Разделы

Цифровизация

Блокчейн обогреет здания

Отопление в нашей холодной стране стоит недешево. Сократить расходы на него – непростая задача. Российские разработчики придумали, как не просто сэкономить на отоплении, но и принять участие в цифровой трансформации. Подробнее – в интервью CNews Александра Крамаренко, исполнительного директора Лыткаринского арматурно-изоляторного завода.

CNews: Расскажите немного о компании AIZ.

Александр Крамаренко: AIZ входит в холдинг образованного в 1999 году в Московской области арматурно-изоляторного завода. Компания cформирована в 2005 году. То есть, мы на рынке уже 14 лет. В ней работает 50 человек. Кроме России, мы представлены в Литве, Польше, Беларуси и Казахстане. Мы разрабатываем и производим электроэнергетическое оборудование, работаем с ЦОДами.

CNews: Вы предлагаете абсолютно новый тип оборудования под названием «Котел-сервер». Расскажите, что это такое.

Александр Крамаренко: Основная проблема ЦОДов заключается в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить электрической энергией работу серверов, а с другой, примерно столько же электроэнергии потратить на то, чтобы эти серверы охладить. Именно поэтому мы стали задумываться о том, чтобы создать сервер, который может не просто производить вычисления, но и использоваться как нагревательный прибор. Так появился котел-сервер.

CNews: Как он работает?

Александр Крамаренко: Предположим, вы как частное лицо купили такой сервер. Он выглядит как обычный котел с двумя трубами – выходами. К этим трубам подключается батарея. В котле находится 96 процессоров, они через интернет получают задачу от нашего сервера, производят вычисления, а затем отправляют результаты обратно. Когда таких серверов много, получается распределенный ЦОД.

В результате этой работы вырабатывается тепло. В котел встроена автоматика, которая следит за тем, чтобы он не перегрелся, и одновременно поддерживает необходимую для работы процессоров температуру. Поскольку основная задача устройства – это обогрев помещения, то нагрузка на процессоры регулируется в зависимости от того, какая температура нужна на выходе. Ее можно устанавливать вручную: например, если на улице тепло, выбрать 40 градусов, а если очень холодно – то до 80 градусов.

С виду устройство ничем не отличается от обычного котла. Просто внутри оно нагревается не тенами, а процессорами

Одновременно вы заключаете с нами или нашими партнерами договор аренды сервера для оказания услуг по вычислению. Таким образом, у вас появляется котел, который обогревает дом, а вы получаете деньги за электроэнергию, которая была израсходована в процессе вычислений. Мы возвращаем примерно 3 рубля за киловатт потребляемой электроэнергии.

Стоимость котла определяется его мощностью и начинается от 70 тысяч рублей. Срок окупаемости зависит от тарифов на электроэнергию в вашем регионе и варьируется от трех месяцев до полугода.

CNews: На каких клиентов вы ориентируетесь?

Александр Крамаренко: Это и физические, и юридические лица – все, кому нужно тепло, но нет возможности использовать газ или его подключение стоит очень дорого, и поэтому они вынуждены отапливать помещение с помощью электрических нагревателей.

К котлу можно подключать любое оборудование. Например, подключать батареи отопления, подогревать воду в бассейне, обогревать теплицы, делать теплые полы и так далее. Более того, им можно пользоваться для обогрева пожароопасных помещений, например, гаражей, в которых хранятся горюче-смазочные материалы – ведь благодаря автоматике температура котла не поднимется выше 80 градусов, а значит воспламенение исключено.

Котлы бывают разной мощности – 2, 4, 8, 12 киловатт. Можно использовать как один, так и несколько котлов, в зависимости от того, какое здание необходимо обогревать.

Например, офисный центр площадью около 1500 квадратных метров в Жуковском приобрел пробную партию нашего оборудования 2 месяца назад. Обогрев здания там осуществляется при помощи большого котла, который топится мазутом. Они запускают его зимой, а летом для подачи горячей воды решили использовать наше оборудование. Потестировав его 2 месяца и подсчитав выгоду, владельцы офисного центра решили перевести на наши котлы один этаж здания. Установили оборудование мощностью 12 киловатт, поставили отдельный счетчик и теперь смотрят, насколько это выгодно. На данный момент по сравнению с обогревом мазутом экономия очень ощутимая, стоимость котла должна окупиться за один сезон.

В Туле наши котлы обеспечивают отопление здания площадью 2800 квадратных метров. Еще один проект – гостиница в Адлере. Летом в ней отдыхают люди, и наш котел используется для подачи горячей воды. А зимой, когда отдыхающих нет, в здании надо поддерживать температуру около 10 градусов для того, чтобы оно не разрушалось. Использование нашего котла позволяет существенно экономить.

Еще один наш клиент собирается построить в Норильске бассейн под открытым небом. Для подогрева в нем воды потребуется огромное количество электроэнергии, и мы предложили ему параллельно производить вычисления и получать за это компенсацию части энергозатрат.

Вообще, я уверен, что такое решение очень актуально для нашей страны. Во-первых, потому что у нас холодно, а во-вторых, потому что в России достаточно много мест, где есть только электричество, а газ или не подведен, или стоимость газификации слишком высока.

CNews: Кроме электропитания для работы котла необходим интернет. Какие требования к интернет-каналу вы предъявляете?

Александр Крамаренко: Требования минимальные – фактически, достаточно 150-килобитного канала. Главное, чтобы он был более-менее постоянный.

CNews: Можно использовать мобильный интернет?

Александр Крамаренко: Да, у нас есть модели со встроенным модемом для клиентов, у которых нет проводного интернета.

CNews: Как клиент может контролировать работу котла?

Александр Крамаренко: Клиенту выдается логин и пароль для входа в личный кабинет. В личном кабинете есть серийный номер котла, информация о том, сколько часов он работал, сколько потребил электроэнергии. Можно удаленно регулировать температуру контура. Например, если вы установили котел на даче и собираетесь приехать туда в выходные, можно в пятницу удаленно запустить отопление. Он подключится к нашему серверу,сервер выдаст ему на расчет задачу, процессоры заработают и котел начнет нагреваться.

CNews: Насколько сложно установить котел-сервер?

Александр Крамаренко: Для подключения и установки котла не требуется никаких специальных разрешений, в отличие от установки газового оборудования.

С виду наше устройство ничем не отличается от обычного котла. Просто внутри оно нагревается не тенами, а процессорами. Когда мы демонстрировали котел на выставке, люди останавливались, дотрагивались до него, понимали, что он теплый. При этом никому даже в голову не приходило, что нагрев обеспечивается не тенами, а процессорами.

Внутри находится отдельный охлаждающий контур со специальной жидкостью, который обеспечивает работу процессоров. Второй контур включает в себя батареи или любое оборудование для обогрева – это уже забота владельца. Эти контуры развязаны.

Сантехник, который придет устанавливать такой котел, может вообще не знать, что он производит вычисления. Он видит розетку, провод, обычные дюймовые трубы, которые выходят из котла, и подключает его точно так же, как обычный обогревательный прибор. Двух киловаттные котлы могут быть подключены к обычной электрической розетке, которую используют, например, для электрической плиты.

CNews: Что будет с котлом, если находящийся внутри сервер перестанет работать?

Александр Крамаренко: Во-первых, этого никогда не произойдет. Внутри 12-киловаттного котла находится 9 серверов по 96 процессоров в каждом, и вероятность того, что все они одновременно выйдут из строя, практически нулевая. Например, в процессе тестирования нашего оборудования в Жуковском несколько процессоров из почти 1000 вышли из строя, но при этом мощность сервера упала всего на тысячную долю процента и никак не повлияла на работу котла.

Отключение интернета тоже не приведет к тому, что котел перестанет работать. Включится эмулятор расчетов, и обогрев продолжится. Правда, реальные вычисления производиться не будут, а значит владелец не получит за них деньги. Но как только интернет появится, вычислительный процесс возобновится.

Кроме того, мы даем годовую гарантию на свое устройство.

CNews: Какие вычисления будут производиться на котле-сервере?

Александр Крамаренко: Мы давно работаем на рынке предоставления вычислительных мощностей, создаем распределенные ЦОДы, так что клиентов достаточно. Например, одним из наших партнеров является Amazon. Так что владельцам котла не придется думать о том, чтобы обеспечить сервер вычислениями – это полностью наша забота.

CNews: Я могу использовать вычислительные мощности для собственных нужд?

Александр Крамаренко: Если вдруг вы захотите использовать сервер для собственных нужд, например, майнить криптовалюту, то мы можем помочь организовать этот процесс.

CNews: Существуют ли аналоги такого котла-сервера?

Александр Крамаренко: Подобное решение было создано во Франции года четыре назад. Но там сделали не котел, который можно подключать к серии батарей и обогревать целый дом, а встроили внутрь радиатора несколько процессоров, которые его нагревали. Наше решение более универсальное. В настоящее время мы получаем на него международный патент.

CNews: Вы планируете выходить с этим продуктом на мировой рынок?

Александр Крамаренко: Пока мы занимаемся получением международного патента. Что касается выхода на мировой рынок, то пока об этом рано думать – нам бы удовлетворить потребности российских пользователей.

Еще Менделеев говорил, что сжигать нефть – все равно, что топить печку ассигнациями. Я думаю, что топить электричеством – все равно, что топить ассигнациями. В наш цифровой век надо менять подход и использовать любую возможность для того, чтобы производить вычисления.

Наталья Рудычева