ИИ в ИТ и киноиндустрии: правовая адаптация под новую технологическую реальность
Искусственный интеллект активно интегрируется не только ИТ-сектор, но и креативные индустрии, включая кино. Однако пока технологии развиваются быстрее законодательства, смелых экспериментаторов не так много, поэтому бизнес зачастую сталкивается с юридической неопределённостью. Как сегодня работают продюсеры и юристы с ИИ-контентом, и в чём Россия отличается от мировых тенденций — в авторской статье Марии Князевой, руководителя юридического департамента «Амедиа Продакшн» — одной из ведущих продюсерских и кинопризводящих компаний в России.
Нужна правовая реакция на ИИ, но решение не очевидно
Юридическая профессия сегодня — это не только буква закона, но и способность адаптироваться к новым технологическим реалиям. Когда я только начинала сопровождать аудиовизуальные проекты, сложно было представить, что нейросети смогут генерировать сценарии, образы персонажей, музыкальные произведения, практически любой контент. Сейчас это уже происходит, требует немедленной правовой реакции, но решение не всегда очевидно.
ИИ уже перестал быть инструментом будущего или синонимом дорого. В ИТ-среде он автоматизирует бизнес-процессы, анализирует массивы данных и даже пишет код. Но гораздо интереснее — его влияние на креативные отрасли: кино, телевидение, мультимедиа. Например, в нашей практике мы начали применять ИИ: при производстве продолжения сериала «Душегубы» мы создали изображение-плакат с помощью нейросети, интегрированной в футаж-сервис, обеспечив тем самым изначальную «очистку» прав на получившееся произведение.
Однако на стадии подготовки маркетинговых материалов, презентаций, визуальных референсов и черновых текстов ИИ применяется уже давно. Это ускоряет процессы, экономит время и человеческий ресурс, но одновременно создаёт юридическую неопределённость.
Автор кто?
Российское авторское право пока признаёт автором только человека, то есть объекты исключительных прав, созданные творческим трудом.
Если произведение создано исключительно ИИ — оно не охраняется в силу закона. Для юриста это означает: продюсер, заказчик или инвестор остаются без правовой защиты, если не зафиксирован вклад человека в креативный процесс. И это особенно заметно в киноиндустрии — той сфере, где я как юрист работаю более десяти лет.
В моей практике часто случается, что стандартные договоры не охватывают новое цифровое измерение и не идут в ногу со временем или потребностями индустрии. Мы вынуждены сочинять новые формы и применять закон по аналогии, чтобы сохранить контроль над результатом, особенно если речь идёт о международных сделках.
Мы документируем и фиксируем любой результат в процессе творческой работы над проектом. Это позволяет нам не только соответствовать требованиям законодательства, но и быть уверенными, что даже при использовании инструментов ИИ автором все равно остается человек.
От судебной практики до договорных стратегий
Российская судебная практика пока не знает ИИ-кейсов. Но опыт имеющихся споров с продюсерами и другими участниками рынка показывает: суды будут искать признаки личного творческого участия.
Важно не только правильно оформить документы, но и управлять информационным фоном. Мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда юридическая точность «перевешивала» даже репутационное давление, как это было в одном из судебных споров, связанных с проектом, который успешно прошел в эфире одного из федеральных каналов.
Мировая картина: США, Европа, Китай
- В США авторское бюро уже отказало в регистрации работ, созданных ИИ без участия человека.
- ЕС разрабатывает комплексное регулирование (AI Act) с акцентом на прозрачность алгоритмов.
- Китай признаёт права на цифровые продукты ИИ, но строго регулирует оборот.
В США Walt Disney Co., NBCUniversal Disney и Universal пытаются создать прецедент, защищая принадлежащие им права на «Миньонов», «Короля Льва», «Аладдина» и других от обработки нейсетью Midjourney. Американские правообладатели подали в суд на из-за нарушения авторских прав, начиная серьёзную борьбу с искусственным интеллектом. По сути, это первый иск, поданный крупными голливудскими студиями против ИИ-компаний.
Разнородность подходов делает международную правовую охрану ИИ-контента особенно сложной, но меж тем и интересной для юристов во всем мире.
Что делать бизнесу?
Юристы и продюсеры в России уже сегодня создают стандарты, которых пока нет в законодательстве. В нашем бизнесе этому способствует индустриальное объединение, которым в сфере кинопроизводства является Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), объединяющая на сегодня 46 крупнейших российских кинокомпаний, которые в совокупности производят более 70% всего отечественного аудиовизуального контента: сериалы, полнометражные и документальные фильмы, анимационные проекты и телешоу.
Это означает:
- фиксацию участия человека в создании любых материалов, являющихся объектами исключительных прав;
- контроль за использованием ИИ любыми контрагентами в договорах;
- аудит ИИ-контента на стадии производства для подготовки к международной дистрибуции.
Мы привыкли к тому, что в юридической работе важна стабильность. Но именно нестабильность — лучший мотиватор к профессиональному росту. ИИ ставит перед юристами задачи, к которым никто не готовил, — но именно поэтому мы обязаны формировать эти правила уже сейчас, а уже они завтра лягут в основу нормативного регулирования.