ИТ в сфере
розничной торговли в странах
Западной Европы

Источник: Manufacturing Insights (IDC), 2007

ИТ-расходы компаний розничной торговли в странах Центральной и Восточной Европы, куда входит и Россия, почти в 5 раз меньше по объему, но растут гораздо быстрее.

Прогноз расходов на ИТ в сфере
розничной торговли в странах Центральной и
Восточной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки (CEMA)

Источник: Manufacturing Insights (IDC), 2007

Среднегодовой рост закупок в ближайшие четыре года здесь составит 13,5%. В то же время, в силу молодости рынка доля закупок ПО, по словам аналитиков IDC, аномально мала (см. график), и спрос будет расти хоть и стремительно, но медленнее общих ИТ-затрат – "только" на 10,8% в год.

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Прогноз расходов на ИТ в сфере розничной торговли в странах региона CEMA

Источник: IDC, декабрь 2006

Что касается России, то, по данным CNews Analytics, в 2006 г. компании розничной торговли потратили на ИТ (включая внутренние ИТ-затраты) и телеком-услуги 5,5 млрд руб. (202 млн долл), что равно доле 1,8% от совокупных ИТ-затрат в российской экономике. На ПО отечественные компании розничной торговли тратят только 9% от своего ИТ-бюджета (495 млн руб. или 18,2 млн долл.). Нельзя сказать, что от этих цифр захватывает дух.