Спецпроекты

На страницу обзора
Импортозамещать нельзя отложить

К импортозамещению, и не только с сфере ИТ, отечественные заказчики долгое время относились с прохладцей, надеясь, что проблемы, возникшие в 2014 г., как-нибудь сами собой рассосутся. Однако вышло по-другому, и теперь внедрение российских решений вместо иностранных стало насущной необходимостью не только для госструктур, но и для коммерческих предприятий. CNews Analytics выпустил первый рейтинг на эту остроактуальную тему и составил первую карту рынка.

ИТ и картошка

В 2021 г., по результатам которого был составлен рейтинг этого обзора, импортозамещение навязывалось большинству компаний и ведомств сверху, как некогда картошка их императорскими величествами — от Петра I до Николая I включительно. Аналогов «картофельных бунтов» не было, однако элементы саботажа отчетливо присутствовали. Многие отечественные заказчики, похоже, надеялись, что внимание властей в области цифровизации рано или поздно переключится на что-нибудь другое, и можно будет и дальше работать на привычных ИТ-решениях.

Внедрение российских решений вместо иностранных стало насущной необходимостью не только для госструктур, но и для коммерческих предприятий

«Федеральные и региональные органы власти последовательно проводили политику импортозамещения. Иная ситуация была в госкомпаниях — у каждой из них существовал определенный план в этом направлении, однако реализовывался он достаточно медленно, — говорит президент «Лиги цифровой экономики» Сергей Шилов. — Что касается коммерческих структур, то у них не было никаких юридических, а иной раз и рыночных оснований для перехода на отечественное ПО. Они жили по принципу – покупаю то, что соответствует моим потребностям, и неважно, российское или иностранное».

Впрочем, не все заказчики были такими «косными». По словам Сергея Попова, заместителя генерального директора «Айтеко», уже в 2021 году в его компании наблюдали повышение спроса со стороны заказчиков на отечественные продукты и решения. При этом особый интерес наблюдался к отечественным ИБ-решениям.

«Особую ситуацию» в сфере ИБ отметил и Рустэм Хайретдинов, директор по росту компании BI.Zone: «Кибербезопасность опирается далеко не только на привычные «соотношение цена/качество», «зрелость продукта». Намного важнее в данной отрасли наличие доверия к исполнителю». Это доверие, по словам Рустэма Хайретдинова, «исчезло в одночасье».

Российские же разработчики совершенствовали свои продукты в надежде на лучшее, а российские интеграторы и дистрибьюторы — дополняли ими свои портфели решений. И, как выяснилось, не зря. С изменением международной обстановки стало ясно, что альтернатив отечественным продуктам осталось немного. И понятно, где стоит запятая в фразе «импортозамещать нельзя отложить». «Мы наблюдаем резкий спрос на решения по миграции ИТ-систем на отечественные продукты и большой интерес к российскому ПО в вопросах обеспечения безопасности, — говорит Сергей Петренко, директор по продуктам компании «Аладдин Р.Д.». — Сейчас мы очень часто выступаем в роли консультантов по разработке процессов поэтапной миграции и подбору подходящих продуктов, рассказываем о внедрении проверенных отечественных решений в действующие информационные системы, которые могут обезопасить их, начиная сразу с первого этапа перехода». Аналогичное наблюдение у Дениса Афанасьева, директора дивизиона В2В-продуктов «Салют» компании SberDevices: «Сложившаяся ситуация подтолкнула отечественные компании обратить внимание на внутренние ИТ-сервисы и искать альтернативные продукты для решения задач на российском рынке. Например, мы за первую неделю марта зафиксировали десятикратный рост спроса на сервис видеоконференций Jazz by Sber, и этот спрос не снижается».

Импортозамещение: первый рейтинг

Для того, чтобы прояснить картину предложения на российском ИТ-рынке, CNews Analytics собрал первый тематический рейтинг и составил карту, на которой отразил разработчиков важнейших решений, необходимых для перевода отечественных предприятий на российские ИТ-продукты.

№ 2021 Название организации Общая выручка компании в 2021 г., ₽тыс. с НДС Общая выручка от продажи продукции российских разработчиков 2021 г., ₽тыс. с НДС Доля отечественных продуктов и услуг в общей выручке, %
1 -*** 41 633 163 12 249 699 29,4%
2 Rubytech 19 898 502 11 568 724 58,1%
3 Айтеко 39 180 489 10 980 192 28,0%
4 Лига Цифровой Экономики 22 632 656 10 810 587 47,8%
5 БИЗон 10 447 886 10 447 886 100,0%

Традиционно к первому рейтингу относятся с осторожностью. Не все ИТ-компании, даже внедряющие российские решения, смогли выделить выручку от отечественного ПО и «железа» из общей выручки и, тем более, «разнести» ее по составляющим. Тем не менее, ряд крупных компаний в рейтинге приняли участие, а небольшие компании получили шанс стать более известными.

Первую пятерку рейтинга составили известные компании, получившие от российских продуктов и услуг ₽56 млрд, 41,9% общей выручки. Аналогичные показатели Топ-20 участников рейтинга — ₽98,1 млрд и 37,3% общей выручки. У всех 40 участников первого рейтинга выручка от «российского» — ₽106,3 млрд, 36,9%.

Поскольку этот год явно пройдет под знаком импортозамещения, а в следующем аналитики и вовсе прочат российскому ИТ-рынку подъем, то нет сомнения, что выручка от российских продуктов будет стремительно расти, что уже и происходит во многих сферах.

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153