Спецпроекты

Club.CNews: Госзакупки: Куда утекают деньги…

Бизнес Интеграция ИТ в госсекторе Тендеры

 

1,8 млн рублей и 778 млн рублей. Разница огромная, а эффект один.

Речь идет о создании двух идентичных порталов по проведению госзакупок. Только первый — для Тамбовской области, а второй — для государства. Федеральное казначейство продолжает наращивать бюджет общероссийского официального ресурса государственных закупок — zakupki.gov.ru.

Спустя 10 дней после размещения скандального заказа на программного-аппаратный комплекс стоимостью 778 млн рублей, казначейство разместило еще один заказ в интересах портала: на этот раз по доработке программного обеспечения на 43,87 млн рублей.

Однако, в Казначействе прокомментировать детали заказа так и не смогли, как и с первым тендером.

Вспомним, что буквально в прошлом году порталу zakupki.gov.ru потребовалось 360 млн рублей на модернизацию. И государство щедро выделило деньги.

Такие огромные суммы приводят в недоумение многих специалистов: деньги тратятся в абсолютном несоответствии с эффективностью работы сайта.

Вернемся к примеру электронной торговой площадки Тамбовской области. На её создание было потрачено 1,8 млн рублей. Конечно,  у федерального сайта более серьезные нагрузки, но вряд ли он должен стоить в 666 раз дороже.

Да и сам механизм проведения торгов оставляет ещё много вопросов. К примеру, сейчас блогер и юрист Алексей Навальный пытается оспорить в ФАС самый крупный заказ для сайта zakupki.gov.ru. Разбирательства идут по двум пунктам.

Первый из оспариваемых пунктов — незаконность предъявления к потенциальным участникам торгов требования наличия лицензий Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и ФСБ.

Во втором пункте Навальный отмечает, что, согласно документации, заказываемые программные средства должны быть совместимы с операционными системами, которые работают только на серверах компании Hewlett Packard, что является, по мнению юриста, прямым нарушением закона «О защите конкуренции».

На прошлой неделе ФАС частично удовлетворила жалобу Навального в отношении лицензий ФСТЭК и ФСБ. В вынесенном предписании зафиксировано только требование снять наличие лицензий ФСБ и ФСТЭК в конкурсной документации. Комиссия ФАС проигнорировала упоминание о Hewlett Packard.  

Начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев не смог прокомментировать детали разбирательства с заказом от казначейства.

Процесс проведения электронных тендеров в области госзакупок многообсуждаем, вызывает много вопросов, ищет новых решений. В настоящий момент ставится вопрос о реформе госзакупок.

 

В защиту действующего закона «О госзакупках» выступило Партнерство профессионалов госзаказа (ППГ), распространившее проект открытого письма к «правительству, президенту, СМИ в защиту закона от «травли группировкой ставленников олигархического капитала в органах законодательной и исполнительной власти». Буквально вчера руководители ФАС и Минэкономразвития одновременно заявили, что компромисс между ними в вопросе о реформе госзакупок невозможен.

 «На базе закона, который предложило Минэкономразвития, компромисс невозможен. У нас просто полярные позиции», — заявил вчера глава ФАС Игорь Артемьев. «Расширение способов размещения заказов — это краеугольный камень новой системы госзакупок», — встал на защиту своей версии реформы — закона о Федеральной контрактной системе — замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев. Там опасаются, что переход к агрессивному стилю дискуссии приведет к тому, что обеим «конкурирующим фирмам надают по головам» и поручат разработку нового закона третьей стороне.

Споры чиновников распространились на профессиональное сообщество. Проект открытого письма Партнерства профессионалов госзаказа  должен обсуждаться на совещании членов партнерства 12 сентября — за день до официальной презентации ФАС своего проекта закона о реформе системы госзакупок, альтернативного представленному на прошлой неделе Минэкономразвития.

По словам источника mn.ru, авторы письма выступают скорее на стороне антимонопольного ведомства и защищают действующий закон. По мнению членов партнерства, «за красивыми словами и наукообразными докладами» разработчики закона «О ФКС» скрывают стремление коррумпированных чиновников устранить препятствия для разворовывания бюджетных денег, которые создает закон о госзакупках. Действующий порядок, по мнению авторов письма, за 2006–2010 годы «оптимизировал расходы консолидированного бюджета на сумму более 1 трлн 68 млрд руб.». Обеспечил предпринимателям равный доступ к госзаказу. Свел к минимуму риски неисполнения или ненадлежащего исполнения контрактов. Письмо заканчивается воззванием к лидерам государства «не допустить изменения порядка, при котором хорошо жить и работать честным людям».

В ППГ подтвердили, что данный текст открытого письма обсуждался членами партнерства, но заверили, что в таком виде он принят не будет. На совещании 12 сентября они обещают сосредоточиться на обсуждении проекта закона «О ФКС». Они также предвещают, что реакция на законопроект Минэкономразвития будет отрицательной.

В ФАС отказались комментировать письмо ППГ до принятия его окончательного варианта. В то же время начальник управления госзаказа ФАС Михаил Евраев подтвердил, что к нему обращаются специалисты госзаказа, у которых «перехлестывают эмоции» от возмущения законопроектом Минэкономразвития.

В Минэкономразвития тоже отказались комментировать письмо. Но неофициально сообщили, что его текст воспринят как личное оскорбление: «Получается, что за ФКС выступает группа коррупционеров, которые уже окэшились».

Противники нового закона есть не только в ФАС, но и во многих ведомствах. Закон «О ФКС» вводит реальную ответственность для конкретных лиц, которые оставляют «отпечатки пальцев» на всех этапах проведения госзакупки. По этим «отпечаткам» всегда можно будет отследить, на каком уровне и кем были приняты решения, которые привели к ущемлению интересов государства и перерасходу бюджетных средств. Самым жестким наказанием для провинившихся чиновников будет увольнение и профессиональная дисквалификация.

Таким образом, возможно денежный поток будет уходить в известное русло, а не как ранее, без объяснений и комментариев.