Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

Электронные аукционы: Белгородская область показывает высокую эффективность

Эффективность проведения электронных аукционов в Белгородской области, через которые в области реализуется более 70% областного заказа, превысила в 2005 году 15%. За 9 месяцев 2005 года с использованием системы “Электронные торги” Белгородской области было проведено 217 торгов на общую сумму 453 млн. руб. Общее число проведенных торгов с начала работы системы приближается к 1000.

Достигнутые результаты, а также высокая эффективность электронных аукционов, проводимых в системе “Электронные торги” Белгородской области во многом повлияли на легитимизацию данной формы закупок, а накопленный уникальный опыт по проведению электронных аукционов был использован при модернизации действующего федерального законодательства.

Интернет-технологии давно и успешно применяются во всем мире при проведении государственных закупок. На веб-сайтах размещаются объявления о конкурсах, с них можно скачать конкурсную документацию, через веб-сайт можно направить заявку на участие в торгах, а также наблюдать за ходом торгов и принимать в них участие. Возможности Интернет-технологий при размещении госзаказа учтены при подготовке федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступает в силу 1 января 2006 года. Данный закон наряду с конкурсами предусматривает в качестве способов размещения заказа проведение аукциона и аукциона в электронной форме через веб-сайт.

Несмотря на то, что проведение аукционов в электронной форме ограничивается 0,5 млн. руб. и пока не утвержден перечень товаров, размещение которых будет осуществляться на аукционах в обязательном порядке, их фактическая легитимизация открывает новые возможности. В этой связи опыт действующих систем, к которым и относится система “Электронные торги” Белгородской области, в основе которых лежит электронный аукцион, то есть аукцион на понижение, проводимый через веб-сайт в реальном времени, является чрезвычайно актуальным. Использование интернет-технологий обеспечивает “прозрачность” государственных закупок, экономию бюджетных средств за счет сокращения издержек, связанных с организацией проведения конкурсных закупок и снижения закупочных цен за счет информирования поставщиков и усиления конкуренции между ними.

Именно эти цели были положены в основу при проектировании в 2002 году информационной системы «Электронные торги», в рамках которой размещается и исполняется областной заказ на закупку и поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Белгородской области. Был разработан ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление закупок при помощи системы «Электронные торги», инструкции для заказчиков, поставщиков, конкурсной комиссии. Также был определен механизм возмещения финансовых затрат на проведение электронных торгов без расходования бюджетных средств, разработаны основы и принципы электронного документооборота торгов. Сайт системы «Электронные торги» был зарегистрирован как электронное средство массовой информации. К началу 2003 года в Белгородской области был создан работоспособный комплекс электронных торгов для осуществления закупок для нужд региона. Организатором торгов и оператором системы «Электронные торги» является областное государственное учреждение “Белгородский информационный фонд”.

Участниками системы «Электронные торги» являются поставщики (фирмы, организации, индивидуальные предприниматели), заказчики, эксперты, члены конкурсной комиссии, администраторы и менеджеры системы. Заказчики формируют заявки на проведение электронных торгов, эксперты осуществляют проверку соответствия электронной и документальной версии заявки. В функции конкурсной комиссии входит наблюдение за ходом проведения торгов, утверждение результатов электронных торгов, разрешение споров и разногласий. Администратор системы осуществляет контроль за технической стороной работы системы, менеджеры осуществляют обработку и анализ информации, поступающей в систему. Общая схема работы системы “Электронные торги” показана на рис. 1.

Задачи системы “Электронные торги”:

  • Упрощение процедуры и сокращение сроков проведения подготовительных этапов тендеров;
  • Введение обязательной экспертизы предложений поставщиков группой уполномоченных экспертов;
  • Создание прозрачной конкурентной среды для поставщиков работ, услуг, материалов и оборудования;
  • Создание одинаково комфортных условий участия в онлайн-тендерах для Белгородских и иногородних партнёров;
  • Обеспечение расширения круга партнёров-поставщиков работ, услуг, материалов и оборудования для госпредприятий Белгородской области;
  • Создание "растянутого во времени" режима проведения онлайн-торгов для обеспечения максимально комфортных условий для подготовки предложений поставщиками

Рис. 1. Схема работы системы “Электронные торги” Правила системы “Электронные торги”:

  • Постановление Губернатора Белгородской области от 3 ноября 2004 года №213 'О совершенствовании системы областных закупок Белгородской области
  • Основанием для приглашения к участию в торгах является регистрация фирмы-поставщика в системе;
  • Все данные о поставщиках - конфиденциальны;
  • Все данные о предложениях поставщиков - конфиденциальны;
  • Все поданные предложения до момента окончания торгов - анонимны;
  • При рассмотрении предложений конкурсная комиссия электронных торгов руководствуется всей информацией, включая данные о поставщике, его сертификатах и аккредитации и комментарии поставщиков и экспертов к товарным позициям;
  • При отказе в приёме предложения от поставщика ему обязательно приводится аргументированный ответ эксперта или члена конкурсной комиссии электронных торгов;
  • Обязательным условием корректной работы с торговой площадкой является наличие браузера Microsoft Internet Explorer версии не ниже 6.0.2800;

За 2003 год ОГУ «Белгородский информационный фонд» как организатор электронных торгов провело 253 закупки на общую сумму 966 млн. рублей, при этом эффективность относительно среднего от сумм предложений поставщиков на момент окончания электронных торгов составила 16,05%. В 2004 г. общая сумма закупок совершенных через систему “Электронные торги” составила 1241 млн. руб. Статистика закупок и экономия средств в результате снижения закупочных цен при проведении аукциона при размещении областного заказа за 9 месяцев 2005 года приведена в табл.

Untitled Document
Название группы

Кол-во торгов

Сумма, предусмотрен-ная заказчиком на закупку товаров,
тыс.  руб

Сумма по результатам электронных торгов,
тыс. руб

Средняя сумма тендера,
тыс. руб

Медикаменты и изделия медицинского назначения

13 186 623,12 142 998,28 180 821,50

Медицинское оборудование и инвентарь

31 121 589,08 94 450,87 104 419,63

Вычислительная техника

29 34 188,69 26 859,78 30 359,29

Автомобильная и с/х техника

37 34 567,56 32 803,98 44 588,29

Мебель

14 10 901,49 6 870,03 8 315,05

Книги и учебники

11 3 608,32 3 477,16 3 521,28

Кухонное оборудование

2 1 469,89 900,09 901,16

Прочие товары

80 159 814,32 144 731,71 151 860,37

Итого за 9 месяцев 2005 г.

217 552 762,48 453 091,91 524 786,57


Название группы

Сравнительная эффективность
относительно средней цены

Кол-во претен-дентов

Кол-во победи-телей

тыс. руб.

%

Медикаменты и изделия медицинского назначения

37 823,22  26,45% 126 88

Медицинское оборудование и инвентарь

9 968,76  10,55% 272 120

Вычислительная техника

3 499,51  13,03% 161 45

Автомобильная и с/х техника

11 784,31  35,92% 104 46

Мебель

1 445,02  21,03% 75 35

Книги и учебники

44,12  1,27% 25 11

Кухонное оборудование

1,07  0,12% 5 3

Прочие товары

7 128,66  4,93% 349 177

Итого за 9 месяцев 2005 г.

71 694,66  15,82% 1 117 525

В номенклатуре товаров, по которым проводятся электронные торги, преобладают следующие категории товаров – медикаменты и изделия медицинского назначения, медицинское оборудование, автомобильная и сельскохозяйственная техника, вычислительная техника. В настоящее время система «Электронные торги» предусматривает наличие трех серверов: сервер для проведения электронного аукциона, сервер для осуществления электронного документооборота конкурсной комиссии и сервер для входящей информации – заявки заказчика, различные приложения и т.д.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Для функционирования системы «Электронные торги» используется стандартное программное обеспечение (Microsoft Windows XP Professional, Borland InterBase 6.0., Internet Explorer 6.0., Пакет Microsoft Office XP), а также программное обеспечение, разработанное ОГУ «Белгородский информационный фонд».

Для работы в системе «Электронные торги» ОГУ «Белгородский информационный фонд» организует обучение сотрудников государственных учреждений и коммерческих структур с различным уровнем образования, социальным положением и опытом работы, для чего используется различные информационные технологии и дифференцированный подход к их обучению. Для заказчиков на базе образовательных учреждений проводятся лекции и практические занятия с использованием презентаций и возможностей Интернет, обучение поставщиков ведется с использованием дистанционных технологий – разработаны тестовые программы проведения электронных торгов, которые сопровождаются консультациями по телефону.

В планах деятельности ОГУ «Белгородский информационный фонд» - внедрение электронного документооборота на всех этапах процесса исполнения областного заказа и поэтапное преобразование системы «Электронные торги» из элемента системы областных закупок в универсальную электронную торговую площадку: разработка пакета документов, регламентирующих сферу электронной торговли и определяющих правовой статус электронной торговой площадки, определение порядка взаимодействия электронной системы областных закупок с электронной торговой площадкой в процессе исполнения областного заказа, развитие инфраструктуры, обеспечивающей использование ЭЦП, разработка пакета документов, определяющих порядок взаимодействия с электронной торговой площадкой негосударственных заказчиков и др.


Публикация осуществлена на правах рекламы