Спецпроекты

Дельтакредит: Через год-полтора банки превратятся в экосистемы

ИТ в банках

Один из трендов на финансовом рынке – создание онлайн-экосистем, предоставляющих самые разные, в том числе и небанковские услуги в рамках «одного окна». Банки, имеющие узкую специализацию, вынуждены более тщательно прорабатывать ИТ-стратегию, чтобы решать задачи клиентов. Об особенностях цифровизации ипотечного банка, запросах современных клиентов и будущем банковской сферы в целом рассказал ИТ-директор банка «Дельтакредит» Тимур Самедов.

CNews: Расскажите о структуре управления ИТ в вашем банке. Какое место ИТ-блок занимает в структуре банка?

Тимур Самедов: На сегодняшний день ИТ является одной из основных составляющих бизнеса. Именно ИТ-платформы и решения с учетом тренда на использование клиентами технологий позволяют бизнесу достигать высоких показателей. В банке «Дельтакредит» в ИТ-департаменте работают порядка 55 человек. Их условно можно поделить на две команды: та, которая осуществляет функцию поддержки (run), и та, которая занимается развитием и внедрением новых платформ (сhange). В последней работают 25 сотрудников. Они делятся по направлениям, часть команды занимается системой онлайн-одобрений, «Дельтаэкспресс», часть – «Дельтапро», партнерской системой. Вокруг этих двух платформ существуют интеграционные решения, которые обеспечивают передачу данных между нашими фронт-офисными и бэк-офисными системами.

CNews: «Дельтакредит» – ипотечный банк. В чем особенность вашей ИТ-стратегии?

Тимур Самедов: Современные заемщики хотят получать все услуги как можно быстрее и по возможности в рамках «одного окна». Поэтому в банке им нужны не только финансовые услуги, но и, например, юридические. Людям важно решить весь комплекс вопросов, связанных с недвижимостью в одном месте, если речь идет об ипотечных сделках. Так возникает необходимость создания и развития экосистемы, которая позволяет клиенту получить полный набор услуг. Если говорить об онлайн-экосистеме, то дело ближайшего будущего – единый портал, на котором клиент сможет получить полный комплекс услуг, начиная от поиска жилья и заканчивая ремонтом и выбором мебели. Думаю, подобные системы станут повседневной реальностью через год-полтора.

dcb0446-crop_450-600.jpg
Тимур Самедов: Мы отдаем некоторую разработку на аутсорс, но это составляет не более 10–15% всего объема разработки. Большую часть разработки и развития наших систем мы делаем сами

CNews: Каковы расходы банка на ИТ? Какова динамика ИТ-бюджета за последние годы? Каковы планы на предстоящий год?

Тимур Самедов: ИТ-бюджет «Дельтакредит» исчисляется сотнями миллионов рублей, и он увеличивается с учетом растущих потребностей бизнеса. Бюджет делится на две части. Первая – это оплата сервисов, например, лицензий Microsoft для MS Office, поддержка различных решений, каналы связи провайдерам телекоммуникационных сетей, например «Билайн» и Ростелеком, а также поддержки существующей инфраструктуры. Это так называемый run, то есть регулярные платежи. Также есть бюджет change: эта часть посвящена развитию, которое планируется на ближайший период, обычно это год. К примеру, у нас есть старый сервер, и он не может поддерживать объемы, возросшие за 3–5 лет, мы понимаем, что должны его менять. Также бюджет change связан с новыми запросами бизнеса, к примеру, новая платформа или новое интеграционное решение.

CNews: Какие технологии вы использовали при реализации проекта онлайн-одобрения кредитов? Как работает эта услуга?

Тимур Самедов: Банк «Дельтакредит» не просто находится в цифровом тренде, а старается быть пионером во многих направлениях. Процесс диджитализации начался для нас в 2015 году. Нам надо было искать новых клиентов и способы повышения эффективности. Так мы начали разрабатывать систему онлайн-одобрения кредитов – «Дельтаэкспресс». Проект запустился в мае 2016 года – мы были первыми. «Дельтаэкспресс» представляет собой личный кабинет для потенциальных клиентов банка. В личном кабинете возможно подобрать кредитную программу, воспользовавшись ипотечным калькулятором, получить предварительное решение о соответствии заемщика требованиям банка в короткие сроки, загружать документы потенциального клиента, заносить информацию по объекту недвижимости и загружать по нему пакет документов, подписывать документы простой электронной подписью, контролировать статус обработки документов со стороны банка, оформлять оценку объекта недвижимости, ознакомиться с документами перед сделкой, а также связаться с менеджером. В сентябре мы реализовали обновление дизайна «Дельтаэкспресс», которое позволяет клиентам работать в новом, интуитивно понятном, легком для восприятия и работы интерфейсе. Кроме того, система стала работать существенно быстрее. Мы надеемся, что наши клиенты оценят удобство обновленного сервиса и все преимущества, которые он предлагает. Его доля в выдачах за неполные 10 месяцев 2018 года – 4,6%, а доля в обращениях – 15,9%.

CNews: Одна из самых серьезных проблем – кибербезопасность. Как вы защищаете свой бизнес и своих клиентов?

Тимур Самедов: В группе Societe Generale реализована глобальная стратегия по повышению уровня информационной безопасности в каждом ее банке по всему миру, включая банк «Дельтакредит». Это значит, что уровень кибербезопасности в нашем банке ничем не уступает высокому уровню зрелости французского или немецкого подразделений группы. Мы управляем рисками информационной безопасности на основе лучших практик. В действительности это означает, что мы отслеживаем целый ряд источников угроз, в частности, от CERT группы, от FinCERT ЦБ, от крупных мировых центров компетенций. У нас построены процессы предупреждения и реагирования на них, внедрена эшелонированная защита от атак на техническом уровне, строго соблюдаются процессы комплаенса, проводятся тесты на проникновение, повышение осведомленности сотрудников и другие необходимые меры. В банке регулярно проводятся внутренние и внешние независимые аудиты, подтверждающие, что процессы информационной безопасности работают эффективно, а бизнес и клиенты защищены.

CNews: Многие отраслевые бизнесы наращивают собственную ИТ-экспертизу, становясь постепенно ИТ-компаниями. Насколько силен этот тренд в банковской сфере?

Тимур Самедов: У каждого банка – свой подход в наращивании той или иной экспертизы, и у каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Есть банки, которые полностью отдают разработку и поддержку сторонним компания, это позволяет снизить расходы на найм персонала. Но возникает вопрос: если в этой компании начнутся проблемы, что произойдет с банком? Надо либо принять эти риски и работать в этом направлении, либо посчитать их недопустимыми и развивать экспертизу внутри организации, понимая при этом рост затрат на персонал. Еще одним важным аспектом является уровень компетенции, которым обладает тот или иной вендор в заявленной области: обозначенное на этапе договора качество работ может соблюдаться не в полном объеме. Еще одной проблемной точкой со сторонним подрядчиком является контроль бюджета. В случае с внутренней разработки имеется возможность более точно рассчитать траты с минимизацией риска выйти за рамки заложенного бюджета.

Банк «Дельтакредит» наращивает экспертизу у себя. На сегодняшний день ИТ-команда составляет порядка 8% общего числа сотрудников. Мы также взаимодействуем с поставщиками и вендорами, отдаем некоторую разработку на аутсорс, но это составляет не более 10–15% всего объема разработки. Большую часть разработки и развития наших систем мы делаем сами.

CNews: Каковы планы вашего департамента на ближайшее будущее?

Тимур Самедов: В ближайших планах – реализация авторизации на сайте банка через личный кабинет на портале Госуслуги (для этого надо будет ввести логин и пароль от своего подтвержденного профиля на сайте gosuslugi.ru). Нововведение позволит потребителю сэкономить время на заполнение полей, информация по которым уже имеется на сайте Госуслуг, в том числе паспортных данных, ИНН, СНИЛС. Также мы первыми среди всех российских банков реализуем внутри системы онлайн-одобрения автоматический запрос в бюро кредитных историй (БКИ).

Банк также планирует и далее развивать интеграцию с застройщиками – это позволит клиенту прийти в офис девелопера, выбрать квартиру и, используя онлайн-платформу, прямо на месте получить ипотечный кредит.



Взгляд месяца

Почему идея внутренней разработки себя не оправдала

Александр Глазков

председатель совета директоров, «Диасофт»

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка

news