Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Валерий Липкин: Бизнес кардинально меняет ИТ-приоритеты

В последнее время задачи, которые ставятся перед системными интеграторами, заметно изменились. Заказчиков ИТ-решений больше не интересует абстрактное "повышение эффективности" и в гораздо меньшей степени чем раньше они заинтересованы в сокращении издержек. О том, почему у российского бизнеса появились другие приоритеты и чем это обернется для ИТ-компаний, в интервью CNews рассказал Валерий Липкин, президент группы компаний BCC.

Во-вторых, в рамках проектов модернизации производственных мощностей, как правило, требуется реализовать такие системы, как АСУТП, MES, инженерные, ИТ- и телекоммуникационные системы, и многое другое, попадающее в сферу компетенции крупных многопрофильных системных интеграторов.

Если говорить о решении задачи выстраивания гибкого централизованного операционного управления территориально-распределенными структурами, способного оперативно реагировать на изменения рынка, то, наряду с вопросами консолидированного бюджетирования и финансового управления, здесь хотелось бы отметить такой ИТ-инструмент, как переход на сервис-ориентированную архитектуру организации взаимодействия приложений (SOA). Почему это так важно и почему именно этот путь представляется нам наиболее эффективным? Казалось бы, переход на SOA – глубоко инфраструктурная задача, к уровню бизнес-процессов непосредственного отношения не имеющая. Но это не совсем так. Дело в том, что большинство компаний-конгломератов образованы из десятков, а то и сотен ранее независимых предприятий, имеющих свои, зачастую весьма развитые, информационные системы, на базе которых необходимо создать единое информационное пространство холдинга. Более того, структура холдинга постоянно меняется, меняется и внешняя среда. Поэтому, необходимость именно гибкой автоматизации бизнес-процессов и создания в сжатые сроки единого информационного пространства выходят на первый план. И наиболее эффективный путь – интеграция унаследованных информационных систем на базе ESB и других компонент SOA. Кроме того, это позволяет радикально упростить архитектуру взаимодействия информационных систем и, как следствие, значительно облегчает внедрения недостающей функциональности, например, системы управления проектами и инвестициями. Такой подход мы реализовывали в "Аэрофлоте". Несмотря на весь скепсис вокруг именно практической реализации концепции SOA, этот проект показывает возможность построения полноценной отказоустойчивой SOA-архитектуры и интеграции не просто 1-2 некритичных для бизнеса приложений, а более десятка ключевых систем реального времени.

CNews: Актуальные сейчас темы – консолидация российских игроков ИТ-рынка и возможность прихода сюда иностранных интеграторов. Активен ли уже этот процесс и чем это может обернуться для отечественных компаний?

Валерий Липкин: Мне представляется, что, во-первых, это части единого процесса, во-вторых, у него есть четкая этапность: сначала консолидация российских игроков, затем приход международных интеграторов. При этом более вероятной моделью, нежели лобовая конкуренция, мне представляется их приход в Россию через стратегическое партнерство с российскими интеграторами, причем именно с лидерами.


Валерий Липкин: По целому ряду направлений в России уже накоплена уникальная экспертиза, которая отсутствует у ИТ-компаний других стран

Почему именно через партнерство? Тут есть одна очень важная особенность – экономика развивающихся стран, в частности, России, зачастую попадает в противофазу с экономикой стран Западной Европы, США, Японии. И сейчас имеет место именно такая противофаза. Рецессия в США и возможная вслед за ней стагнация в Западной Европе делает снижение издержек основной задачей ИТ-проектов для заказчиков из числа корпораций развитых стран, формирующих основу клиентской базы международных системных интеграторов. А в России сейчас все с точностью до наоборот, соответственно, требуется иной инструментарий, иные компетенции персонала. Именно поэтому стратегическое партнерство международных интеграторов с лидерами российского рынка системной интеграции, вплоть до вхождения в капитал российских игроков, мне представляется вполне адекватным решением для выхода на российский рынок. От этого выиграют все.

Кстати, именно через стратегическое партнерство с международными игроками возможен выход на ИТ-рынки других стран. Ведь схожие макроэкономические процессы идут не только в странах СНГ, но и, скажем, в Бразилии, Индии, Китае, других развивающихся странах. Соответственно, и задачи ИТ-проектов схожие. Да, в этих странах есть очень сильные локальные игроки, но по целому ряду технологических направлений в России уже накоплена во многом уникальная экспертиза, которая пока отсутствует у ИТ-компаний других стран.

CNews: Является ли участие в процессе консолидации непременным условием развития? Или можно успешно работать вне этой тенденции?

Валерий Липкин: В 2007 году мы перешагнули отметку в 300 млн долл. (по сравнению с 2006-м годом это рост на 120%), и сделали это в основном за счет органического роста. Так что, как видите, вполне можно жить, никого не покупая и не вступая в более крупные компании. К тому же, такой финансовый показатель в значительной степени страхует от недружественного, да и вообще от какого-либо поглощения. Помогло то, что технологически и организационно мы оказались, пожалуй, наиболее подготовленными для решения не только традиционных, но и новых бизнес-задач заказчиков. С другой стороны, это дает нам возможность при необходимости самим выступить в качестве одного из центров консолидации для перспективных нишевых и региональных игроков.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

CNews: Над чем интеграторам сегодня особенно много нужно работать, чтобы оставаться на плаву?

Валерий Липкин: Тот рост с десятков до сотен миллионов долларов годового оборота, который в последние годы продемонстрировали лидеры рынка, требует значительных качественных изменений, чтобы расти дальше. Как говорится, количество должно переходить в качество. Это относится и к качеству корпоративного управления, и к вопросам развития новых технологических экспертиз и их позиционирования на рынке, и к вопросам брендинга и информационной открытости, и многому другому. Как я говорил, необходимо осмыслить и "капитализировать" уже полученный опыт, чтобы двигаться вперед. И для нас важнее именно этот качественный процесс. Отдельной проблемой здесь является создание такой "инфраструктуры" в компании, которая позволила бы облегчить интеграцию новых команд. Как мотивировать людей, как обеспечить связь того, что они делают, с другими технологическими направлениями? Мы реализуем такой подход в работе с нашими дочерними компаниями – "Корпоративные системы обучения" и SPro Consulting.

Также определяющим, на мой взгляд, является региональное развитие. Сейчас мы имеем полноценный филиал на Юге России, в Краснодаре. Его сотрудники ориентированы в первую очередь на реализацию проектов в области инженерной, ИТ- и телекоммуникационной инфраструктур – т.е. именно тех задач, которые сейчас наиболее актуальны в данном регионе в свете подготовки к Олимпиаде и развития инфраструктурных отраслей: строительства, транспорта, электроэнергетики, пищевой промышленности.

Кроме того, наряду с продолжающимися процессами слияний и поглощений, вполне возможно заключение стратегических соглашений с крупными международными интеграторами. По крайней мере, для себя мы такой возможности не исключаем.

Екатерина Толкачева / CNews