Разделы

Конференции

Эффективность BPM зависит от подхода

Если компания не занимается процессным управлением, это скорее всего означает, что она просто не нашла свою методологию и подходящую систему. Сегодня их существует множество – на любой вкус и для любого бизнеса. О различных работающих подходах к реализации BPM говорили участники конференции «BPM: Управление бизнес-процессами 2014», проведенной 18 сентября 2014 г. агентством маркетинговых коммуникаций CNews Conferences.

BPM – это всепроникающая методология, которая широко используется в той или иной форме многими организациями, стремящимися к эффективности. Но формы воплощения методологии BPM в конкретные бизнес-решения встречаются самые разные, в зависимости от потребностей и уровня зрелости организаций.

Смена парадигмы в управлении бизнес-процессами Представляем вашему вниманию электронную версию новой работы Марии Каменновой «Смена парадигмы в управлении бизнес-процессами и подходах к их автоматизации». Как набор практик организации деятельности управление бизнес-процессами (Business Process Management, ВРМ) существует уже более 20 лет. Но жизнь не стоит на месте, и за последние несколько лет в управлении бизнесом произошли довольно серьезные изменения, которые значительно влияют на поведение участников рынка – клиентов, партнеров, поставщиков, конкурентов ...

Уже несколько лет темпы роста рынка BPMs остаются стабильными. Аналитики Forrester прогнозируют их на уровне 14,6%. К 2016 г. объем рынка должен достичь $7,6 млрд.

В России интерес к методологии BPM формально сохраняется на высоком уровне, но большинство заказчиков решают задачи автоматизации бизнес-процессов при помощи ERP или СЭД: об этом заявляют 60 и 58 процентов респондентов соответственно в исследовании компании «Логика BPM». А на специализированные BPMS-пакеты полагаются в этом вопросе только 16 процентов компаний.

В целом можно отметить, что подход российских компаний к внедрению BPM стал более прагматичным: от проектов по управлению бизнес-процессами бизнес ждет конкретных результатов, а не абстрактных моделей. Это связано как с общей экономической ситуацией, так и с лучшим пониманием бизнесом преимуществ и ограничений BPM и в более четких требованиях к проектам.

BPM 2.0: Строить процессы вместе с бизнесом

Обычный цикл моделирования бизнес-процессов выглядит так: аналитик при помощи довольно сложного инструмента строит модель, потом обсуждает ее с заказчиком, вносит изменения – и так много раз, до полного согласования. Потом модель реализуется путем разработки ПО на специализированной платформе. Это академично, строго, но слишком сложно и долго с точки зрения бизнеса, потому что рыночные условия меняются быстрее, чем заканчивается разработка. Директор по работе с заказчиками компании «Логика BPM» Алексей Борисов предлагает изменить подход и вовлечь бизнес-заказчиков непосредственно в проектирование процесса, предоставив им удобные и понятные инструменты. Сделать это можно при помощи интерактивного оборудования и программного обеспечения Metasonic. Ключевое отличие нового подхода, называемого BPM 2.0, состоит в его простоте, гибкости и возможности прямого выполнения моделей, чтобы изменять процессы и приложения на лету. Методология S-BPM, используемая Metasonic, оперирует всего пятью объектами и при описании процессов фокусируется на субъектах, то есть на сотрудниках, их действиях и коммуникациях.

Преимущества подхода BPM 2.0 демонстрирует проект по оптимизации работы с дебиторской задолженностью, выполненный компанией «Логика BPM» в ДИС «Казахтелеком», где за три месяца были автоматизированы десять сценариев, охватывающих весь цикл работы. В результате заказчик получил в течение первого года снижение просроченной задолженности на 10–20% в течение первого года, а возврат инвестиций ожидается еще через год при стоимости проекта 4 млн. рублей. Кроме того, «Казахтелеком» имеет планы по расширению бизнеса путем покупки нескольких компаний, где практика работы с задолженностью также будет востребована.

В другом примере Metasonic использовался для оптимизации работы с обращениями граждан в крупном ФГУПе, где после внедрения BPM вместо 47 сценариев обработки писем граждан осталось только шесть и это позволило бизнесу по-новому взглянуть на свои рабочие процессы, получить эффект от централизации ресурсов и найти возможности для сокращения сроков ответов заявителям.

Создание системы управления бизнес-процессами не только повышает операционную эффективность, но создает необходимый базис для построения целостной системы управления компанией, поскольку, используя ее как фундамент, можно быстро и качественно внедрить другие современные технологии: управления по показателям эффективности (KPI), управления рисками, менеджмента качества, управления проектами. Директор по консалтингу «СИАМ Консалтинг» Наталья Дианова рассказала о том, каким образом данный подход реализуется консультантами ее компании. В докладе было показано, что реализация методов процессного управления способствует успешному внедрению системы менеджмента качества (СМК), обеспечивая соблюдение обязательных требований стандарта ISO 9000:2008, а формализация и регламентация процессов управления проектами позволяет разрушить традиционное противопоставление методов проектного и процессного управления. По мнению Диановой, следует придерживаться комплексного подхода к построению всех компонент современной системы управления компанией, опираясь на систему управления бизнес-процессами. В качестве иллюстрации были приведены результаты реализации компанией «СИАМ Консалтинг» этого подхода для оператора железнодорожных перевозок зерновых грузов «Русагротранс», где было описано и задокументировано 4500 процессов, что позволило затем быстро внедрить СМК и построить систему управления проектами, а KPI и риски привязать к конкретным бизнес-процессам.

Без BPM нет SLA

ИТ-аутсорсинг – это бизнес, успех в котором очень сильно зависит от качества внутренних бизнес-процессов, иначе невозможно соблюдать SLA и поддерживать качество на высоком уровне. В компании ICL Services, которая специализируется на удаленом администрировании ИТ-инфраструктры и разработке заказных приложений, руководство и все подразделения в целом поддерживали процессный подход. Но понимание его было у всех разное, а более чем десятикратный рост бизнеса за шесть лет только усложнил проблемы. О трансформации компании ICL Services при переходе к процессному управлению рассказали руководитель службы организационного развития Айгуль Еремеева и старший консультант по управлению Альфия Мухамедова.

Как оператор связи помогает защитить учетные записи от мошенников?
Безопасность

Первая попытка решить задачу «на коленке» путем ведения на внутреннем портале SharePoint библиотеки процессной документации в виде 6–7 уровневой структуры папок оказалась неуспешной в силу сложности организации информации, поддержания актуальности и доступа к ней.

Осознав это, компания изменила подход, приняв концепцию процессного управления в качестве основополагающей и перестроив в соответствии с ней управление производственной и поддерживающей деятельностью, вплоть до создания подразделений на базе процессов. Также была создана библиотека системы управления бизнесом и отработана процедура актуализации документации для переоценки и переосмысления процессов. Причем удалось избавиться от иерархической структуры папок, сделав библиотеку плоской, что сразу облегчило поиск информации. Научили людей правильно писать документацию на основе единых шаблонов — и процесс пошел.

Стихийную автоматизацию отдельных задач и процедур при помощи Excel и других подручных средств заменили системой на базе решений Nintex и Doctrix, что при наличии в компании SharePoint было логичным шагом. Каталоги услуг и SLA заменили положения о подразделениях, фактически компания внутри перешла на сервисную модель взаимодействия через портал самообслуживания – почти так же, как организована работа с заказчиками.

Трансформация сознания и корпоративной культуры заняла два года. Получить результат помогла приверженность руководства процессному подходу и высокая ИТ-грамотность всех сотрудников. В развитие темы при содействии компании Fujitsu была разработана услуга глубинного анализа и визуализации бизнес-процессов PRO/ЗРЕНИЕ, которую неоднократно применили внутри. Фактически речь идет о Process Mining.

Игорь Волков, СК «Согласие»: Защитив файлообмен, мы победили «серую зону»
Импортонезависимость

Формула успеха BPM во многом совпадает с философией бережливого производств (LEAN), опираясь на культуру постоянного улучшения процессов, ставя во главе угла интересы клиентов и полагаясь на своих сотрудников как на основной интеллектуальный ресурс компании.

Мария Каменнова: Топ-менеджеры переходят от управленческих технологий к информационным

Мария Каменнова, генеральный директор «Логики BPM» (ГК «АйТи»), считает, что в кризисное время процессное управление помогает бизнесу выжить. И сегодня в принципе меняется подход бизнес-заказчиков к проектам: вместо классического BPM они все чаще требуют BPMS, то есть системы для автоматизации и управления бизнес-процессами.

CNews: Изменился ли рынок BPM в 2014 году?

Мария Каменнова: В отличие от предыдущих лет, в 2014 году решения о запуске проектов принимаются гораздо медленнее. Многие тендеры переносятся, а поставщики услуг демпингуют на 30-40%. Конкуренция за проекты стала гораздо острее. Это общий тренд, касающийся абсолютно всех проектов, не только в области BPM.

Читать далее