Спецпроекты

На страницу обзора
Спрос выше возможностей: как компании решат проблему привлечения 500 тысяч айтишников в 2024 году

Все больше компаний стремятся к независимости от ИТ-поставщиков и продолжают наращивать in-house центры разработки. Многие крупные компании, благодаря высокой степени зрелости внутренней команды и достаточным ресурсам, самостоятельно разрабатывают сервисы и продукты, лишь изредка прибегая к помощи интеграторов. Такие компании все больше ориентируются на ИТ-аутсорсинг и аутстаффинг. С их помощью можно гибко расширять команды в моменты увеличения спроса от бизнеса и получать редкие компетенции, которых нет внутри компании. Как это работает и что сейчас происходит на рынке, рассказывает Вадим Казанцев, исполнительный директор ITFB Group.

Вадим КазанцевITFB Group

CNews: Какие основные изменения произошли в сфере аутстаффинга?

Вадим Казанцев: 10 лет назад компании-заказчики были ориентированы в основном на свой core-бизнес и не хотели разбираться в узких областях ИТ. Они обращались к ИТ-интеграторам с просьбой создать для них системы ERP, CRM, хранилища данных, BI и т. д. Интеграторы, накапливая у себя все самые востребованные компетенции, брались за любые сложные проекты.

С течением времени заказчики стали стремиться к большей независимости от поставщиков и подрядчиков и начали формировать собственные ИТ-команды. Некоторые компании, благодаря своему бренду и повышению заработных плат ИТ-специалистов, смогли привлечь сильных экспертов в свой штат.

Таким образом, ситуация в индустрии изменилась, активными участниками ИТ-рынка стали банки, ритейл, производственные компании, успешность бизнеса которых зависит от внутренних ИТ-продуктов и сервисов. Они имеют возможность привлекать экспертов в соответствующих областях или пользоваться услугами внешних компаний при необходимости.

Вадим Казанцев, ITFB Group: Когда клиент обращается к нам, мы предоставляем ему не только специалиста, но и передаем вместе с ним лучшие практики

CNews: Вы сейчас представлены на рынке и как интегратор, и как аутстаффинговая компания. На какие формы услуг сейчас наибольший спрос?

Вадим Казанцев: Наша компания действительно начинала как интегратор, а сейчас предлагает разные формы услуг: внедрение продуктов различных вендоров, проекты заказной разработки под ключ, выделенные команды, аутстаффинг отдельных специалистов. Причем аутстаффинг для нас — это гораздо больше, чем просто поиск подходящего ИТ-специалиста для заказчика. Чтобы работать с лидерами рынка, мы должны понимать, какие сейчас лучшие практики в отрасли. Это понимание мы получаем, работая на разных проектах и в разных отраслях, сравнивая эффективность работы различных команд в одной индустрии. Мы проводим систематизацию того опыта, который сейчас применяется на рынке у самых сильных игроков, и обучаем этим подходам своих сотрудников.

Таким образом, когда клиент обращается к нам, мы предоставляем ему не только специалиста, но и передаем вместе с ним лучшие практики. Мы консультируем клиентов, как лучше организовать процессы CI/CD, выстроить работу по спринтам, как должен быть построен мониторинг, какая архитектура хранилища данных является оптимальной для них и т. п. В результате клиенты получают значительную экспертизу и накопленный опыт, но при этом оплачивают только часы работы наших специалистов.

Наша компания отличается от аутстаффинговых агентств, которые просто ищут свободных специалистов с рынка и «продают» их клиентам без должного собеседования и проверки квалификации.

Главные отличия:

  1. Мы предлагаем своих штатных сотрудников, которые имеют опыт работы на различных проектах.
  2. При найме к себе в штат мы проводим кандидатов через несколько этапов технических интервью, чтобы убедиться в их сильных навыках, развиваем компетенции специалистов на внутренних проектах.
  3. Мы всегда следим за рынком и обновляем нашу экспертизу, обучая наших специалистов новым технологиям, которые становятся более популярными.

Посмотреть подробнее про услугу аутстаффинга на сайте ITFB Group.

Когда клиент приходит к нам за ресурсами и экспертизой в конкретных технологиях (обычно разрыв между лидерами рынка и остальными компаниями составляет 2-3 года, а для отстающих — 5 лет), у нас уже есть команды, которые могут работать на высоком уровне, проверенном стеке и с пониманием того, как эффективно строить работу на сложных проектах.

CNews: Правильно ли я понимаю, что вы себя подчеркнуто отделяете от аутстаффинг-агентств?

Вадим Казанцев: Да, верно. Есть аутстаффинговые или кадровые агентства, а есть ИТ-компании, которые работают по модели аутстаффинга — тут действительно лучше не путать, это разный уровень качества и подхода. Аутстаффинг-агентства по сути предоставляют просто услугу кадрового подбора, не неся никакой ответственности за эффективность работы сотрудника и результат, что дискредитирует сам сервис аутстаффинга. Успешный результат для такого агентства — это согласие клиента на выход специалиста, дальше зона их ответственности заканчивается. Мы же, как ИТ-компания, растим команду в первую очередь для себя и вкладываемся в развитие экспертизы наших специалистов, так как это наш главный актив.

Мы не так давно открыли у себя направление аутстаффинга, видя спрос на рынке. Такая модель действительно очень удобна компаниям со зрелым ИТ, а мы в основном работаем именно с такими клиентами. В случае работы по этой модели заказчик с помощью нас собирает команду опытных специалистов, привлекает в нее тех, кого ему не хватает, и дальше сам контролирует разработку. Все это дает ему возможность быстро реализовывать внутренние ИТ-проекты и получать результаты, при этом он не зависит от поставщиков услуг.

Тем не менее, мы не оставляем наших ребят одних: совместно с клиентами мы собираем обратную связь по работе наших сотрудников, строим карты развития и контролируем каждого нашего специалиста.

Cnews: Ваш подход к нескольким этапам подготовки сотрудников интересен, можете подробнее рассказать, как вы их развиваете?

Вадим Казанцев: Как я уже сказал, мы используем матрицы компетенций, карты развития, регулярные технологические встречи с менторами и лидерами ITFB Group. Кроме того, у нас есть автоматизированные системы, которые позволяют тестировать сотрудников. Мы стремимся комбинировать эти методы в зависимости от ситуации и потребностей. Важную роль в развитии сотрудников играют также программные решения. Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда сотрудник, который уже долгое время работает в нашей компании, выполнил много проектов и является отличным разработчиком, — интроверт. И когда мы отправляем его на собеседование в другую компанию, где продакт-менеджер — молодой и амбициозный экстраверт, могут возникнуть проблемы в коммуникации. Раньше, когда мы выполняли большие проекты «под ключ», это не имело большого значения. Таких ситуаций просто не возникало, так как набор команды и вся коммуникация были на нашей стороне. Однако сейчас это становится серьезным фактором, который необходимо принимать.

Учитывая важность базовых софт-навыков, мы работаем над развитием таковых у наших сотрудников. Это включает в себя правила командной работы, понимание процесса эскалации проблем, управление рисками, взаимодействие с другими участниками команды и применение agile-техник, которые используются большинством наших клиентов. В этом нам активно помогает HR-департамент, который предлагает специальные программы и тренинги.

Cnews: Запросы заказчиков как-то принципиально изменились за последние два года?

Вадим Казанцев: Изменения произошли, причем значительные. Если раньше была некоторая вариативность, например, в выборе фронтенд-фреймворка (React, Vue, Angular), то сейчас около 80% рынка React. В области анализа данных также произошла стабилизация. Если несколько лет назад компании только начинали работать с данными, считая это модным трендом, то сейчас это уже внедрено во многие рабочие процессы, есть устоявшиеся инструменты и технологии.

Cnews: А что все-таки будет выгоднее? Нанять сотрудников в штат или обратиться к аутстаффинговой компании?

Вадим Казанцев: Это сильно зависит от конкретной компании. При оценке стоимости внутреннего сотрудника необходимо учитывать не только его заработную плату. Компании также несут значительные накладные расходы, включая страховку, организацию рабочих мест, программы обучения, возможность участия в конференциях и так далее. Если рассмотреть долю затрат на заработную плату в общей стоимости внутреннего сотрудника, то можно удивиться. Также ИТ-компания может действительно сделать более выгодное предложение в части ИТ-ресурсов за счет своих налоговых льгот, которых нет в других индустриях. Все это делает привлечение специалистов из ИТ-сектора экономически более привлекательным по сравнению с тем, чтобы брать таких специалистов в штат в других отраслях.

В результате аутстаффинг в большинстве случаев экономически побеждает вариант с наймом внутренних сотрудников. Однако это не является универсальным правилом и может зависеть от индустрии и конкретных обстоятельств каждой компании и клиента. В некоторых случаях аутстаффинг может быть значительно дешевле, в других — дороже.

Cnews: Как вы оцениваете эффективность работы ITFB Group по этому направлению?

Вадим Казанцев: Мы ориентируемся на отзывы клиентов и результаты проделанной работы. В формате выделенной команды по аутстаффингу мы работали над проектом — создавали систему электронной регистрации сделок с недвижимостью. Период самоизоляции особенно затронул сферу регистрации прав собственности на недвижимость, которая требовала личного присутствия в Росреестре или МФЦ. Чтобы обеспечить заемщиков необходимым сервисом, клиенту в кратчайшие сроки нужно было реализовать свою технологию для регистрации прав собственности на готовые объекты, и для этой задачи были привлечены восемь специалистов ITFB Group. За девять месяцев был подготовлен сервис электронной регистрации сделок с готовой недвижимостью в Росреестре. Пилотирование новой технологии успешно прошло в 31 регионе России, на которые приходится порядка 70% всех ипотечных сделок с готовыми объектами. По итогам 2020 года онлайн было оформлено более 1500 кредитов на 7,5 миллиарда рублей.

Другая компания-клиент обратилась к нам за компетентными специалистами в области CRM. Ей было необходимо трансформировать устаревшую CRM-систему и внедрить у себя E-commerce для B2B-клиентов. ITFB Group предоставила более 20 специалистов (разработчиков, аналитиков, тестировщиков) для этого проекта. В результате все удалось сделать в назначенные сроки, и компания запустила новые системы. Количество активных пользователей CRM выросло в 5 раз, и в новой E-commerce системе свои заказы начали оформлять более 4 тысяч B2B-клиентов. Увеличилось количество международных сделок, клиенты получили удобный способ совершать и отслеживать заказы. Компания оценила эффект от оптимизации бизнес-процессов и их цифровизации в 8 миллиардов рублей. И мы, конечно, рады быть частью таких успешных внедрений.

erid:2SDnjcByWjiРекламодатель: ООО "Айтиэфби Групп"ИНН/ОГРН: 7702775650/1117746931653Сайт: https://itfbgroup.ru/