Разделы

Блог Меднова

Блог Сергея Меднова. Горячий, горячий интернет. Как не обжечься?

Стоимость ведущих интернет-компаний растет как на дрожжах. Facebook и Twitter уже получили звание "самых быстрорастущих компаний в истории". Участники интернет-рынка разделились на два противоположных лагеря. Одни полагают, что на рынке надувается очередной "пузырь", который не подкрепляется никакими фундаментальными показателями. Другие уверены: мы стоим на пороге "новой эры" и творения "цукербергеров" и "гринов" действительно должны стоить гораздо дороже производственных или финансовых компаний. О том, стоит ли вкладывать средства в веб-бизнес, размышляет Сергей Меднов, руководитель блока "Информационные технологии" "Альфа-Банка".

В середине февраля интернет-рынок был шокирован новостью о том, что Google и Facebook возможно ведут переговоры о покупке Twitter. Удивлял даже не сам факт возможности появления "фейсотвиттера", а упоминавшаяся инсайдерами сумма. А именно, 10 млрд долларов. При размере прошлогодней выручки в размере 45 млн долларов (неофициальные данные) это равно ни много ни мало 222 годовым выручкам по итогам 2010 года! Важна не только сумма, но и скорость, с которой прирастают нули. Еще в декабре прошлого года пакет Twitter был продан инвестфонду Andreessen Horowitz за 80 млн долларов. Весь бизнес тогда оценили в 3,7 млрд. Получается, что спустя всего два месяца компания стоит уже почти в три раза дороже. А в конце 2009 года Twitter вообще оценивался в сумму, чуть превышающую миллиард долларов.

И такие вот чудесные метаморфозы происходят в последние недели отнюдь не только с любимой социальной сетью президента России. Facebook также подорожал за последние полгода в три раза – с 26,4 млрд до 84 млрд долларов. На интернет-рынке всходят и другие "грибы" -- например, скидочный сервис Groupon, стоимость которого на конец 2010 года приближалась к 5 млрд долларов по сравнению с 1,5 млрд в июне. По итогам года Twitter, Facebook, Groupon были признаны "самыми быстрорастущими компаниями в истории". Стоимость 11 ведущих непубличных интернет-компаний на вторую половину прошлого года выросла на 54%, посчитали эксперты. И это только начало. Перспективы просто завораживают. Как сообщает Wall Street Journal, "руководство и владельцы Twitter считают, что компания может вырасти в цене до 100 млрд долл". А издание Business Insider написало пару месяцев назад о том, что владельцы Facebook хотят сделать свой бизнес первой компанией, достигшей капитализации в 1 трлн долларов.

У нормального человека со здравым рассудком немедленно возникнет вопрос: есть ли какие-то фундаментальные основания под столь зажигательными прогнозами? Если исходить из размера выручки, то нет. Даже если продажи Twitter, как это обещано, вырастут более чем в два раза, до 100 млн долларов в 2011 году, для достижения цены в 10 млрд долларов нужно будет применять мультипликатор 100. Другими словами, если взять некую абстрактную ситуацию, компании понадобится сто лет, чтобы сгенерировать такой кэш флоу. Причем даже непонятно, сколько от этого будет получено прибыли. Показатели Facebook вроде бы более внушительны – продажи около 2 млрд долларов в 2010 году, чистая прибыль – 500 млн. Однако и здесь речь идет о мультипликаторе порядка 40.

Но, говорят нам интернет-гуру, дело в том, что на рекламном рынке наступает новая эра. Деньги быстро-быстро перетекают в интернет, и, конкретнее, в социальные сети, где есть полная информация о потенциальном покупателе. И скоро все рекламодатели, которые уже якобы поняли, что реклама на ТВ и в газетах весьма неэффективна, будут отдавать львиную долю своих бюджетов Facebook и Twitter. Рынок интернет-рекламы в США вырос в прошлом году на 14% (рекламный рынок в целом стагнирует) до 25,8 млрд долларов, впервые в истории обогнав рынок печатных СМИ. Глобальный рынок интернет-рекламы вырастет в этом году, по прогнозам, до 71 млрд долларов по сравнению с 63 млрд в 2010 году. В 2016 году он может составить уже почти 120 млрд долларов.

Социальные сети, как мы уже упомянули, привлекают рекламодателей тем, что позволяют получить крайне подробный "профиль" пользователя и предлагать рекламу с высокой степенью вероятности, что человек ей заинтересуется. В прошлом году Facebook, правда, во многом за счет огромных скидок, смог резко переформатировать рынок баннерной рекламы, получив примерно 10% от общего числа "кликов". Неудивительно, что на рынке формируется уже нечто вроде когломерата рекламных агентств и соцсетей. В феврале два конгрессмена направили запрос Марку Цукербергеру относительно того, что игровые приложения Facebook собирали информацию пользователей и передавали ее в рекламные фирмы. Понятное дело, что не безвозмездно.

Но все-таки, насколько все вышесказанное оправдывает мультипликаторы в 50-200? Во-первых, отметим, что в сегодняшней "горячей" политической экономической и политической ситуации в мире делать прогнозы на несколько лет вперед – что-то сродни святочному гаданию. Например, в середине 2008 года ZenithOptimedia предрекала, что в 2010 году глобальный рекламный рынок составит 550 млрд долларов. А реальная цифра составила 390 млрд, на треть меньше! А во-вторых, давайте посмотрим, откуда именно берется именно такая цена для Twitter или Facebook. Как правило, некий инвестфонд покупает процент или два компании по цене, которую как минимум можно назвать завышенной (Andreessen Horowitz в случае с Twitter и DST в случае с Facebook). Заплаченный ими мультипликатор тут же переносится на всю компанию – и таким образом прикупленный Andreessen Horowitz за 80 млн пакетик стоит через 3 месяца уже 240 миллионов. Неплохая маржа, согласитесь!

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Дальше технология также примерно одинаковая. Как снежный ком, вокруг компании множатся слухи о покупках, гигантском росте выручки и прибыли, таинственных инвесторах, готовых платить миллиарды. Причем, так как компании не публичные, они не обязаны ни подтверждать, ни опровергать подобные слухи. Можно просто хранить глубокомысленное молчание. "Раскрутка" идет и через внебиржевую торговлю, где могут продаваться мизерные пакеты. Комиссия по ценным бумагам и биржам США начала в прошлом месяце расследование в отношении организаторов торгов акциями Facebook и Twitter на электронных площадках SecondMarket Inc. и Shares Post Inc. Их обвиняют в том, что они оценивают рыночную стоимость этих компаний, ссылаясь на "собственные источники". Посредники получают 2-5% от сделки, а это очень неплохие деньги. Но основная цель – сделать так, чтобы в момент выхода на IPO инвесторы в экстазе бросились скупать акции новой публичной компании. Ну или найти крупного частного покупателя, который радостно выложит за пакет в 25-75% сумму с десятью-одиннадцатью нулями. И инвестфонд-раскрутчик получит тогда даже не сотни, а тысячи процентов прибыли.

Насколько сейчас все зависит от тех или иных субъективных оценок, хорошо демонстрирует пример разработчика игр для соцсетей Zynga, которого также "раскручивает" DST. В декабре 2010 года эксперты известной консалтинговой фирмы Nyppex назвали Zynga среди аутсайдеров рынка – по ее подсчетам, стоимость компании в прошлом году снизилась с 4,8 до 4,4 млрд долларов (оценка производилась на основании продажи мелких пакетов на вторичном рынке). А в начале февраля уже появилась информация, что два инвестфонда, включая Fidelity Investments, оценили компанию уже в 10 млрд долларов и хотят купить ее акций примерно на 250 млн (то есть те самые 2,5%, нужные для "раскрутки"). Неудивительно, что параллельно появилась информация о выходе Zynga на биржу "через год-два". Другими словами, когда "разогрев" достигнет своего пика.

К чести участников рынка можно сказать, что пока мало кто из них поверил в "наступление новой эры". Большинство подозревают банальный "пузырь", который, конечно, не обогатит тех инвесторов, что поверят в "триллионную капитализацию". В начале года 69% участников опроса, устроенного Bloomberg, заявили, что сомневаются в объективности оценки Facebook в 50 млрд долларов. Только 10% считали, что цена справедлива, а 4% дали бы еще больше. То, что принадлежность к формату социальной сети отнюдь еще не гарантия приумножения ваших денег, говорит хотя бы покупка AOL в 2008 году соцсети Bebo за 850 млн долларов, которую два года спустя пришлось продать за 10 млн. Так что интернет, конечно, горячий. Но можно и обжечься.

Предыдущий пост: Блог Сергея Меднова. Яблоко сомнения: выживет ли Apple без Джобса?