Лукашенко издал декрет о технопарках
В Белоруссии утвержден проект создания Парка высоких технологий – аналога российского технопарка. Белорусские ИТ-парки будут даже более демократичными, чем российские, - в них могут участвовать крупные компании, имеющие филиалы за пределами парка. Кроме того, на их территории разрешат строить жилые дома. 22 сентября был подписан декрет президента Белоруссии «О Парке высоких технологий», направленный на повышение конкурентоспособности наукоемких отраслей, прежде всего, ПО. Данный проект можно считать аналогом российского плана по созданию технопарков в рамках особых экономических зон (ОЭЗ). Многие положения декрета имеют параллели в российском законе «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 года и в связанных с ним поправках в налоговый и таможенный кодекс (декрет, согласно белорусской конституции, имеет силу закона). Документ содержит как юридическую регламентацию создания и деятельности парка, так и практические меры по его созданию. Парк будет создан в Минске на территории, прилегающей к Национальной академии наук.Принципы организации парка и
Сравнение Парка высоких технологий и
Парк высоких технологий (Беларусь) |
|
|
срок действия |
15 лет |
20 лет |
цели |
повышение конкурентоспособности высокотехнологических отраслей, увеличение их экспорта, привлечения в эту сферу инвестиций (в том числе, иностранных) |
развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. |
основные направления деятельности |
|
|
управление |
Наблюдательный совет(состав утверждается президентом страны),
|
Наблюдательный совет (входят представители:
В роли административного органа выступает Федеральное агентство по управлению ОЭЗ и его территориальные органы (находится в ведении МЭРТ) |
резиденты парка |
ЮЛ и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся по основному профилю парка |
Индивидуальные предприниматели или коммерческие организации (кроме унитарного предприятия), специализирующиеся по профилю технико- внедренческой ОЭЗ и зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ. |
налогообложение резидентов |
освобождение от уплаты:
|
нет льгот |
подоходные налоги физических лиц |
9% |
нет льгот |
налоговая база на отдельного работника |
Право уплаты обязательных страховых взносов в уменьшенном размере. Пенсия за соответствующий период начисляется не исходя из размера полученной заработной платы, а из расчета фактически уплаченных сумм обязательных страховых взносов. Работники вправе отказаться от такой льготы. |
14% |
таможенные льготы |
действует режим свободной таможенной зоны: резиденты освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов |
действует режим свободной таможенной зоны: резиденты освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов |
налогообложение земельных участков и имущества |
на период строительства зданий и сооружений для осуществления деятельности на территории парка резиденты освобождаются от земельного налога и налога на недвижимость не более чем на 3 года |
резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество организаций и от уплаты земельного налога в течение 5 лет |
отчисления в пользу администрации |
1% от выручки |
не прописано на уровне закона |
Площадь |
50 га |
до 2 кв.км |
ограничение на типы объектов |
допускаются жилые дома и социальные объекты |
не допускается размещение объектов жилого фонда |
земельные участки |
Прилегают к территории Национальной академии наук |
ОЭЗ может создаваться на участках, где расположены лишь объекты, находящиеся в государственной и (или)
муниципальной собственности, в собственности образовательных и |
Особые ограничения |
резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны |
Существенным недостатком российского закона об ОЭЗ (которого нет в белорусском аналоге) является четко прописанное требование о том, что резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Это затрудняет размещение в российских
В обеих странах высшим регулирующим органом технопарков является Наблюдательный совет. В России принцип его комплектования четко прописан в законе, тогда как в Белоруссии его члены назначаются по указам президента страны. Наблюдательный совет парка уже сформирован, и в него входят представители администрации президента Белоруссии, исполнительной власти и академических организаций.
Ни в российском, ни в белорусском проекте закона об ОЭЗ нет упоминаний о таком необходимом элементе технопарков, как венчурные фонды ранних стадий, которые играют очень большую роль и в Силиконовой Долине, и в «новых высокотехнологических» экономиках, таких, как Израиль, Сингапур, Южная Корея. Этот механизм, по сведениям CNews, не предусмотрен ни в одном из представленных для госфинансирования проектов ИТ-технопарков, в том числе в Московской области, кроме ИТ-технопарка в г. Троицке. В бизнес-плане проекта ИТ-технопарка в г. Троицке бизнес-инкубатор играет роль именно такую роль - это единственный проект, где деньги государства будут взяты, в том числе, на раннее венчурное финансирование. Напомним, что венчурное финансирование обеспечивает необходимыми инвестициями малые инновационные компании, доступ которых к кредитам затруднен в силу высокой рискованности и отсутствия пригодного для залога имущества. Подобные фонды ранних стадий часто создаются в рамках государственно-частного партнерства, когда часть капиталов фондов формируется из средств бюджета в целях уменьшения рисков инвесторов.
Учитывая, что Россия и Белоруссия по многим параметрам составляют единое экономическое пространство, минский парк высоких технологий становится в одном ряду с формирующимися технопарками в Дубне, Черноголовке, Троицке, Сарове и казанским технопарком «Идея» (в последнем запущены механизмы венчурного финансирования инновационных компаний). Данный технопарк может быть привлекательным и для российских компаний, так как