ERP: тенденция "мельчать"
С недавнего времени на мировом рынке ERP наметился спад: объем продаж начал сокращаться, средний размер сделки уменьшился. Чтобы удержать планку показателей оборота, ведущие разработчики, ранее ориентировавшие свои продукты на крупных корпоративных заказчиков, теперь готовы изменить стратегию и компенсировать ситуацию за счет увеличения числа мелких проектов. Не мудрствуя лукаво, компании планируют пополнить свои клиентские базы за чужой счет. Соответственно, рынок ERP охватывает ажиотаж в связи с возможными слияниями и поглощениями игроков.О спаде на рынке ERP западные аналитики заговорили не так давно. Собственно, привлекать внимание
Сами поставщики корпоративного ПО подтверждают, что мировые продажи бизнес приложений растут в последнее время незначительно. Средний размер сделки постепенно уменьшается, и эта тенденция, вероятно, в ближайшие годы будет сохраняться. В итоге компании рассчитывают компенсировать возможные потери за счет увеличения числа сделок а значит, вынуждены искать себе новые рыночные ниши. В подобных условиях развития бизнеса вполне закономерны решения о слиянии игроков, присутствующих в разных секторах рынка корпоративного ПО.
Так, эксперты не были удивлены недавно выявленному факту переговоров между SAP и Microsoft. Возможное слияние этих
В свою очередь, для SAP пошире распахнулись бы двери в сектор среднего и малого бизнеса. Немецкий производитель дорогостоящих программных продуктов в последнее время настойчиво убеждает мировое сообщество в том, что вполне адекватно впишется в эту нишу. Однако изменить сложившуюся репутацию поставщика для крупных «столов» компании до сих пор толком не удавалось. Расширение клиентской базы с последующим увеличением оборота сейчас входит в главные стратегические планы этого разработчика ПО. Выход на малоосвоенный пока рынок малых и средних по объему предприятий шаг одновременно обоснованный и вынужденный.
Взывают к малому бизнесу
Эдуард Реут: Многие заказчики в России сформировали собственные команды, справляющиеся с задачами поддержки ИТ
Эдуард Реут: Российский рынок Большинство крупных производственных холдингов и компаний, формирующих основную доходную часть бюджета страны, уже имеют на балансе лицензии на право использовать продукты SAP, Oracle и PeopleSoft. И в ближайшее время крупных расширений по количеству лицензий не предвидится. С другой стороны, в то время как в ряде компаний Еще одним фактором спада на российском рынке На сегодняшний день на российскую CNews.ru: Спасибо. |
Компания SAP (оборот продаж в 2003 году превысил $8 млрд. долл.), наряду с главными своими конкурентами Oracle и PeopleSoft долгое время отмечала стабильный рост прибыли и оборота, по мере того как крупные корпоративные заказчики оптимизировали работу своих финансовых, кадровых и производственных отделов, внедряя ПО этих трех поставщиков. Однако в настоящий момент ситуация изменилась: продажи новых лицензий хотя почти не падают но и не
Доходы и продажи: пугающий тренд
Источник: Forrester Research
С подобными проблемами столкнулись многие игроки
Восстановление рынка ERP пока не состоялось и по прогнозам, вряд ли произойдет в ближайшие годы. Крупные корпоративные заказчики (т.е. до недавнего времени основной клиентский сегмент поставщиков
В результате в последние годы «большая тройка» констатирует спад продаж новых лицензий. В 2003 году доходы по этой статье сократились на 5% у SAP, и на 6% у Oracle несмотря на прогнозы аналитиков о 10%-ном росте. Продажи PeopleSoft в 2003 году, напротив, выросли в немалой степени благодаря покупке J. D. Edwards, за счет которой удалось значительно увеличить объем продаж в секторе среднего бизнеса. Впрочем, уже по результатам 2-го квартала 2004 года компания также объявила о спаде в продажах, объясняя это агрессивными попытками Oracle поглотить ее.
Попытку наверстать упущенное, увеличивая число сделок меньшего размера, хотят предпринять и двое других разработчика. Oracle еще год назад заявила о своем намерении купить PeopleSoft. Любопытно, что подобные же планы на PeopleSoft имела и корпорация Microsoft, в итоге приступившая к переговорам с SAP. Здесь американский софтверный гигант спешил опередить IBM, у которой предположительно были свои виды на SAP.
Поддержка ПО гарантированная «синица в руке» разработчика
По данным Forrester Research, за последние три года продажи новых лицензий на мировом рынке ERP практически не растут. Аналитики списывают это главным образом на то, что большинство крупных компаний, которым действительно необходимо, а также по карману программное обеспечение этого класса, уже успели его приобрести. И сейчас борьба за клиента в этом секторе сводится преимущественно к «переманиванию» заказчиков друг у друга. Ярким примером такого рода борьбы стал недавний контракт SAP с PepsiCo бывшим клиентом Oracle.
Прогнозируемый рост доходов к 2007 г., %
Продажа лицензий | Поддержка | Услуги |
0,6 | 9,7 | -2,2 |
Любопытно, что за пределами сегмента ERP картина с продажами ПО, в целом, благоприятна. AMR отмечает, что продажи новых лицензий на корпоративное ПО, ранее падавшие на 1%, в этом году выросли на 3% до $15.8 млрд. Возможным стимулом роста могло стать дисконтирование по мере усиления конкуренции на этом рынке разработчики вынуждены давать значительные скидки на лицензии. В период спада 20012002 гг. все компании «большой
Однако, снижая цены на лицензии, разработчики параллельно повышают стоимость услуг по поддержке уже внедренных систем. У клиентов, разумеется, данная тенденция популярностью не пользуется. Однако вендоры уровня SAP и Oracle чувствуют себя спокойно, не сомневаясь, что большинство даже недовольных клиентов все равно останутся за ними. Компании, которые уже потратили до $100 млн. на систему, еще нескоро смогут решиться на новые траты подобного рода. А значит, вряд ли сменят поставщика ПО.
Заплатив за лицензии от нескольких сотен тысяч до миллионов долларов, по условиям контракта, клиенты также должны дополнительно оплатить оказание услуг по поддержке в течение года. Далее они будут ежегодно выплачивать до 1722% от первоначальной стоимости за модернизацию софта. Вполне понятно, почему разработчики готовы дать скидку на покупку лицензии их главная задача состоит в том, чтобы обеспечить себе клиента, который затем ежегодно будет оплачивать поддержку. Соответственно, чем больше у компании клиентов, тем больше будет доля услуг по поддержке внедренных систем в общем обороте. При этом, по оценке самих компаний, поддержка очень выгодный род деятельности, где норма прибыли составляет порядка 8090%.
В результате, в последние годы по мере того, как пул новых потенциальных заказчиков
Ситуация с продажей новых лицензий на
Аналитики Forrester прогнозируют, что в ближайшем будущем доля поддержки будет составлять более 40% от оборота SAP, Oracle и PeopleSoft. При этом важно учитывать, что если компании «большой тройки» сделают ставку на данный род деятельности, их показатели ежегодного роста вряд ли превысят порог 35%. Почивать на лаврах даже устоявшимся лидерам рынка в подобной ситуации явно не приходится. Предпринимаемые ими попытки подкорректировать свои
CNews.ru