Спецпроекты

На страницу обзора
Ритейл не сможет существовать без ERP
Крупные торговые сети и интернет-магазины уже не могут функционировать и развиваться без систем автоматизации бизнеса. ERP-системы помогают хранить и обрабатывать информацию о десятках и сотнях тысяч товарных номенклатур, управляют программами лояльности, позволяют получать данные для анализа потребительских предпочтений.

В том числе именно благодаря развитию информационных систем для бизнеса стал возможен взрывной рост розничных сетей, который наблюдается последние десять лет. ERP-системы позволили управлять крупными сетями со множеством территориально-распределенных магазинов.



В 2011-2012 гг. многие региональные торговые сети реализовали проекты по внедрению ERP-систем. В Москве бум ERP прошел значительно раньше – в 2005 - 2008 гг. Однако большое количество задач, связанных с этим классом систем, остается: некоторые игроки на рынке ритейла объединяются; многие компании, будучи только производителями, решают выйти на розничный рынок; дистрибьюторы бывают недовольны сотрудничеством с торговыми сетями, поэтому начинают развивать собственную розничную сеть. Все эти изменения требуют модификаций, обновлений или внедрения новой ERP-системы.



Региональные ритейловые компании, которые в своё время не находили бюджета на автоматизацию и существовали на самописных системах, сейчас активно развиваются и ищут решения, которые смогут полностью поддержать всех их процессы и обеспечить рост. Они выбирают полномасштабные решения, самыми популярными из которых остаются ERP-системы от SAP, Microsoft или Oracle, способные взять на себя многочисленные бизнес-задачи: управленческий, складской, регламентный учет, расчет заработной платы, кадровое и бухгалтерское делопроизводство. Из-за масштабности проектов и постоянного роста бизнеса многие торговые сети сотрудничают с ИТ-интеграторами на постоянной основе.

К примеру, одна из крупнейших торговых сетей на Северо-Западе «О'Кей» начала автоматизацию бизнеса еще на стадии строительства котлована под первый супермаркет в Петербурге 10 лет назад и до сих пор аутсорсит поддержку и развитие информационной системы (партнер – интегратор "КОРУС Консалтинг").

Тенденции прошедшего года


В уходящем году можно отметить три значимых тренда автоматизации ритейла.



Многие производители стали самостоятельно организовывать сбыт своей продукции, открыв сети брендовых магазинов. Они решили получить больше независимости, так как условия сотрудничества крупных розничных сетей бывают нередко невыгодны для поставщика. Такие производители инициировали проекты по модификации своих ERP-систем с учетом новых задач бизнеса.

К примеру, компания «ФАРМ», один из крупнейших производителей и поставщиков канцелярской продукции в России, запустила собственную сеть розничных магазинов по продаже канцтоваров «inФОРМАТ» и для автоматизации нового бизнеса выбрала систему Microsoft Dynamics AX 2012.



Вторым трендом стало открытие собственных торговых площадок дистрибьютерами. Этой категории бизнеса приходится особенно нелегко, так как они подвергаются давлению как со стороны производителей, так и со стороны розницы. Поэтому многие дистрибьюторы решили самостоятельно заняться розничной торговлей. И сейчас для них также актуально решение задач по постановке учета в новом направлении бизнеса.



И третье - сейчас на пике популярности находится автоматизация систем лояльности. Пять лет назад большинство торговых сетей в лучшем случае выдавало покупателям дисконтную карту. Сейчас существуют полноценные, автоматизированные решения для работы с клиентами, и многие ИТ-интеграторы получают заказы на реализацию этих модулей в ERP-системах.

Так, компания «Белый ветер ЦИФРОВОЙ», один из лидеров на рынке российского цифрового и компьютерного ритейла, в настоящее время внедряет ERP-систему, которая позволит построить уникальную системы лояльности, крайне необходимую для ритейлового бизнеса.



Автоматизация ритейла в интернете


Каждый проект по внедрению ERP-системы индивидуален. Многое зависит от специализации торговой сети. Проекты по автоматизации гипермаркетов, аптек, магазинов одежды или электроники имеют существенные отличия. Например, аптеки, в отличие от магазинов электроники, обязаны строго следить за сроком годности продаваемого товара и ассортиментом: если в аптеке не будет в продаже аспирина, ее могут оштрафовать. А если в магазине электроники закончатся wi-fi роутеры, то ничего страшного не произойдет. Таких мелочей в каждой торговой сети – тысячи, и все их необходимо учитывать.



Однако наиболее сложно автоматизировать свой бизнес для онлайн-ритейлеров. Готового решения по автоматизации для них нет и в ближайшем будущем не предвидится. Многие успешные интернет-гипермаркеты самостоятельно создали ПО «под себя». Личный кабинет, поиск по сайту и выгрузка на сайт продукции – все это в каждом конкретном случае нужно продумывать индивидуально. При этом помня, что интернет-торговля, в первую очередь, живет за счет привлекательности сайта и удобной подачи информации.



На базе ERP-системы можно создать внутренний портал, например, для поставщиков. Однако сделать в ERP-системе красивый и удобный интернет-магазин сложно. ERP-система в первую очередь выполняет задачи по обработке и централизованному хранению информации, а также связывает финансы и продажи. Но визуализация у всех онлайн-ритейлеров разная. Каждый стремится сделать свой интернет-магазин особенным, запоминающимся и при этом удобным , а подобный креатив довольно сложно автоматизировать.



ERP-лидеры


Наиболее популярной ERP-системой для средних и крупных розничных сетей является Micrisoft Dynamics AX. Версия 2012 г. содержит 5 отраслевых решений, которые можно внедрять независимо от типа автоматизируемого бизнеса. К примеру, для процессного производства разработано решение по управлению партиями товаров, которое может использовать как дистрибьютор, так и ритейлер. Для ритейла реализована программа по управлению ассортиментом, однако ее могут использовать также производители и дистрибьюторы.



Возможность включения разных отраслевых решений в одну инсталляцию – это, безусловно, выигрышная стратегия. Ранее при компоновке нескольких решений всегда оставался риск, что они могут не заработать вместе. В Microsoft Dynamics AX 2012 все отраслевые решения являются частью платформы, потому подобные риски исключены.



Изменения в схеме лицензирования также упростили жизнь как ритейлера, так и интегратора системы. Ранее некоторые функции были доступны только в расширенной редакции Microsoft Dynamics AX. К примеру, некоторым ритейлерам необходим был учет минимальных остатков на складе, но эта функция была доступна только в расширенной редакции, покупать которую ради одной функции не выгодно. В итоге, ИТ-интеграторам приходилась разрабатывать для заказчика этот модуль дополнительно. А любые доработки – это риски на проекте. Сейчас весь функционал доступен сразу.



Прогнозы на будущее


Рынок розничной торговли активно развивается – идет массовый рост сетей. Российский ритейл сильно отличается от западного. Бизнес в России стал активно развиваться лишь в 90-е гг., в то время как на западе всегда была сильная традиция небольших частных, часто семейных, магазинов, которые существуют иногда столетиями. Поэтому крупные западные сети вынуждены вести войну за клиентов с частными предпринимателями, а наши сети конкурируют, по сути, только между собой. И в этой борьбе важную роль играет ERP-система, которая должна обеспечить сети преимущества и послужить надёжной базой для развития.



Эксперты предсказывают рост проектов по автоматизации в регионах. Однако он не будет слишком стремительным. Многие еще недооценивают роль систем автоматизации бизнеса. Так для многих небольших сетей в регионах открытие нового магазина, захват новой территории приоритетнее, чем внедрении ERP-системы.



Существует и политический момент. В некоторых регионах администрация активно вмешивается в торговый бизнес. Рыночные отношения в классическом понимании не существуют, так как некоторым компаниям просто не дают выйти на рынок. Именно поэтому для работающих там торговых сетей не так актуален вопрос системы автоматизации бизнеса – отсутствие свободной конкуренции позволяет работать эффективно и без его решения . Однако вступление России в ВТО сыграет положительную роль в развитии нормальных рыночных отношений в всех регионах. Соответственно, будет и рост проектов по автоматизации.



Наиболее заметный тренд последних лет в ритейле – интернет-торговля. Однако в России она имеет свои особенности. Часто интернет-торговля в российских реалиях заключается лишь в заказе продукта через интернет. Дальнейший процесс представляет собой стандартную оффлайновую схему – с клиентом по телефону связывается оператор, заказ привозит курьер, который чаще всего получает оплату от покупателя наличными при получении товара.



Но рост объема заказов через интернет заставляет ритейлеров постоянно думать над упрощением и автоматизацией процессов. Так эксперты прогнозируют следующий тренд – появление развитой сети точек выдачи заказов по городу. Подобные пункты будут обслуживать сразу множество интернет-магазинов. Это избавит клиентов от необходимости ждать курьера, так как он сможет самостоятельно забрать свой заказ из такого пункта в удобное время.



Но несмотря на бурное развитие интернет-торговли оффлайн-магазины никуда не пропадут. Всегда будет достаточное количество людей, желающих попробовать товар перед его покупкой. Особенно это относится к продуктам питания: несмотря на масштабные онлайн проекты в этой области, объёмы продаж в оффлайн и онлайн FCMG-сегменте пока не сравнимы.



Надо отметить, что проекты по внедрению ERP-систем с каждым годом становятся дороже. В 2008 г., на фоне кризиса, было резко снижено количество проектов по автоматизации. Сейчас проекты по внедрению ERP-систем стоят, как минимум, в 3 раза дороже, чем тогда. Однако решающую роль в этом играет увеличение объема поставленных перед ИТ-интеграторами задач – розничным сетям нужны комплексные проекты и системы, которые действительно станут одним из главных конкурентных преимуществ бизнеса.

Михаил Бурачков

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице - 2012
Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2011г. (включая НДС, в тыс. руб.)
1 Москва 2 861 374
2 Москва 3 801 580
3 Москва 1 078 015
Подробнее