Разделы

Цифровизация Инфраструктура Системное ПО Внедрения

Разработка ПО: выигрывает тот, кто предлагает гибкие решения

Развитие российского рынка разработки ПО по-прежнему тормозит ряд ключевых факторов – низкий уровень финансовой и административной господдержки ИТ-компаний, ориентация большинства игроков на заказную разработку, а не на производство готовых продуктов и т.п. В новых экономических реалиях эти проблемы только усугубились. О том, как изменились стратегии разработчиков в условиях кризиса и какие решения сегодня наиболее востребованы, в интервью CNews рассказали Джон Маккормик, вице-президент и исполнительный директор InterSystems, и Николай Кречетов, глава российского филиала компании.

Комплексная информатизация клиники ВЦЭРМ МЧС

ФГУЗ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России осуществило комплексную информатизацию своей деятельности, интегрировав госпитальную систему InterSystems TrakCare с лабораторной и радиологической системами.

Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУЗ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России) является лечебно-диагностическим, научно-исследовательским и образовательным учреждением. За последние несколько лет в Центре зарегистрировано около 50 тыс. обращений за медицинской помощью военнослужащих и служащих МЧС, спасателей, пожарных и членов их семей. На начало 2009 года в системе клиники зарегистрировано 97 тыс. пациентов, каждый из них имеет свой уникальный номер.

К концу 1980-х — началу 1990-х годов для специалистов центра стала очевидной потребность организации электронного архива медицинских записей. Кроме того, остро встала проблема организации учета пациентов и услуг, а также управления ресурсами и финансами. Необходимо было обеспечить не только тщательный сбор и надежное хранение информации, появляющейся на разных этапах диагностики и лечения, но и ее доступность, а также возможность быстрой обработки и анализа результатов. Руководством центра было принято решение о создании универсальной медицинской карты.


InterSystems TrakCare является технологической основой контроля финансовой деятельности ЛПУ

Рассматривались два полярных варианта решения задачи: разработка системы собственными силами или покупка готового решения (отечественного или зарубежного) с последующей адаптацией его под собственные нужды. Попытки самостоятельной разработки системы не увенчались успехом, отечественные медицинские ИС имели ограниченную функциональность, для их доработки требовались большие человеческие, временные и финансовые ресурсы. Основным минусом зарубежных систем было отсутствие русского интерфейса. Но в 1999 году специалистам центра была продемонстрирована госпитальная информационная система TrakCare компании InterSystems. К тому времени система уже эксплуатировалась в нескольких десятках стран. TrakCare позволяла обеспечить ИТ-поддержку всех сторон деятельности ЛПУ: учета пациентов и оказанных услуг, управления финансами, запасами, коечным фондом, ведения медицинских записей. Кроме того, TrakCare обладала возможностью интеграции с широким спектром диагностического оборудования. Настройка на технологические процессы осуществлялась не путем программирования, а через справочники, классификаторы и "чек-боксы". При этом система имела простой и эффективный механизм локализации. Окончательный выбор был сделан в ходе открытого конкурса. Партнером проекта стала компания СП.АРМ − партнер компании InterSystems по локализации и внедрению этого продукта.

Внедрение TrakCare началось в 2000 году. Система была установлена в регистратуре и приемном отделении, организованы учет пациентов, планирование работы диагностических отделений и кабинетов, учет оказанных услуг и управление коечным фондом. Были осуществлены запуск лабораторной ИС TrakCare Lab и интеграция с госпитальной системой, фактически она стала ее частью. Направления на лабораторные исследования стали печататься из госпитальной системы в строгом соответствии с количеством пробирок, которые необходимо забрать процедурной медсестре у пациента. Была организована маркировка вакутейнеров, в которые забирается кровь, с помощью штрих-кодов. Лабораторные анализаторы, а это 10 устройств, были подключены к лабораторной информационной системе в одно- и двунаправленном режиме. Внутри анализаторов активированы встроенные сканеры штрих-кодов, что позволило отказаться от ручного ввода заданий в приборы. Настроена автоматическая передача данных внутрилабораторного контроля качества (с анализаторов в лабораторную систему) и построение регламентированных графиков. Налажена автоматическая распечатка лабораторных ответов и журналов, а также рассылка ответов сторонним заказчикам по электронной почте.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

В 2002 году врачи-специалисты ВЦЭРМ начали вести электронные записи непосредственно на рабочих местах, был запущен финансовый модуль. В 2004 году − внедрен модуль управления лекарственными средствами и реагентикой. К этому моменту в госпитальной системе ведутся регистрация пациентов и услуг, управление расписанием и очередями, материальными запасами, финансами, статистика и аналитика, медицинские записи. В системе хранятся все сведения о пациенте (паспортные данные, регистрационный номер, номера назначенных исследований, данные о проведенных исследованиях, сведения о лечащем враче).

К 2006 году первый этап комплексной автоматизации центра был завершен. Однако оставалась нерешенной важная задача – автоматизация передачи в госпитальную систему и "привязка" к электронной медицинской карте (ЭМК) снимков, получаемых на оборудовании отделения лучевой диагностики. Для решения этой задачи потребовалось построить единое хранилище результатов визуальной диагностики, развернуть модуль радиологической информационной системы (РИС), осуществить интеграцию РИС с PACS-системой.

Специалисты компании СП.АРМ установили DICOM-сервер и развернули на нем управляющее программное обеспечение (PACS-систему) американской компании AlgoM, осуществили объединение оборудования отделения лучевой диагностики с DICOM-сервером. В PACS-системе выполняется ведение листа загрузки лучевого оборудования, получение изображений с приборов, их архивирование и передача на рабочие станции. РИС-система осуществляет ведение списка пациентов, расписания работы лучевого оборудования, передачу назначений в PACS, запросы изображений из PACS в медицинскую карту. После регистрации пациента в TrakCare он получает назначение на лучевую диагностику, вся информация о пациенте, необходимая для исследования, передается на DICOM-сервер и отражается в Modality Work List.

ВЦЭРМ − первое медицинское учреждение в России, которое осуществило комплексную информатизацию своей деятельности, интегрировав госпитальную, лабораторную и радиологическую системы. Работа Центра перешла на качественно новый уровень. Все данные о пациенте хранятся в ЭМК, доступ к данным стал более упорядоченным и более простым, в ЭМК хранится информация ( в том числе и снимки) за все годы наблюдения пациента. Клинические данные не теряются, исключена возможность внесения данных одного пациента в карту другого, сократилось время ожидания пациентами результатов исследований. Соблюдаются все требования по сохранению врачебной тайны и нераспространению персональных данных пациента; улучшились условия труда врачей (уменьшилось вредное воздействие излучения на рентгенологов, поскольку описание снимка теперь выполняется в отдельном помещении); увеличилась пропускная способность клиники; за определенный период времени большее количество пациентов получило возможность пройти диагностическое обследование.