По мере роста эмиссии банковских карт и повышения уровня использования безналичных платежей растет число компаний, использующих POS-терминалы, – электронные устройства для проведения авторизации по пластиковым картам. Эквайринг – организация приема банковских карт в торгово-сервисном предприятии для оплаты товаров и услуг – помогает банкам вести конкурентную борьбу, а торгово-сервисным компаниям – привлекать экономически активное население, которое ценит удобство оплаты.
Мобильность и безопасность
Согласно статистике Центрального Банка России, количество устройств, предназначенных для оплаты товаров и услуг с использованием платежных карт, только за последнее полугодие выросло на 15%. Электронные терминалы (типа Point of Sale, POS) продолжают вытеснять устаревшие устройства по приему карт – импринтеры. Доля POS-терминалов в платежной инфраструктуре уже достигла по состоянию на конец первого квартала 2013 г. 78,8%.
Преимущества POS-терминалов состоят в гибкости программного обеспечения и разнообразных возможностях его обновления. POS-терминал позволяет производить оплату пластиковой картой, поддерживает работу с микропроцессорными и магнитными картами. К аппарату можно подключить множество внешних устройств, что делает его крайне удобным и незаменимым даже в небольших магазинах, не говоря уже о крупных торговых сетях. В автономном виде терминал может использоваться даже в киосках, где осуществляется продажа недорогих розничных товаров.
В последние несколько лет распространение в качестве инструментов для оплаты получили смартфоны в сочетании с кардридерами, имеющими пинпад-клавиатуры. Главным образом эти устройства задействованы в сфере услуг, с их помощью можно заплатить за поездку в такси, рассчитаться с курьерской службой, а также воспользоваться картой при покупках в различных точках продаж. Функцию приема карты выполняет ридер. Если обычный POS-терминал стоит от $350 до $850, то цена мобильной приставки к смартфону не превышает $10. На рынке появляются и более совершенные устройства, которые могут принимать карты, как с магнитной полосой, так и с чипом.
Но пока в сети торгово-сервисных предприятий среднегодовой оборот на одно мобильное устройство довольно мал: по данным компании UCS, он составляет всего около $2500.
Российский путь эквайринга
По оценкам экспертов, для осуществления покупок в России используется лишь около 15% выпущенных карт – большинство держателей используют свой «пластик» исключительно для обналичивания зарплат и пенсий. Если в крупных городах доля экономически активного населения довольно велика (многие имеют по 2–3 карты, банки развернули программы лояльности и широко взаимодействуют с рынком товаров и услуг), то в сельской местности, где уровень жизни в целом невысок, слабо развита сеть банкоматов, а значит, практически лишена смысла безналичная модель, эквайринг приживается плохо.
«Наличие разветвленной эквайринговой сети с одновременными усилиями государства по замещению наличного оборота безналичным со временем могут привести к желаемому результату», – считает Темир Шамиль, вице-президент компании Maykor по развитию бизнеса в банковском секторе.
Российский рынок эквайринга
Источник: UCS, 2013
Модель эквайринга предполагает участие четырех действующих лиц: владелца карты, банка-эмитента, торгово-сервисной компании, принимающей карты в оплату, а также собственно эквайера (которым может выступать сам банк). В 2012 г. объем рынка эквайринга в России увеличился на 40%. Несмотря на такие приличные темпы роста и наличие большого пула банков-эквайреров (602 банка, более 60% от зарегистрированных в стране), в России до сих пор невелика доля торгово-сервисных компаний, принимающих в оплату карты, – около четверти из более чем миллиона зарегистрированных компаний.
Стоит отметить, что на эквайринговом рынке нашей страны сложилась интересная структура. Лидером является «Сбербанк», на долю которого приходится 35%. Значительная доля рынка (примерно 25%) приходится на компанию United Card Service (UCS), входящую в международную группу Global Payments. UCS – единственный специализированный небанковский эквайрер в России. Компания, отметившая в 2012 г. 20-летний юбилей, является, по сути, первопроходцем эквайрингового бизнеса и активно развивает это направление, в том числе и предоставляя данную услугу ряду российских и иностранных банков. В частности, компания приобрела бизнес наземного эквайринга у «Альфа-Банка» и заключила ряд реферальных договоров на предоставление этой услуги с более чем 70 банками. Среди заметных игроков также «Газпромбанк» – 6%, а также ВТБ и «Русский стандарт» – по 4%. Таким образом, оставшиеся 597 банков-эквайреров к середине 2013 г. в сумме контролировали примерно 26% рынка.
Оставить у себя или отдать на сторону?
Для банков, которые зачастую являются и эмитентами карт, и эквайрерами, эквайринг является просто одним из многих видов деятельности, причем далеко не самым доходным. Зачастую, для банков это направление оказывается и вовсе убыточным и, соответственно, развивается по остаточному принципу – нет смысла вкладываться в современные инфраструктурные решения, если это повысит затратную часть, не обеспечивая адекватного прироста доходов.
Большую часть комиссии эквайрер отдает третьим лицам: 0,8–2,1%, в зависимости от типа карт, – банкам-эмитентам, 0,1–0,2% – международным платежным системам, и только 0,2–0,3% оставляет себе. И это происходит в лучшем случае, когда работает специально выделенная профессиональная команда специалистов, ориентированная на сотрудничество с торгово-сервисными предприятиями, а также используются инструменты контроля текущей доходности по каждому такому предприятию.
«Если вычесть из полученной суммы расходы на инфраструктурные решения и их поддержку, лицензии международных платежных систем и заработную плату сотрудников, то в результате прибыль от эквайринговой деятельности измеряется сотыми долями процента, и то, в случае весьма серьезного оборота, который могут обеспечить только тысячи активно работающих торгово-сервисных партнеров, – говорит Татьяна Смирнова, директор по маркетингу и PR компании UCS. – Если же оборот невысок, то себестоимость каждой отдельной операции возрастает и, следовательно, банку-эквайреру приходится дотировать данное направление за счет других видов деятельности».
Ведущие игроки международного рынка давно пришли к выводу, что эквайринговый бизнес является высокотехнологичным и низкомаржинальным, поэтому доверяют развивать его независимым специализированным процессинговым компаниям. Так, на рынке США работает порядка 10 эквайреров, в Германии их 4–5, в Великобритании – не больше 6. Почти все они являются независимыми процессинговыми компаниями. На российском рынке современная ситуация очень напоминает США 20-летней давности, когда наблюдалась такая же конкуренция банковских и небанковских эквайреров.
«История убедительно доказала нецелесообразность подобной конкуренции и необходимость концентрации эквайрингового бизнеса в руках специализированных небанковских компаний, поскольку эквайринг на 95% состоит из технологий, коммуникаций, систем передачи и защиты информации, – продолжает Татьяна Смирнова. – И только 5% этого бизнеса имеют отношение собственно к банковскому сектору, то есть к проведению расчетов, формированию комиссий и т.д. По сути, эквайринг является для банка непрофильным бизнесом».
По словaм Темирa Шамиля, одна из проблем эквaйрингa в России – удержание размера транзакционной комиссии. Другая проблемa носит технический характер и заключается в низкой степени готовности ИТ-инфраструктуры клиентов к массовому использованию POS-терминалов. Во многом она решается с помощью мобильных устройств, считает эксперт.
Перспективы развития рынка эквайринговых услуг напрямую связаны с развитием платежной системы в России, обеспечивающей поддержание баланса интересов различных игроков платежного рынка. Во многом развитие эквайринга зависит и от совершенствования платежной инфраструктуры, активную роль в данном процессе призваны сыграть именно ключевые игроки, специализирующиеся на этом направлении.