Среднегодовой темп роста мирового рынка аналитических платформ в период с 2011 по 2016 гг. составит 7%. До 2016 г. этот сегмент софтвертного рынка будет оставаться одним из наиболее быстрорастущих. Такой прогноз делают аналитики Gartner.
Прогнозируемый рост сегмента BI-систем
аналитических платформ объясняется сферой применения. Бизнес-аналитика
востребована многими отраслями, основные из которых – финансовые корпорации,
телекоммуникационные компании, ритейлеры и другие. Главная задача для
пользователей аналитических инструментов – выявить в накопленном объеме
различной информации – финансовых отчетах, времени посещения клиентами
организаций, суммах покупок в праздничные дни и т.д. – поведение клиентов,
скрытые тенденции, возможности для оптимизации расходов и другие факторы,
которые в условиях сильной конкуренции могут сыграть значительную роль для
укрепления позиции компании на рынке.
По мнению Артема Кожухова,
ведущего эксперта по работе с госсектором SAS Россия/СНГ, в последнее время
такими инструментами активно пользуются и государственные органы. Федеральные
министерства и ведомства преследуют две основные цели: контроль работы крупных
коммерческих организаций в своей сфере ответственности и определение скрытых,
неявных тенденций и возникающих в отрасли течений.
С помощью бизнес-аналитики госсектор пытается достигнуть несколько
целей. "Первая и самая актуальная задача, cогласно исследованиям американской
компании Aberdeen Group, – это сделать текущие бизнес-процессы более
прозрачными, ее ставят на первое место 58% респондентов. Вторая –
минимизировать бумажный документооброт – 37% респондентов. И только на третьем
месте необходимость принимать более обоснованные решения, опираясь на
результаты анализа данных, а не на интуицию", – рассказал Андрей Пивоваров, руководитель группы
перспективных технологий предпроектного консалтинга Oracle СНГ.
Гражданская аналитика
Потребителями бизнес-аналитики в госсекторе могут
быть и граждане. Население с помощью средств бизнес-анализа и "открытых
данных" за рубежом имеет возможность контролировать работу органов власти.
Те, в свою очередь, анализируют поступающие сообщения от граждан и принимают
меры. "В
качестве примера можно привести проекты 3-1-1 Майами или Love clean streets London.
Граждане могут видеть в оперативном режиме отчеты о ходе исполнения их
обращений. В свою очередь, чиновники используют полученную информацию в
качестве отчета перед избирателями и для анализа состояния городского хозяйства
и планирования развития", – говорит Петр
Дьяков, ведущий специалист по платформенным решениям Microsoft в России.
Изучать потребности граждан с помощью бизнес-аналитики начали и в
России. Так, Минздрав внедрил систему электронной записи пациентов к
специалистам через портал госуслуг. Как рассказал изданию
CNews Роман Ивакин, директор
департамента информационных технологий и связи этого министерства, сервис
набирает популярность среди населения. "По состоянию на 28 февраля 2013 г.
через единый портал госуслуг с использованием единой системы записались 4,1 млн
человек, что на 37% больше, чем в январе.У нас есть система мониторинга работы
этого сервиса, в которой мы видим статус каждого учреждения и факты
актуализации расписаний приема каждого врача", – пояснил он.
Ведомство также активно занимается внедрением
электронных медицинских карт. В том или ином виде они ведутся практически во
всех субъектах Федерации примерно в 20–25% учреждений. По словам Романа
Ивакина, не только граждане России, но и врачи в скором времени получат
возможность удобного использования медицинских карт, а органы управления
здравоохранением на всех уровнях получат более оперативную и качественную
статистику для принятия управленческих решений.
В Минздраве, кроме того, был создан Регистр
высокотехнологичной медицинской помощи, который ведется в электронном виде.
"Пациент может по личному идентификационному номеру через интернет узнать,
в какое учреждение он направлен и каков статус его заявки. Минздрав, в свою
очередь, получил возможность оперативно получать статистику в разрезе всех
субъектов в режиме реального времени", – рассказал Роман Ивакин.
Безусловно, для населения подобные решения несут
большое удобство, но с точки зрения аналитических возможностей они закрывают
потребности первого уровня – внутреннюю отчетность, контроль фактических
показателей.
Особенности аналитики в госсекторе
Одной из особенностей аналитики в российском госсекторе является не столько объем анализа, сколько разнообразие применяемых инструментов для обработки одних и тех же данных в рамках одного федерального ведомства, то есть отсутствие корпоративной BI-платформы. Многие госучреждения перенасыщены продуктами, позволяющими отображать информацию или конечные результаты анализа. "Почти каждая внедряемая в госсекторе информационная система имеет в своем составе аналитический модуль, основной задачей которого является формирование и распространение десятка отчетных форм. Отсюда, кстати, и возникает желание руководителя объединить данные, содержащиеся в нескольких информационных системах, базах данных, и проанализировать их совместно. Таким образом, первой важной задачей углубленной аналитики является подготовка качественных данных", – говорит Артем Кожухов.
Речь идет не о построении очередного физического хранилища
информации, а о логическом объединении информации (от таблиц в формате Excel до
крупных промышленных баз данных), уже накопленной государственным ведомством.
На этапе объединения выявляются ранее неизвестные ведомству факты: расхождение
плана и факта, "подгонка под ответ" различных показателей подотчетных
организаций, пробелы и недостатки в заполнении различных форм. Высокая
вероятность обнародования этих негативных моментов зачастую объясняет
внутреннее сопротивление служащих внедрению подобных проектов.
Кроме разобщенности информации, обработка и анализ данных
затрудняются разобщенностью хранилищ. Так, в
государственных ведомствах зачастую сочетаются значительные по объему
централизованные хранилища данных и территориально распределенные составные
хранилища. Ситуация создает предпосылки для использования решений Big Data. "Государственные
органы могут анализировать одновременно данные из централизованного хранилища
структурированных данных и из распределенных вычислительных узлов. Западные
коллеги сейчас работают над рядом проектов, где решение Big Data используется
для анализа структурированных данных и множества неструктурированных
источников, например сообщений в социальных сетях, для обеспечения безопасности
граждан", – говорит Петр Дьяков.
Объемы данных, владельцами которых являются
государственные организации, чрезвычайно велики, кроме того, их характеризует
большое разнообразие: огромное количество неструктурированного контента, данные
в различных форматах, поступающие из регионов в центр, информация, поступающая
из других государственных организаций и так далее. В этом уверен Андрей
Пивоваров. "Но анализ этих данных отличается от подходов, используемых в
коммерческом секторе. Связано это с тем, что данные в госсекторе не приносят
прибыль. Их основная задача не
максимизировать доходы, а обеспечить лучшее использование ресурсов, эффективно
планировать и управлять финансовыми потоками, оценивать реальную картину,
сравнивать ее с планом и анализировать причины расхождений", – рассказал
он.
Служебные перспективы BI
В последнее время госсектор активнее берет на вооружение бизнес-аналитику. В госорганах появляется все больше людей из коммерческого сектора, у которых есть опыт работы с аналитическими приложениями и желание развивать эту сферу. В свою очередь ведомства выделяют в своем составе отдельные управления, призванные решать задачи аналитики, также создаются выделенные подведомственные центры обработки информации и аналитики. "Ожидаемым продолжением мог бы стать стандарт Аналитического центра, определяющий принципы построения таких структур, а также методы и инструменты, которые могут и должны быть использованы для извлечения пользы из накопленной информации. Стандартизация должна помочь как в развитии аналитических центров или построении новых, так и во взаимовыгодном обмене информацией. Идея такого стандарта давно обсуждается на различных форумах и в коридорах государственных структур, а значит, развитие идет в правильном направлении", – уверен Артем Кожухов.
Однако Илья Раченков,
аналитик "Инвесткафе", не прогнозирует существенного роста объема
внедрений BI-решений в госсекторе, что связано с самой спецификой планирования расходов:
бюджетные учреждения для выполнения своих целей стремятся истребовать как можно
больший объем финансирования, чтобы гарантированно иметь возможность решить
поставленные задачи; при этом после выделения финансирования никаких стимулов
для оптимизации затрат нет. "Бюджетные учреждения стремятся к концу года полностью освоить выделенное
финансирование, иначе окажется, что они истребовали больше необходимого – а это
может повлечь неприятные последствия для составителя годовой сметы и дальнейшее
сокращение выделяемого финансирования. При этом BI-решения как раз
ориентированы на то, чтобы посредством глубокого и в прочих условиях чересчур
трудоемкого анализа больших массивов данных увидеть возможности для оптимизации
затрат. Отметим также, что мы вынесли за скобки фактор коррупции", –
считает он. По его мнению, в России по-прежнему наиболее востребованы решения
для простой выгрузки данных и приведения их в удобную для восприятия
пользователя форму. Доля прочих решений растет, однако темпы роста этой доли
существенно отстают от таковых в ведущих развитых странах. Расширить использование проактивной аналитики в госсекторе может набор
мер по стимулированию оптимизации госрасходов.
Еще одним сдерживающим фактором Петр Дьяков называет заблуждения
некоторых руководителей ведомств, считающих BI-решения сложными в реализации. "Сейчас бизнес-аналитика стала
по-настоящему демократичным инструментом. С ним могут работать не только
специалисты-аналитики, как было раньше, но и все те, кому нужны данные для
анализа", – подчеркнул он.