Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

…плюс электронный документооборот во всей стране

Одна из самых популярных тем в нашей стране — особенности национального пути развития во всем, начиная от охоты и рыбалки (вспоминая популярные фильмы) до внешней политики. Такие особенности можно найти практически в любой области деятельности. Здесь мы постараемся осветить то, что отличает развитие одного из аспектов электронного бизнеса в России — электронного делопроизводства. Материалом для этой статьи послужило обсуждение российских проблем электронного документооборота на круглом столе, прошедшем недавно в рамках выставки DOCFLOW 2000. На этом круглом столе собрались представители ведущих производителей систем автоматизации делопроизводства, работающих на российском рынке. Их мнение о рынке, безусловно, страдает некоторой однобокостью, поскольку они самостоятельно не могут оценить эффективность собственнной деятельности. Но весьма интересны их суждения о своих клиентах — российских компаниях и сравнение их с зарубежными. Итак, чем же страдает российский бизнес и какие перспективы развития бизнеса электронного в нашей стране?

Первое, что подчеркивалось выступавшими — гигантское расхождение между тем, что говорится, и тем, что реально делается в нашей стране в области электронного бизнеса. По оценкам представителей компаний, сейчас слишком много слов сказано о внедрении систем e-business и слишком мало сделано. Ко всем внедряемым проектам стараются приставить букву “е”, означающую “электронный”, однако в ряде случаев за этой буквой ничего электронного не стоит. По этому поводу метко высказался Александр Данилин из компании Lotus: “…если в гости придешь и слова e-business не скажешь, тебе водки не нальют и закусить не дадут”. Если говорить об автоматизации предприятий, то, по мнению некоторых компаний, ситуация выглядит совсем плачевной: “В России проведено 100 условных инсталляций ERP-систем.

В масштабах нашей страны это несерьезно. При том, что из этих инсталляций успешными являются пять, а то и меньше. Из пяти — три американские фирмы” — Александр Громов, компания “Весть-Метатехнологии”. Даже приводившиеся примеры реально действующих в нашей стране систем электронного бизнеса только косвенно подтверждали несоответствие масштабов нашей страны количеству внедренных проектов. На словах мы стараемся угнаться за Западом, а в действительности нам до него еще далеко. Об этом свидетельствует приводившаяся на круглом столе статистика: по данным Forrester Research, в 47% крупных американских компаний существует подразделение, которое занимается только Интернет-коммерцией. Аналогичных данных по России нет, но можно с уверенностью сказать, что у нас едва ли несколько процентов компаний создали подразделения электронной коммерции. Обсуждались и причины, по которым Россия отстает от остального мира в темпах развития электронного бизнеса. Самое главное, что мешает нашим компаниям внедрять у себя системы e-business — общая отсталость в модели управления предприятиями. “Сегодня для нас оказывается актуальным то, что было актуально для Америки пятнадцать лет назад… Существующие у нас бизнес-процессы испорчены” — говорит Александр Громов.

Другой аспект, мешающий развитию электронного бизнеса в нашей стране — отсутствие законодательной базы (в частности, нет законов об электронной подписи и электронных документах). Впрочем, по мнению многих из собравшихся, это препятствие является скорее надуманным — ведь во многих развитых странах эти законы также отсутствуют, однако это не мешает там успешно внедрять электронный бизнес. Гораздо большую проблему в нашей стране представляет собой недобросовестная конкуренция. В подтверждение этого тезиса приводились данные отчета консалтинговой компании McKinsey по поводу общего состояния российской экономики. По мнению экспертов этой компании, основной причиной неэффективности нашей экономики являются неравные условия конкуренции. «Возьмите банк, для которого эффективность информационных процессов — дело третьестепенное, а перспективным являются контакты с государственными чиновниками на самом высоком уровне. Эти контакты дают банку больше прибыли, чем интенсификация информационных процессов внутри него. В результате этому банку становится неинтересно покупать информационные технологии для изменения своих внутренних бизнес-процедур, потому что есть другие рычаги выживания.» — Александр Данилин. Однако, кроме недобросовестной конкуренции и плохой модели управления, существуют и иные причины, тормозящие внедрение систем электронной коммерции на российских предприятиях. Участниками круглого стола назывались следующие проблемы: проблема доверия и легальности бизнеса, а, кроме того, недостаточная компьютерная грамотность населения. Отсутствие внутреннего доверия между персоналом в российских компаниях приводит к тому, что для принятия решения требуется гораздо больше времени. «Когда в компании, которую вы автоматизируете, нет доверия между персоналом, ни одна инстанция не примет к рассмотрению документ, на котором нет всех предыдущих подписей» — говорит Александр Прокин, компания CyberPlat. Поэтому зачастую внедрение электронного документооборота не только не повышает эффективность деятельности организации, но и существенно снижает ее. Другая проблема — легальности бизнеса — это одна из сугубо российских проблем. «Бизнес есть там, где не требуется откатов и «черных» схем. Электронный бизнес можно вести там, где все поддается легальному описанию» — Александр Прокин. А в нашей стране, как известно, многие организации работают «на откатах».

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Казалось бы, ситуация с внедрением систем электронного бизнеса на российских предприятиях выглядит безнадежной. Причем так она выглядит по мнению тех, чей бизнес строится именно на внедрении таких систем. Однако, все перечисленные проблемы не в состоянии помешать тем, кто действительно хочет повысить эффективность деятельности своей организации. «Даже в условиях больной экономики есть компании, которые зарабатывают деньги. Они функционируют за счет каких-то бизнес-процессов, настроив которые, можно принести компании в два раза больше денег. Вот для таких компаний внедрение электронных технологий и другого способа ведения бизнеса дает реальную отдачу. Поэтому надо не ждать оздоровления, а потом задумываться о том, что же такое электронный бизнес, а делать это сразу, в тех вещах, где это может действительно приносить пользу.» — таково мнение Дмитрия Романова из компании «АйТи».

В заключении хотелось бы процитировать слова Геннадия Серпика из компании Siemens. Он привел пример из недалекого прошлого, касающийся эффективности работы компаний: «Компьютерное отделение японской компании NEC, 1996 год. На 100 человек — 3 компьютера. В то же самое время в IBM Canada на 100 работающих — 105 компьютеров. Японский офис до потолка заполнен бумагой. Как Вы думаете, у кого эффективность выше? У японцев». Этот пример хорошо иллюстрирует ситуацию в России — даже при отсутствии современных методов ведения бизнеса (в частности, электронной коммерции) у нас существуют успешные предприятия, которые процветают благодаря высокой мотивировке работников и толковому руководству. Да, зачастую имеющиеся бизнес-модели не позволяют внедрять электронные технологии, но менять их из-за этого не следует, поскольку это нарушит функционирование предприятия. E-business — не панацея, а лишь средство для повышения эффективности работы организации. И это средство (к сожалению) может помочь далеко не всем российским предприятиям.