Разделы

Big Data

Metro Cash & Carry об исследовании больших данных

Александр Борисов, руководитель отдела коммерческого контроллинга российского подразделения компании METRO Cash & Carry, рассказал CNews о том, что следует понимать под большими данными, о сферах применения этих технологий в рознице, а также о пилотных проектах, которые реализуются в компании.

CNews: Что вы подразумеваете под термином Big Data?

Александр Борисов: Единого мнения о том, что понимать под термином Big Data, нет. Все активнее развиваются интернет и социальные сети, по каждому пользователю накапливается много информации и событий. Соответственно, появились новые методы для работы с большими данными, позволяющие анализировать поведение людей и сетевых сообществ. Все это – неструктурированный и достаточно большой объем данных, который очень быстро растет. Технологии, которые должны охватывать такой объем информации, тоже «живут» в интернете или в облаке, но уже не внутри одной организации, и доступны внешним сообществам.

У себя в компании мы считаем, что Big Data – это не только неструктурированные данные, но и структурированный дата-центр, где хранится значительный объем информации.

CNews: Появление Big Data связано с потребностями бизнеса?

Александр Борисов: На мой взгляд, появление термина Big Data не связано ни с потребностями бизнеса, ни с вендорами. Это просто направление, которое начало развиваться в интернет-сообществе, и лишь затем начали появляться прикладные области, пригодные для использования в бизнесе.

CNews: На рынке есть необходимая инфраструктура?

Александр Борисов: В 29 странах, где работает наша компания, мы используем корпоративные хранилища данных, которые анализируют большой объем структурированной информации. Скорее всего, при использовании технологий для работы с Big Data мы обратимся к тем же самым вендорам – Teradata, Oracle. У них уже имеется необходимый инструментарий.

CNews: Решения каких российских разработчиков планируете использовать?

Александр Борисов: Наша компания в основном использует решения международных компаний, все технологии отрабатываются в Германии нашим внутренним системным интегратором Metro Systems, который на все 29 стран разрабатывает политику автоматизации. При этом рассматриваются общие международные решения для всех стран. Локальных решений по России, Испании, Италии и другим странам немного, поскольку компания придерживается единой реализации бизнес-приложений.

CNews: На российском рынке есть интеграторы, которые могут помочь в реализации проектов Big Data?

Александр Борисов: Безусловно. Я в свое время работал в компаниях «АйТи» и «Форс», которые сейчас активно развивают направление Big Data. На мой взгляд, компании, которые уже ведут множество проектов по другим направлениям, таким как хранилище данных, внедрение ERP-систем, CRM, готовы представить свои решения на базе технологий международных вендоров. Среди них Oracle, Microsoft, IBM, Teradata. Приобрести программное обеспечение по Big Data сейчас не проблема. Труднее правильно выбрать направление инвестиции в подобный проект. «Коробочных» решений на рынке пока нет, и вероятность ошибки выбора велика. Со временем, после проб и ошибок, появятся лучшие практики внедрений, технологии Big Data станут более дешевыми и доступными как для среднего, так и для малого бизнеса. Выбор станет проще.

CNews: Чем объясняется потребность в технологиях Big Data в вашей компании?

Александр Борисов: На мой взгляд, необходимость в технологиях Big Data возникает не только тогда, когда данных становится очень много, а в основном, когда компания готова качественно изменить концепцию работы с ними. Сейчас у нас достаточно информации, чтобы вести бизнес. Некоторые маркетинговые исследования для Metro Cash & Carry проводят внешние компании, предоставляя нам анализ, который в будущем могли бы обеспечить технологии Big Data. Основная причина для активного внедрения, которую я вижу, – растущим требованиям бизнеса и темпам активного роста и развития на рынке становится недостаточно имеющихся данных. Это послужит стимулом для бурного внедрения Big Data в нашей отрасли.

Например, у банков, как и у нас, тоже достаточный объем достоверных сведений о клиентах. У этих компаний нет срочной необходимости в информации из Big Data. Такие данные еще нужно и перепроверять. Но это лишь одна сторона вопроса.

Нужно учитывать, что рынок постоянно эволюционирует и меняется. Например, раньше у Metro Cash & Carry не осуществлялись продажи в интернете, не было так развито направление работы с нашими ключевыми клиентами. Теперь мы более подробно анализируем информацию о клиентах, характеризующую поведение потребителей как в наших магазинах, так и на рынке. В этом нам действительно может помочь Big Data. Эта технология позволяет получить дополнительные сведения о клиентах, и эти данные могут предоставить компании конкурентные преимущества.

CNews: У вас уже ведутся проекты по Big Data?

Александр Борисов: Я не участвую в тестовых проектах, которые проводятся в Германии, но, насколько мне известно, тестируются продукты Teradata, Hadoop. Также у нас есть интеграторы IBM, Oracle. Я могу предположить, что наши коллеги в Германии могут проверять сразу несколько направлений, всевозможные инструменты технологий, которые мы уже применяем не по Big Data.

OSDU: что нужно знать об открытых стандартах работы с данными в нефтегазе
Новое в СХД

CNews: Кто инициатор таких проектов?

Александр Борисов: В Metro Group входит ИТ-компания Metro System, по сути, инсорсер. В ней работает около двух тысяч сотрудников. Именно Metro System отвечает за все ИТ-проекты и реализует их для нас.

Наши отделы, специализирующиеся на бизнес-аналитике, при появлении новых потребностей транслируют свои пожелания в задания на новый функционал бизнес-приложений. Сотрудники моего отдела контроллинга – это специалисты, хорошо знающие бизнес, они также создают такие задания. Фактически отдел контроллинга предоставляет топ-менеджменту множество аналитики и осуществляет обратную связь по доступности необходимого функционала в информационных системах и возможности контроля изменений в нашем бизнесе. Наши предложения по изменению в ИТ-инфраструктуре обсуждаются в головном офисе и направляются в Metro Systems, которая рассматривает возможности реализации новых технологий.

Не исключено, что нам понадобится маркетинговый анализ наших пользователей и клиентов с помощью Big Data, и нам будет необходимо анализировать как структурированные, так и неструктурированные данные.

CNews: Какие вы видите новые области применения Big Data в Metro Cash & Carry?

Александр Борисов: Нам интересен анализ взаимодействия наших клиентов в социальных сетях. Он поможет выявить потребительский спрос. На основе этих данных можно строить различные прогнозы. Например, понять, в каких сервисах они заинтересованы сегодня, что может привлечь их в будущем. Другими словами, клиент может еще не знать, что захочет через месяц приобрести автомобиль, а мы можем это предложить, если спрогнозируем заблаговременно. Прогнозы могут помочь улучшить внутренние процессы компании, которые будут лучше соответствовать будущим потребностям наших клиентов, что станет толчком для роста нового направления торговли.

Подобные решения уже используются в интернет-торговле: при авторизации на сайте, основываясь на истории предыдущих покупок и также используя историю ваших просмотров, вам предлагают новый аналогичный или аксессуар к ранее приобретенным вами товарам или тем, которые вы ранее просматривали на сайте. Я считаю, что технология Big Data пока массово не востребована бизнесом, но в течение двух-трех лет она может получить достаточно серьезное развитие.

CNews: В каких бизнес-процессах, по вашему мнению, эффект от использования Big Data будет наиболее ощутим?

Александр Борисов: Во-первых, это маркетинг, во-вторых – CRM.

CNews: Какие подразделения наиболее заинтересованы в Big Data?

Александр Борисов: Напрямую заинтересованы в Big Data три наших подразделения. В первую очередь, подразделение, которое анализирует существующих и потенциальных клиентов. Во вторую, маркетинг, отдел рекламы, а в третью – специалисты, которые занимаются ассортиментной политикой.

CNews: Какие проблемы вы связываете с использованием Big Data?

Александр Борисов: Дело в том, что в нашей компании очень большой объем структурированных данных о клиентах. Соответственно, мы обладаем четкими и конкретными сведениями о клиентах, их потребностях, о том, какие товары они приобретают, а какие не пользуются спросом и т.д. Иными словами, все продажи привязаны к клиенту, поскольку мы давно с успехом анализируем внутренние данные.

Основная проблема с Big Data заключается в том, что информации много, она очень динамично изменяется. Много времени может тратиться, чтобы получить корректные данные, и оценить, можно ли на них опираться при принятии решений.

CNews: Какие факторы сдерживают развитие технологий Big Data?

Александр Борисов: На мой взгляд, один из основных факторов – затраты на проект. Кроме того, как я уже упоминал, не до конца понятно, можно ли доверять полученным данным и как использовать их для бизнеса.

Подписаться на новости Короткая ссылка