Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Системное ПО Внедрения

Бизнес отказывается от универсальных ИТ-решений

Российский бизнес продолжает активно инвестировать в бизнес-приложения. Набор основных решений фактически стал стандартным. И в то время как одни компании, пережив не один проект внедрения, стали искушенными потребителями ИТ, другие только начинают входить во вкус. О современных приоритетах заказчиков, а также о том, кто завтра станет основным ИТ-потребителем, в интервью CNews рассказала Екатерина Воропаева, вице-президент компании GMCS.

Что касается отраслевого распределения, то здесь выбор определенных функциональных модулей, конечно, зависит от ключевых видов деятельности. Для торговых компаний, конечно, первоочередной задачей является управление цепочками поставок, автоматизация в области логистики, закупок, продаж, складского учета. Самое главное для них – следить за товародвижением.

Заметно поменялись сегодня приоритеты производства. Если раньше на первом месте был подсчет и контроль себестоимости продукции, то сегодня нужна автоматизация именно производственного процесса, интеграция различных систем, включая АСУТП, системы управления жизненным циклом изделия и т.д.

Для телекоммуникационных компаний актуальны системы, управляющие финансами. С ростом абонентской базы и усилением борьбы за клиента особый интерес у телеком-компаний вызывают BI и CRM-решения.


Екатерина Воропаева: Российские компании не хотят подстраивать свои бизнес-процессы под принятые в той или иной системе

На сегодняшний день складывается интересная ситуация в энергетике в связи с реорганизацией этой отрасли. В ближайшее время здесь ожидается большой спрос на системы, обеспечивающие работу с конечными потребителями. Кроме того, в энергетике необходима автоматизация управления ремонтами, логистикой, т.к. именно там идут процессы переоснащения предприятий.

CNews: Многие интеграторы и разработчики отмечают, что заказчики стали более ответственно и сознательно подходить к автоматизации, выбору ИТ-решений. По вашим впечатлениям, насколько это массовое явление?

Екатерина Воропаева: Если брать все отрасли, кроме промышленности, то 5-6 последних лет активной автоматизации принесли определенный опыт. Клиенты, проводя тендер, уже хорошо понимают, чего они хотят. Читая тендерную документацию, мы видим, что за плечами заказчика уже не одно внедрение. Может быть, это были другие, более легкие системы, но на подход заказчиков это сильно повлияло. И неудачных проектов стало меньше не только по причине зрелости интеграторов, но и зрелости их клиентов.

CNews: В последнее время много обсуждаются системы Business Intelligence. На ваш взгляд, насколько они нужны и востребованы российскими компаниями?

Екатерина Воропаева: Особенность проектов по внедрению BI-систем и положительное отношение к этим продуктам связано во многом с тем, что эффект от них виден очень быстро. Сотрудники видят результаты через 3 – 4 месяца, в отличие от проектов ERP, которые длятся как минимум 9 – 10 месяцев. Почему потребность в BI возникла именно сейчас? Просто раньше не было такого количества данных, которое можно было бы собирать в систему бизнес-аналитики. Сегодня в связи с образованием холдингов и укрупнением бизнеса, используя другие инструменты, сложно увидеть полную финансовую картину в компании. Бывают ситуации, когда холдинг только идет к внедрению ERP или CRM-системы, но уже минимальными средствами осуществляет сбор и анализ отчетности. Эта информация, может быть, не на сто процентов достоверна и прозрачна, но без нее нельзя видеть работу компании и принимать решения о ее текущем состоянии и развитии.

Мы создали отдельную практику в области Business Intelligence с подачи наших же клиентов: внедрили в одной из компаний ERP, HRM и CRM-систему, а в ходе дальнейшего развития проекта клиент решил добавить еще бюджетирование и BI. В результате у нас был открыт департамент, который стал практиковать внедрение решений IBM Cognos и PlanDesigner, и сегодня, по большому счету, никаких специальных мер для его развития мы не прилагаем, так как на рынке присутствует устойчивый спрос на данные решения.

CNews: Насколько заинтересован в автоматизации средний и малый бизнес?

Екатерина Воропаева: На мой взгляд, давно ожидаемый бум ИТ в секторе СМБ уже имеет место, и он продолжается в течение последних двух лет. Просто в среднем и малом бизнесе другие цифры, и по числовым показателям ему тяжело тягаться с крупными компаниями. Статистика по объемам применения программного обеспечения и поддержке ведется по количеству пользователей. Соответственно, компании, в которой работает 50 человек, не затмить компанию, штат которой 1000 и более сотрудников. В действительности же по охвату бизнеса ИТ-решениями СМБ не уступает крупным компаниям.

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

Еще один нюанс состоит в том, что не совсем понятно, как рассматривать холдинги – как много средних и малых компаний или одну большую? Если первый вариант, то СМБ тем более переживает ИТ-бум.

CNews: Нужны ли СМБ ERP-системы?

Екатерина Воропаева: Это зависит от первоочередных задач бизнеса. Многие компании сейчас начинают автоматизацию с CRM-систем, конечно, если они "доросли" до такого решения. Многие начинают с автоматизации отдельных аспектов бизнеса. Транспортные компании, например, не могут работать, не наладив транспортную логистику. Свои приоритеты есть в любой отрасли.


Екатерина Воропаева: Важен не бренд, а то, как компания "ведет" себя по отношению к заказчикам

Что касается ERP, то могу сказать, что раньше до таких систем средние предприятия вообще не дорастали. В лучшем случае они внедряли отдельные модули. Дело в том, что им вполне хватало таблиц Microsoft Excel и какой-нибудь бухгалтерской системы для решения отдельных задач управления. Сейчас, когда началась активная борьба за клиента, все пытаются отслеживать потребности, участвуют в перекрестных товарных потоках, работают с регионами, масштабной автоматизации не избежать.

CNews: На ваш взгляд, какие решения больше всего соответствуют потребностям СМБ и его особенностям?

Екатерина Воропаева: Думаю, основная конкуренция в секторе СМБ идет между продуктами 1С Предприятие 8, решениями Microsoft Dynamics (AХ и Navision) и SAP. И нужно отметить, что если раньше 1С был бесспорным авторитетом для небольших компаний, то сегодня он зачастую проигрывает из-за растущих цен на обслуживание, на специалистов. Безусловно, при сопоставимых ценах на обслуживание и внедрение, многие компании выбирают мировое промышленное решение, даже несмотря на то, что в части бухгалтерии, налогового учета система более распространена и привычна для бухгалтерий предприятий.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

CNews: Важен ли для потребителей корпоративного ПО бренд, громкое имя разработчика системы?

Екатерина Воропаева: Я бы сказала, что важен не бренд, а то, как компания "ведет" себя по отношению к заказчикам. Не секрет, что консолидация происходит и на ИТ-рынке, и многие существовавшие несколько лет назад разработчики с очень неплохими системами были поглощены более крупными вендорами, и их решения фактически слились. Многие заказчики продолжают работать еще на тех, ранее внедренных, продуктах. И консолидирующая компания может показать себя с лучшей стороны, поддерживая пользователей тех "старых" систем так же, как поддерживает новых, ни в чем не ущемляя их прав. Так что важна в первую очередь надежность разработчика. При выборе системы следует помнить, что одно только внедрение идет примерно год, далее в течение двух лет осуществляется ее развитие. А что если через пять лет такой системы уже не будет? Тогда становится совершенно не понятно, во что и зачем сейчас вкладываются деньги. Кстати, первый вопрос, который сегодня задают заказчики в ходе тендера – какова стратегия развития вендора, перспективы системы на ближайшие 5-10 лет? И положительное решение о внедрении принимается только в том случае, если заказчик уверен, что через 10 лет эта система все еще будет присутствовать на рынке и он не останется один на один с никому не известным программным продуктом.