Разделы

Мобильные сети становятся умнее.

Эволюция мобильных сетей сейчас происходит в двух направлениях: увеличение скорости передачи информации и увеличение количества предоставляемых услуг. Первое направление в настоящее время связано с развитием технологий WAP и GPRS, второе — с “интеллектуализацией” сети. Под “интеллектуализацией” здесь понимается сближение принципов работы сетей подвижной связи с концепцией построения интеллектуальных сетей связи (Intellegence Network —IN). Интеллектуальные сети изначально создавались на базе стационарных сетей и ориентированы на соответствующую архитектуру. Поэтому процесс конвергенции подвижных и интеллектуальных сетей затруднен различиями в их архитектуре. Например, для реализации роуминга услуг в мобильных сетях необходимо, чтобы возможности сетей различных операторов совпадали, а это не всегда достижимо (в традиционных интеллектуальных сетях этой проблемы просто не существует, поскольку там не осуществляется роуминг). Кроме того, в обработке вызова в стационарных сетях участвует только один узел коммутации услуг (Service Switching Point — SSP), а в мобильной сети их может быть несколько.

Наиболее распространенным в России (и в Европе) является стандарт GSM. В сетях GSM набор услуг не зависит от оператора, а определен стандартом. Естественно, что операторы стали искать способы стать более привлекательными для клиента, и в первую очередь за счет предлагаемого набора услуг. Удовлетворяя потребности операторов, многие производители стали выпускать оборудование, поддерживающее концепцию интеллектуальных сетей, и позовляющее предоставлять больший набор услуг. К сожалению, разные производители по-разному переносили концепции IN в оборудование для мобильных сетей, что зачастую приводило к несовместимости оборудования. Это означает, что в каждой сети услуги предоставлялись лишь “своим” пользователям.

В сложившейся ситуации требовалась разработка отраслевого стандарта. Этим занялся Европейский институт стандартизации в области электросвязи (ETSI), который разработал стандарт поддержки интеллектуальных услуг в сетях GSM — Customized Application for Mobile Network Enhanced Logic (сокращенно CAMEL). В первую очередь этот стандарт разрабатывался для реализации роуминга услуг, не обеспечивающихся в рамках GSM. По сути, стандарт CAMEL есть объединение концепций интеллектуальной сети и сети GSM. Во-первых, в CAMEL применяется адаптированный протокол сигнализации MAP стандарта GSM. С другой стороны, в новом стандарте используется сигнализация IN для поддержки тех услуг, которые не реализованы в GSM. Архитектура CAMEL позволяет операторам сетей GSM определять и вводить новые услуги, независимо от их стандартизации в рамках стандарта GSM. Иными словами, они могут конкурировать друг с другом используя более широкий спектр услуг, при этом роуминг этих услуг гарантирован.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Внедрение стандарта CAMEL предусматривает две фазы развития сети. Для реализации первой фазы CAMEL определена самостоятельная прикладная подсистема общеканальной сигнализации ОКС-7 и соответствующий протокол CAP (CAMEL Application Protocol), базирующийся на стандарте ETSI INAP CS-1. Эта фаза содержит в себе базовый набор возможностей в отношении операций протокола и точек обнаружения (в которых происходит активизация процесса оказания услуг) и выходит за рамки CS-1 в части усовершенствований, относящихся к мобильным приложениям. В CAMEL предусмотрены новые механизмы, обеспечивающие одновременно процедуры запроса как стандартных баз данных GSM, так и баз данных CAMEL, и способы корректного взаимодействия со стандартными дополнительными услугами GSM, например такими, как "переадресация". Кроме того определены процедуры подавления иноязычных речевых сообщений автоинформатора и процедуры запросов регистра HLR узлом управления услугами. Вторая фаза реализации стандарта CAMEL дает операторам возможность реализовывать уже нетипичные для GSM услуги. Оборудование, соответствующее второй фазе CAMEL, производится пока лишь несколькими производителями. На проходившей на прошлой неделе в Москве выставке «Связь Экспокомм 2000» такое оборудование представила компания Huawei Technologies. Система мобильной интеллектуальной связи TELLIN производства этой компании была недавно внедрена в сети компании China Mobile.

Пункт управления услугами этой системы поддерживает обработку одновременно до 40 видов интеллектуальных услуг. Помимо ставшей уже традиционной услуги предоплаты, в системе реализованы такие непривычные для российского пользователя услуги, как «мобильная реклама», мобильной виртуальной частной сети, персональных скидок, приоритетных номеров и т.д. Принцип «мобильной рекламы» во многом сходен с принципом работы Интернет-провайдеров, которые предоставляют бесплатный доступ в Сеть, обязуя при этом пользователя просмотреть определенное количество рекламы. Для оказания этой услуги создаются специальные рекламные телефонные номера. Пользователь, позвонивший по такому номеру и прослушавший рекламное объявление, получает определенное количество бесплатных вызовов, (оплаченных рекламодателем). Мобильная виртуальная частная сеть представляет собой логическую сеть, создаваемую оператором на базе ресурсов мобильной сети. Пользователи, входящие в эту сеть, могут использовать для связи друг с другом сокращенные номера, кроме того, им предоставляются дополниетльные скидки. Также в этой системе существуют услуги предоставления персональных скидок (например, за количество сделанных звонков — таким образом его поощряют звонить еще больше), скидок в зависимости от соты, из которой делается звонок и времени суток. Также возможно определить некоторое количество приоритетных номеров, звонки по которым пользователю обойдутся дешевле, чем по другим. В системе TELLIN также реализованы такие услуги, как фильтрация входящих/исходящих звонков, поиск варианта соединения (при невозможности соединиться по набранному номеру) и т.п. Думается, что многие российские операторы получили бы немалую выгоду от внедрения хотя бы некоторых из этих услуг. Например, многие пользователи были бы готовы прослушать рекламу в обмен на несколько бесплатных звонков. Мобильный интернет, несомненно, перспективная услуга, однако не стоит забывать и о других услугах, которыми можно привлечь пользователей. Развивать свою сеть следует и сторону расширения полосы пропускания, и в сторону расширения спектра услуг.