Разделы

Бизнес

Смена власти в Columbus прошла не гладко

Предпринятые новыми владельцами агрессивные действия по замене генерального директора в российском представительстве компании-интегратора Columbus IT Partner вызвали всплеск эмоций во всей отрасли.
«Отстранение от должности Владимира Демина нанесло серьезный удар по бизнесу российского Columbus и явилось стрессом для всего отечественного ИТ-рынка», — уверен председатель клуба ИТ-директоров 4CIO.ru Павел Пестряков. «Если говорить о реакции сообщества ИТ-директоров, то 95% людей, с которыми мне удалось переговорить по этому поводу, поддерживают Демина, — рассказал г-н Пестряков обозревателю CNews. — Судя по агрессивности используемых методов, люди, которые инициировали и реализовали эту акцию, не умеют договариваться, несмотря на то что это — обязательное качество для людей, занимающихся консалтингом».

По словам г-н Пестрякова, такая смена руководителей российского офиса не была идеей западных инвесторов, и за нею стоят конкретные лица, которые не вполне чистоплотны в бизнесе. Павел Пестряков затруднился назвать причины, побудившие этих людей действовать с г-ном Деминым столь жестким образом. По его словам, до того, как Демина отстранили, произошло еще несколько «мероприятий», ослабивших его позиции. «По моим сведениям, у него были отобраны акции, а взамен он не получил ничего, — говорит г-н Пестряков. — Причем цена вопроса, по слухам, составляет около €3 млн.».

Напомним, что, по утверждению российского офиса Columbus, назначение западными акционерами компании нового гендиректора, Федора Петренко, вместо прежнего — Владимира Демина — было связано с изменением статуса подразделения в рамках глобальной корпорации. Россия в числе двух других стран была выбрана в качестве приоритетного региона для развития, куда планируется вложить значительные инвестиции.

«Шероховатость» в смене руководства компанией в Columbus отрицают. Между тем, известно, что наряду с увольнением г-на Демина от исполнения обязанностей на неопределенный срок были отстранены от 5 до 10 ключевых менеджеров российского офиса. Настораживает также внезапность произошедших перемен: ни сам Демин, ни ключевые сотрудники, ни рядовой персонал российского офиса Columbus не были о них осведомлены. Кроме того, пока не совсем понятно, на каком этапе сейчас находится сделка по продаже акций российского Columbus головной компании.


Владимир Демин
Весной текущего года в интервью РБК г-н Демин рассказал, что Columbus IT Partner — публичная компания, акции которой достаточно давно представлены на фондовом рынке. Долгое время у нее были очень консервативные собственники — порядка трети акций принадлежало банку. В конце 2004 года у Columbus IT Partner появился новый акционер Иб Куно (самый богатый бизнесмен Дании), который выкупил у банка все имевшиеся у него акции компании. Первым шагом нового владельца (помимо назначения нового СЕО Columbus IT Partner — Владислава Мартынова) стала консолидация активов. Если изначально Columbus развивался путем открытия в разных странах компаний-представительств, собственниками которых являлись их непосредственные руководители на местах, то теперь акции региональных офисов были обменены у их владельцев на акции головного Columbus, и управление компанией по всему миру сосредоточилось в одних руках.

В беседе с CNews новый генеральный директор Columbus IT Partner Федор Петренко рассказал, что о грядущем назначении сам он узнал несколько недель назад: «Немаловажным фактором для меня явилось и то, что топ-менеджментом международного Columbus IT Partner являются амбициозные люди, успешно себя зарекомендовавшие на рынке ERP в России».


Федор Петренко
Г-н Петренко подтвердил нашему обозревателю, что для рядовых сотрудников решение о смене генерального директора действительно стало неожиданностью. «Конечно, такие события как назначение нового гендиректора являются некоторой „встряской“ для любой компании и воспринимаются людьми несколько настороженно, — отмечает г-н Петренко. — В то же время я вижу, что наши действия и планы уже устраняют эту первоначальную настороженность и поддерживаются сотрудниками: люди начинают понимать, что для них открывается очень много возможностей». Кроме того, по его словам, в последние дни в компанию уже поступило много резюме от сотрудников других фирм, и это свидетельствует о том, что рынок реагирует на перемены весьма позитивно.

Рассказывая о первых шагах, предпринимаемых на новом месте, г-н Петренко отметил, что в связи с запланированными на этот год инвестициями в российский офис он считает необходимым подготовить платформу для проведения инвестиционных проектов, которые призваны сделать компанию более конкурентоспособной. Кроме того, г-н Петренко намерен добиться более тесной интеграции российского офиса в глобальную структуру Columbus. «Это позволит клиентам компании расширить доступ к знаниям и опыту, накопленным корпорацией в других странах в разных отраслях, а сотрудникам Columbus IT Partner Russia даст возможность участвовать в зарубежных проектах и откроет больше перспектив для профессионального роста», — заявил г-н Петренко.

В свою очередь, Владимир Демин рассказал CNews, что причины смены управленческой команды в российском Columbus ему не совсем понятны, однако очевидно, что они связаны с изменением политики компании, последовавшей за тотальной сменой команд акционеров и управленцев. Г-н Демин считает, что его отстранением от должности кадровые перестановки в «глобальном» Columbus не ограничатся. «Видимо, бизнес хочет измениться, в какую именно сторону — станет ясно позднее, — отметил он. — Однако мне хочется надеяться, что российская команда будет развиваться эффективно и в соответствии с прежней концепцией, которая была успешной».

Напомним, Владимир Демин возглавил российский офис Columbus в конце 2001 года, после перехода прежнего главы компании Владислава Мартынова в штаб-квартиру Microsoft в США. За время управления российским офисом Деминым среднегодовой рост бизнеса Columbus-Россия составлял около 50%. В головном Columbus не скрывали, что Россия является ключевым рынком: в 2004 году доля российского бизнеса в общем обороте Columbus составила 20%. За прошлый год численность персонала российской компании выросла более чем на одну треть (сегодня она составляет свыше 200 человек). Оборот предприятия за 2004 год вырос более чем на 40%. Было завершено 43 проекта, разработано и выведено три новых вертикальных решения — для тяжелого машиностроения, для автодилеров и для сервисных компаний. В 2005 году руководство российского офиса планировало увеличить оборот на 50%, поднять прибыль на 40%, увеличить штат сотрудников на 50%, а также продолжить региональную экспансию и открыть два новых офиса.

Многие собеседники CNews высказали сомнения в адекватности мер, примененных к гендиректору российского Columbus.

«Владимир Демин — известный профессионал ИТ-рынка, с его именем связан рост бизнеса компании Columbus в России в последние годы, — говорит генеральный директор компании OXS Олег Сундуков. — Он сумел создать команду, благодаря которой Columbus занял ведущие позиции по отношению к своим конкурентам». По мнению г-на Сундукова, уход такого специалиста из компании не может пройти безболезненно: «Я думаю, что сейчас перед акционерами Columbus встают непростые задачи по сохранению позиций компании на рынке, возможно — речь пойдет даже о вопросе сохранения бизнеса Columbus в России». Он не исключил, что вслед за Деминым из компании начнут уходить и другие специалисты, причем этот отток может быть весьма существенным. И в условиях сегодняшней ситуации на рынке труда конкуренты «подберут» их достаточно быстро.

Произошедшие в Columbus события не могли не затронуть и клиентов компании. По мнению заместителя генерального директора компании «Континенталь Менеджмент» Глеба Юна, по всем внешним признакам, в Columbus происходит захват бизнеса: «Подобные методы имели место в России лет десять назад, когда шло становление бизнеса, и они никогда не были характерны для ИТ-отрасли, ранее имевшей репутацию наиболее цивилизованной». По его словам, юристы «Континенталь Менеджмент» наблюдают за ситуацией и смеются: «Я не знаю, кто стратег этой акции, но результат его деятельности абсолютно бестолковый — роняя репутацию компании, можно бороться за недвижимость, заводы, но ИТ-бизнес — это, прежде всего, люди, консультанты, и цели полного разрушения корпоративной культуры компании, ее репутации совершенно не понятны».

Говоря о перспективах сотрудничества, г-н Юн отметил: «Работая с компанией, мы не работали с торговой маркой Columbus, мы работали с Деминым и его командой. Если она в результате этой истории меняется — я не буду работать с другим Columbus». Он рассказал, что «Континенталь Менеджмент» совместно с Columbus начала работу над проектом по внедрению Axapta (планируемая стоимостью проекта составляла $1,5 млн.). «Мы прошли только предпроектную стадию, провели аудит всех процессов на предприятии и вот-вот должны были начать основную часть проекта — полную автоматизацию одного из заводов, — рассказал он CNews. — Я не понимаю, почему я должен работать с Columbus, если люди, с которыми у меня были договоренности, понимание и уверенность в качестве их услуг, ушли».

Генеральный директор компании «Торговая площадь» Андрей Крючков в беседе с CNews отметил, что с юридической точки зрения оценить произошедшие в Columbus события сложно. «Я не видел фактов юридической составляющей этого дела, но, на мой взгляд, она используется г-ном Мартыновым в абсолютно корыстных целях, и методы, применяемые им, могу назвать подлыми и низкими, — считает он. — Поэтому никаких взаимоотношений с новым руководством Columbus я иметь не буду».

По мнению г-на Крючкова, Владимир Демин — это менеджер, правильно решающий и стратегические, и операционные вопросы, а г-н Мартынов представляется ему популистом. И ответить на вопрос о том, кто прав, можно будет через год-два, оценив финансовые результаты компании. «Посмотрим, какие контракты останутся, как менеджмент сможет в новых условия наработать то реноме, которое было подорвано, — отмечает он. — Я не верю, что Columbus останется таким, каким я его знал: клиентоориентированным, сплоченным, мобильным, гибким, не верю, что финансовые показатели компании станут лучше или даже останутся на прежнем уровне».

Г-н Крючков рассказал, что Columbus внедрял в компании «Торговая площадь» систему Axapta, установил модули логистики, закупок, продаж. Далее планировалось развитие финансового модуля системы и объединения его с имеющейся функциональностью. Проект автоматизации уже подходил к концу. «Посмотрим, останется ли г-н Демин с системой Axapta, сможет ли завершить наш проект, — отмечает г-н Крючков. — Если нет — у меня не будет проблем найти другого интегратора: конкуренты будут только рады „подставить подножку“ Columbus, самому крупному и мощному игроку этого рынка».

Впрочем, не все заказчики Columbus настроены столь пессимистично. Владимир Франке, генеральный директор «Инком Авто» отмечает: «Федора Петренко я знаю уже более пяти лет, на протяжении которых он являлся гендиректором одного из наших ключевых поставщиков. За время нашего сотрудничества он зарекомендовал себя как надежный бизнес-партнер по крупным бизнес-проектам. Уверен, что Columbus приобрел в лице Федора очень сильного менеджера».

"Columbus — международная компания и, как и в любой компании, иногда гендиректор может меняться. Это нормальная практика, — говорит генеральный директор компании «Браас ДСК-1» Петр Тихомиров. — Я помню, как четыре года назад Владислав Мартынов успешно возглавлял российский офис, потом был Владимир Демин, сейчас — Федор Петренко. Преемственность и стабильность — это важное качество международных компаний, и одна из причин, почему мы работаем именно с Columbus. Я уверен, что компания будет продолжать работать с нами и другими клиентами в обычном режиме".

Позитивно оценивает перемены в компании и Дмитрий Бутерин, основатель Columbus IT Partner Russia, а ныне — председатель совета директоров компании VDM Holding, которая до марта 2005 года владела 49% акций представительства Columbus в нашей стране. По его словам, в основе Columbus всегда была и остается профессиональная команда консультантов и руководителей проектов. «В компании много сотрудников, чей стаж работы исчисляется многими годами. Владимир успешно развивал бизнес последние 4 года, но на данном этапе бизнесу требуется другой руководитель. Федор имеет богатый опыт управления гораздо более крупными структурами, чем нынешний российский Columbus, и я уверен, что он отлично справится с возложенными на него обязанностями».



37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153