Рынок аналитики данных продолжает трансформироваться. В прошедшем году совокупная выручка всех участников рейтинга выросла на 22%, а выручка топ-15 – на 24,2%, сменился лидер, пришли новые участники. На первом месте компания GlowByte Consulting, уверенно продвигавшаяся наверх таблицы с момента своего появления в рейтинге в 2016 г. Практически все участники демонстрируют если не активный рост, то положительную динамику.
Рынок аналитики возвращается к докризисным объемам
Совокупная выручка топ-15 участников рейтинга составила p11,2 млрд, что на 24% больше показателей 2016 г. Таким образом, объем рынка практически достиг докризисных показателей 2013 г. (тогда выручка топ-10 компаний составила p11,3 млрд).
Динамика суммарной выручки топ-15 участников рейтинга «Крупнейшие поставщики решений для анализа данных», pмлрд
Такой резкий рост объясняется несколькими причинами. Поставщики решений отмечают более сознательное, зрелое отношение бизнеса к накопленным данным. Компании хотят использовать имеющиеся данные для решения самых разных задач: получения отчетности, прогнозирования роста и развития, сокращения затрат, обеспечения безопасности и т.д.
Мощным драйвером становятся и новые технологии: участники рейтинга отмечают рост проектов, использующих машинное обучение, технологии интернета вещей. Активно растет направление клиентской аналитики, прежде всего в таких сегментах рынка, как ритейл и банки. В ритейле набирает обороты также видеоаналитика и ставшая популярной благодаря 54-ФЗ кассовая аналитика. Искусственный интеллект и большие данные находят свое применение в самых разных сферах, в том числе и в спорте.
Гонка за лидерством
Таблицу участников возглавила компания GlowByte Consulting. Впервые появившись в рейтинге в 2016 г., компания уверенно двигалась вперед. «Наша компания уже на протяжении многих лет демонстрирует достаточно высокие темпы роста, выше роста рынка BI в целом, 2017 год не исключение, – говорит Евгений Лисицин, директор по консалтингу. – В 2016 году компания фокусировалась на повышении эффективности и качества работы, в 2017 году мы увидели «отложенный» рост бизнеса, связанный с этим.
Мы стабильно придерживаемся трех ключевых принципов: приоритет качеству услуг, поддержка долгосрочных отношений с клиентами и развитие за счет внутреннего роста лучших специалистов. Эта стратегия позволяет GlowByte не только успешно оказывать услуги существующим клиентам (среди которых большинство топовых банков, телекомов и розничных сетей), но и развивать новые направления и рынки в области аналитики, такие как страхование, транспорт, промышленность и другие».
№ 2017 | № 2016 | Название организации | Город (расположение центрального офиса) | Выручка по проектам аналитики данных в 2017 г., включая НДС, ₽тыс. | Выручка по проектам аналитики данных в 2016 г., включая НДС, ₽тыс. | Рост 2017/2016 | Штатная численность сотрудников компании, задействованных на направлении аналитики данных, 2017 | Выручка от продажи лицензий в рамках проектов аналитики данных в 2017 г., включая НДС, ₽тыс. | Выручка от консалтинговых услуг в рамках проектов аналитики данных в 2017 г., включая НДС, ₽тыс. | Выручка от услуг интеграции в рамках проектов аналитики данных в 2017 г., включая НДС, ₽тыс. | Выручка от услуг обучения в рамках проектов аналитики данных в 2017 г., включая НДС, ₽тыс. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | GlowByte Consulting | Москва | 2 193 917 | 1 450 000 | 51,3% | 662 | н/д | н/д | н/д | н/д |
2 | 1 | Softline | Москва | 1 930 629 | 1 661 471 | 16,2% | 94 | 1 621 728 | 115 838 | 154 450 | 38 613 |
3 | - | Техносерв | Москва | 1 525 497 | н/д | н/д | 115 | 655 964 | 442 394 | 427 139 | н/д |
4 | 4 | Крок | Москва | 1 377 945 | 1 308 708 | 5,3% | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д |
5 | 5 | Сапран* | Москва | 905 906 | 568 285 | 59,4% | 174 | 17 854 | 888 052 | 0 | 0 |
6 | 12 | АйТеко (1) | Москва | 513 480 | 252 030 | 103,7% | 92 | 99 051 | 73 800 | 584 | |
7 | 6 | Барс Груп | Казань | 386 256 | 331 986 | 16,3% | 71 | 57 206 | н/д | н/д | н/д |
8 | 10 | Диасофт | Москва | 365 973 | 261 187 | 40,1% | 230 | 57 046 | 89 988 | 215 306 | 3 633 |
9 | - | Форсайт | Москва | 313 325 | 60 431 | 418,5% | 250 | 264 947 | 47 540 | 0 | 838 |
10 | 18 | Navicon | Москва | 312 871 | 105 000 | 198,0% | 58 | 122 446 | 177 424 | 11 705 | н/д |
На третье место в рейтинге ворвалась компания «Техносерв», заменив давнего участника, компанию ATConsulting, которая пока переживает довольно сложный период.
В прошлом году о своих планах попасть в топ-5 крупнейших игроков рынка аналитики заявляла компания «Форсайт», ставшая в конце 2016 г. поставщиком решений Prognoz Platform. Напомним, что компания «Прогноз», бывшая бессменным лидером рейтинга с 2011 по 2015 гг., ушла с рынка в 2016 г., а продвижением линейки ее продуктов теперь занимается «Форсайт». Однако по итогам 2017 г. компания в топ-5 не вошла, заняв лишь 9 место.
«Мы по-прежнему нацелены на лидирующие позиции российского рынка бизнес-аналитики В начале 2017 года у нас было намерение «ворваться» на рынок, чуть позже мы скорректировали тактику: решили сыграть «в долгую», постепенно наращивать свое присутствие на рынке, в том числе за счет расширения нашей продуктовой линейки, – комментирует Юлия Кудрявцева, директор по стратегическому развитию компании «Форсайт». – Мы хотим, чтобы рынок знал компанию «Форсайт» и как разработчика Prognoz Platform, и как создателя новых российских продуктов для аналитики данных. Поэтому в первом полугодии 2018 года мы выпускаем на рынок собственные программные продукты и в ближайшее время (совместно с партнерами) планируем их первые внедрения».
Взлеты и падения
Основное увеличение совокупной выручки пришлось на топ-15 участников рейтинга – шесть из этих компаний выросли более чем на 50%, и среди них новый лидер рынка, компания GlowByte Consulting. В пятерку компаний, показавших самый активный рост, попали двое новичков рейтинга – «Корус Консалтинг» и совсем молодая компания Polymatica, которая демонстрирует более, чем пятикратный рост фактически «с нуля».
«На конец 2016 года наш штат был почти в 2 раза меньше и, в основном, состоял из разработчиков, – комментируют в компании. – В 2017 году мы сильно приросли, появилось больше «продавцов» и, соответственно, выросли объем продаж и выручка. В 2018 году мы продолжаем расти и развиваться дальше».
Самые быстрорастущие поставщики решений для анализа данных в России 2018
2 017 | Название организации | Город (расположение центрального офиса) | Выручка по проектам аналитики данных в 2017 г., включая НДС, ₽тыс. | Выручка по проектам аналитики данных в 2016 г., включая НДС, ₽тыс. | Рост 2017/2016 |
---|---|---|---|---|---|
1 | Polymatica | Москва | 128 939 | 20 168 | 539,3% |
2 | Форсайт | Москва | 313 325 | 60 431 | 418,5% |
3 | Корус Консалтинг | Санкт-Петербург | 299 000 | 62 000 | 382,3% |
4 | Navicon | Москва | 312 871 | 105 000 | 198,0% |
5 | АйТеко (1) | Москва | 513 480 | 252 030 | 103,7% |
На втором месте – компания «Форсайт», успешно реализующая решения линейки Prognoz Platform. «Компания «Форсайт» начала деятельность в сфере разработки программного обеспечения для решения задач бизнес-аналитики в декабре 2016 года. Показатели роста в 2017 году говорят о доверии со стороны рынка к нам, нашим продуктам и компетенциям. В целом, стремительный рост – характерная ситуация для новых игроков, которые активно ведут себя на рынке, имеют необходимые ресурсы для достижения целей».
Некоторые компании показывают незначительное падение. Это связано с пересмотром стратегии, изучением новых технологий и т.д. Так, компания «Айкумен ИБС», в прошлом году оказавшаяся в пятерке самых быстро растущих компаний, в этом году показала самое большое падение выручки. Такие результаты в компании объясняют долгосрочными инвестициями в новые бизнес-модели и наращиванием интеллектуального потенциала: «2017 год для нашей компании прошел под знаком прежде всего качественного развития, – поясняет генеральный директор «Айкумен ИБС» Ирина Касаткина. – В 2017 году основное внимание было направлено на повышение научно-технического потенциала и усиление интеллектуальных ресурсов «Айкумен ИБС» для реализации ряда долгосрочных проектов и разработки новых информационно-аналитических продуктов в формате сервисной бизнес-модели. Мы рассматриваем эти стратегические инвестиции, как необходимый шаг к достижению технологического лидерства и рыночной конкурентоспособности отечественных систем автоматизированного анализа данных как на региональном, так и на международном уровнях».