Спецпроекты

На страницу обзора
Госсектор не заинтересован в оптимизации затрат посредством BI
В России частный сектор использует системы бизнес-анализа гораздо чаще государственного. Эксперты уверены, что аналитика в российском госсекторе будет развиваться с приходом профессионалов из коммерческого сектора, у которых есть опыт работы с аналитическими приложениями и желание развивать эту сферу.  Однако госучреждения не заинтересованы в оптимизации расходов, которую неизбежно ведет за собой BI – боятся сокращения финансирования.

Среднегодовой темп роста мирового рынка аналитических платформ в период с 2011 по 2016 гг. составит 7%. До 2016 г. этот сегмент софтвертного рынка будет оставаться одним из наиболее быстрорастущих. Такой прогноз делают аналитики Gartner.



Прогнозируемый рост сегмента BI-систем аналитических платформ объясняется сферой применения. Бизнес-аналитика востребована многими отраслями, основные из которых – финансовые корпорации, телекоммуникационные компании, ритейлеры и другие. Главная задача для пользователей аналитических инструментов – выявить в накопленном объеме различной информации – финансовых отчетах, времени посещения клиентами организаций, суммах покупок в праздничные дни и т.д. – поведение клиентов, скрытые тенденции, возможности для оптимизации расходов и другие факторы, которые в условиях сильной конкуренции могут сыграть значительную роль для укрепления позиции компании на рынке.



По мнению Артема Кожухова, ведущего эксперта по работе с госсектором SAS Россия/СНГ, в последнее время такими инструментами активно пользуются и государственные органы. Федеральные министерства и ведомства преследуют две основные цели: контроль работы крупных коммерческих организаций в своей сфере ответственности и определение скрытых, неявных тенденций и возникающих в отрасли течений.



С помощью бизнес-аналитики госсектор пытается достигнуть несколько целей. "Первая и самая актуальная задача, cогласно исследованиям американской компании Aberdeen Group, – это сделать текущие бизнес-процессы более прозрачными, ее ставят на первое место 58% респондентов. Вторая – минимизировать бумажный документооброт – 37% респондентов. И только на третьем месте необходимость принимать более обоснованные решения, опираясь на результаты анализа данных, а не на интуицию", – рассказал Андрей Пивоваров, руководитель группы перспективных технологий предпроектного консалтинга Oracle СНГ.



Гражданская аналитика


Потребителями бизнес-аналитики в госсекторе могут быть и граждане. Население с помощью средств бизнес-анализа и "открытых данных" за рубежом имеет возможность контролировать работу органов власти. Те, в свою очередь, анализируют поступающие сообщения от граждан и принимают меры. "В качестве примера можно привести проекты 3-1-1 Майами или Love clean streets London. Граждане могут видеть в оперативном режиме отчеты о ходе исполнения их обращений. В свою очередь, чиновники используют полученную информацию в качестве отчета перед избирателями и для анализа состояния городского хозяйства и планирования развития", – говорит Петр Дьяков, ведущий специалист по платформенным решениям Microsoft в России.



Изучать потребности граждан с помощью бизнес-аналитики начали и в России. Так, Минздрав внедрил систему электронной записи пациентов к специалистам через портал госуслуг. Как рассказал изданию CNews Роман Ивакин, директор департамента информационных технологий и связи этого министерства, сервис набирает популярность среди населения. "По состоянию на 28 февраля 2013 г. через единый портал госуслуг с использованием единой системы записались 4,1 млн человек, что на 37% больше, чем в январе.У нас есть система мониторинга работы этого сервиса, в которой мы видим статус каждого учреждения и факты актуализации расписаний приема каждого врача", – пояснил он.



Ведомство также активно занимается внедрением электронных медицинских карт. В том или ином виде они ведутся практически во всех субъектах Федерации примерно в 20–25% учреждений. По словам Романа Ивакина, не только граждане России, но и врачи в скором времени получат возможность удобного использования медицинских карт, а органы управления здравоохранением на всех уровнях получат более оперативную и качественную статистику для принятия управленческих решений.



В Минздраве, кроме того, был создан Регистр высокотехнологичной медицинской помощи, который ведется в электронном виде. "Пациент может по личному идентификационному номеру через интернет узнать, в какое учреждение он направлен и каков статус его заявки. Минздрав, в свою очередь, получил возможность оперативно получать статистику в разрезе всех субъектов в режиме реального времени", – рассказал Роман Ивакин.



Безусловно, для населения подобные решения несут большое удобство, но с точки зрения аналитических возможностей они закрывают потребности первого уровня – внутреннюю отчетность, контроль фактических показателей.



Особенности аналитики в госсекторе


Одной из особенностей аналитики в российском госсекторе является не столько объем анализа, сколько разнообразие применяемых инструментов для обработки одних и тех же данных в рамках одного федерального ведомства, то есть отсутствие корпоративной BI-платформы. Многие госучреждения перенасыщены продуктами, позволяющими отображать информацию или конечные результаты анализа. "Почти каждая внедряемая в госсекторе информационная система имеет в своем составе аналитический модуль, основной задачей которого является формирование и распространение десятка отчетных форм. Отсюда, кстати, и возникает желание руководителя объединить данные, содержащиеся в нескольких информационных системах, базах данных, и проанализировать их совместно. Таким образом, первой важной задачей углубленной аналитики является подготовка качественных данных", – говорит Артем Кожухов.



Речь идет не о построении очередного физического хранилища информации, а о логическом объединении информации (от таблиц в формате Excel до крупных промышленных баз данных), уже накопленной государственным ведомством. На этапе объединения выявляются ранее неизвестные ведомству факты: расхождение плана и факта, "подгонка под ответ" различных показателей подотчетных организаций, пробелы и недостатки в заполнении различных форм. Высокая вероятность обнародования этих негативных моментов зачастую объясняет внутреннее сопротивление служащих внедрению подобных проектов.



Кроме разобщенности информации, обработка и анализ данных затрудняются разобщенностью хранилищ. Так, в государственных ведомствах зачастую сочетаются значительные по объему централизованные хранилища данных и территориально распределенные составные хранилища. Ситуация создает предпосылки для использования решений Big Data. "Государственные органы могут анализировать одновременно данные из централизованного хранилища структурированных данных и из распределенных вычислительных узлов. Западные коллеги сейчас работают над рядом проектов, где решение Big Data используется для анализа структурированных данных и множества неструктурированных источников, например сообщений в социальных сетях, для обеспечения безопасности граждан", – говорит Петр Дьяков.



Объемы данных, владельцами которых являются государственные организации, чрезвычайно велики, кроме того, их характеризует большое разнообразие: огромное количество неструктурированного контента, данные в различных форматах, поступающие из регионов в центр, информация, поступающая из других государственных организаций и так далее. В этом уверен Андрей Пивоваров. "Но анализ этих данных отличается от подходов, используемых в коммерческом секторе. Связано это с тем, что данные в госсекторе не приносят прибыль. Их основная задача не максимизировать доходы, а обеспечить лучшее использование ресурсов, эффективно планировать и управлять финансовыми потоками, оценивать реальную картину, сравнивать ее с планом и анализировать причины расхождений", – рассказал он.



Служебные перспективы BI


В последнее время госсектор активнее берет на вооружение бизнес-аналитику. В госорганах появляется все больше людей из коммерческого сектора, у которых есть опыт работы с аналитическими приложениями и желание развивать эту сферу. В свою очередь ведомства выделяют в своем составе отдельные управления, призванные решать задачи аналитики, также создаются выделенные подведомственные центры обработки информации и аналитики. "Ожидаемым продолжением мог бы стать стандарт Аналитического центра, определяющий принципы построения таких структур, а также методы и инструменты, которые могут и должны быть использованы для извлечения пользы из накопленной информации. Стандартизация должна помочь как в развитии аналитических центров или построении новых, так и во взаимовыгодном обмене информацией. Идея такого стандарта давно обсуждается на различных форумах и в коридорах государственных структур, а значит, развитие идет в правильном направлении", – уверен Артем Кожухов.



Однако Илья Раченков, аналитик "Инвесткафе", не прогнозирует существенного роста объема внедрений BI-решений в госсекторе, что связано с самой спецификой планирования расходов: бюджетные учреждения для выполнения своих целей стремятся истребовать как можно больший объем финансирования, чтобы гарантированно иметь возможность решить поставленные задачи; при этом после выделения финансирования никаких стимулов для оптимизации затрат нет. "Бюджетные учреждения стремятся к концу года полностью освоить выделенное финансирование, иначе окажется, что они истребовали больше необходимого – а это может повлечь неприятные последствия для составителя годовой сметы и дальнейшее сокращение выделяемого финансирования. При этом BI-решения как раз ориентированы на то, чтобы посредством глубокого и в прочих условиях чересчур трудоемкого анализа больших массивов данных увидеть возможности для оптимизации затрат. Отметим также, что мы вынесли за скобки фактор коррупции", – считает он. По его мнению, в России по-прежнему наиболее востребованы решения для простой выгрузки данных и приведения их в удобную для восприятия пользователя форму. Доля прочих решений растет, однако темпы роста этой доли существенно отстают от таковых в ведущих развитых странах. Расширить использование проактивной аналитики в госсекторе может набор мер по стимулированию оптимизации госрасходов.



Еще одним сдерживающим фактором Петр Дьяков называет заблуждения некоторых руководителей ведомств, считающих BI-решения сложными в реализации. "Сейчас бизнес-аналитика стала по-настоящему демократичным инструментом. С ним могут работать не только специалисты-аналитики, как было раньше, но и все те, кому нужны данные для анализа", – подчеркнул он.



Виталий Кузьменко

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики BI-решений в России 2013
Название  Выручка по направлению BI, 2012, тыс. руб.(с НДС)
1 Прогноз 3 861 020
2 Ай-Теко 290 020
3 Техносерв Консалтинг 240 000
Подробнее