Разделы

Интеграция Инфраструктура Системное ПО Внедрения

Разработка ПО: выигрывает тот, кто предлагает гибкие решения

Развитие российского рынка разработки ПО по-прежнему тормозит ряд ключевых факторов – низкий уровень финансовой и административной господдержки ИТ-компаний, ориентация большинства игроков на заказную разработку, а не на производство готовых продуктов и т.п. В новых экономических реалиях эти проблемы только усугубились. О том, как изменились стратегии разработчиков в условиях кризиса и какие решения сегодня наиболее востребованы, в интервью CNews рассказали Джон Маккормик, вице-президент и исполнительный директор InterSystems, и Николай Кречетов, глава российского филиала компании.

Еще одна яркая тенденция – переход на веб-технологии, когда доступ к приложениям осуществляется через браузер, а не строится архитектура "клиент-сервер", как это было ранее.

Если говорить о ERP, то на данный момент практически у всех уже установлены те или иные системы управления предприятием, и очень сложно сейчас побудить заказчика заменить такую систему на что-нибудь другое. Вместо этого компании расширяют возможности уже работающих решений. Например, многие заказчики на базе нашей платформы для разработки и интеграции приложений Ensemble создают композитные приложения, которые работают поверх ERP-решения и используют его как один из источников информации.

Николай Кречетов: Если говорить о России, то в госсекторе, например, востребованы новые решения, необходимые для сопровождения продолжающихся административной, налоговой и прочих реформ. Компании коммерческого сектора в большинстве своем нацелены на оптимизацию деятельности. Они пытаются выжать из той инфраструктуры, которая у них есть, максимум. И здесь также мы наблюдаем повышение спроса на композитные приложения, потому что они позволяют объединить "зоопарк" имеющихся ИТ-систем, сохранив таким образом сделанные ранее инвестиции, и добавить новый функционал.

Джон Маккормик: Потребности госсектора как заказчика похожи во всех странах мира. В государственных организациях, как правило, используются системы, которые уже достигли высокой степени зрелости. Заменить их очень сложно. При этом везде есть необходимость в обеспечении максимально легкого обмена данными между системами.

CNews: Наша рубрика называется "Точки роста". Каковы ваши точки роста?

Джон Маккормик: Могу сказать, что теория точек роста в отношении нашей компании не работает. Все, что мы делаем, делается с расчетом на долгий срок. У нас нет интереса к планированию от квартала к кварталу. И к самой проблеме роста мы подходим нетрадиционно. Наша бизнес-модель основана на партнерских отношениях с разработчиками приложений. Наши продукты – система управления базами данных Caché, упомянутая выше платформа для разработки и интеграции приложений Ensemble, система бизнес-аналитики реального времени DeepSee и др.– могут быть платформами для создания решений для любой отрасли: здравоохранения, телекома, финансового сектора и т.д. Технология берется нашим партнером в качестве базовой, с помощью нее создается готовый продукт. И InterSystems зарабатывает свои деньги только в тот момент, когда наш партнер успешно внедряет это решение, не раньше. То есть наш успех на 100% связан с успехом партнера. Соответственно, наша стратегия – предоставить партнерам лучшую технологию с лучшим уровнем поддержки, максимально привлекательные условия лицензирования, а также помогать партнерам продвигать их решения. Для них рост является неотъемлемым фактором выживания. А если они будут расти, то и мы будем расти. И ростом по такой модели достаточно просто управлять, поскольку для этого достаточно практически все свои усилия концентрировать в области разработки.

CNews: Но ключевым направлением для вашей компании является здравоохранение. Как вы можете оценить текущий уровень информатизации здравоохранения в России? Какие решения здесь необходимо внедрить в первую очередь?

Николай Кречетов: На наш взгляд, в отечественном здравоохранении есть несколько уровней, где критически необходима информатизация. Прежде всего это лечебно-профилактические учреждения – больницы, поликлиники и т.д. Их в России, по разным данным, 20-30 тыс. Уровень автоматизации там очень низок. По нашим оценкам, 1-2% госпиталей имеют хорошие клинические системы, которые позволяют хранить всю информацию о состоянии здоровья пациента. Больница – это по сути производство, и госпитальная информационная система должна быть ERP-решением для медицины. Там должны учитываться все услуги, которые пациенту оказываются, фиксироваться все назначения и операции, кроме того должна быть возможность подключить все современное медицинское оборудование, в том числе лабораторное и радиологическое. Клиник с таким уровнем автоматизации в России пока единицы, поэтому для ЛПУ необходимо разрабатывать недорогие качественные решения, которые могли бы стать массовыми. Только решив эту задачу, Минздрав и государство смогут управлять качеством и эффективностью оказания медицинской помощи на уровне и региона, и субъектов Федерации.

Ключевое препятствие для распространения таких решений – отсутствие электронного медицинского документооборота, который позволил бы придать юридическую силу всем медицинским электронным записям. Это огромная проблема. Я надеюсь, что ее все-таки решат, и тогда на рынке произойдет прорыв. Сейчас медицинские учреждения обязаны иметь бумажные копии всех значимых документов, и это очень сильно тормозит процесс.

Для ЛПУ мы предлагаем систему TrakCare, которая позволяет автоматизировать деятельность лечебного учреждения по всему спектру – от первичной помощи до отделения интенсивной терапии. Для создания региональных или национальных электронных историй болезни у нас есть продукт HealthShare. Он представляет собой программную платформу, включающую технологии, необходимые для быстрого и эффективного запуска информационного обмена между ЛПУ, страховыми компаниями, Министерством здравоохранения, аптеками и др. Кроме того, в этом году, объединив несколько различных решений от разных производителей, мы создали на основе HealthShare виртуальный прототип централизованной региональной медицинской ИС. Она позволит врачам в любом ЛПУ региона быстро получить необходимые данные о пациенте из других лечебных учреждений. Пока такого рода систем в России нет, но в мире они уже успешно функционируют.

ИТ-системы ПФР и московских судов помогают оформить выплаты на детей
ИТ в госсекторе

Также целесообразно внедрить на уровне региона централизованную лабораторную систему, которая позволит как минимум на 30–40% снизить расходы на обработку анализов. В этом случае лаборатории в поликлиниках вообще можно будет закрыть. При этом качество обслуживания пациентов повысится, поскольку не будет ручного ввода данных, снизится количество ошибок. Такую систему можно создать, например, на базе TrakCare.


Джон Маккормик: Сейчас компании всех отраслей стремятся внедрить инструменты, позволяющие повысить качество принятия решений

Наши продукты – итог многолетнего опыта разработок и внедрений во всем мире. Нам приходилось решать даже такие задачи, как практически 100-процентная автоматизация всей отрасли здравоохранения страны, как это произошло в Чили. Или, например, недавно мы запустили в эксплуатацию общенациональную систему электронной медицинской карты в Швеции.

CNews: До кризиса только-только начались положительные сдвиги в информатизации российской отрасли здравоохранения. Есть ли опасность, что сейчас, в связи с сокращением бюджетов, эти инициативы будут заморожены?

Николай Кречетов: Такие риски, конечно же, существуют. Но надеемся, что этого не произойдет. Да, мы видим, что бюджеты сократились. Однако в регионах, где информационные медицинские системы непосредственно востребованы, продолжают выделяться средства на информатизацию. И мы считаем, что в здравоохранении эффективнее работать на региональном уровне, потому что средства выделяются федеральными госорганами, но тратятся они на уровне региона. Продиктовать из центра единое решение для всей страны практически невозможно.

CNews: Какова стратегия развития вашей компании на ближайшие годы? Изменились ли ее акценты в связи с текущей экономической ситуацией?

Джон Маккормик: Мы не видим никаких причин менять акценты нашей стратегии. Я много раз убеждался в том, что во времена экономических трудностей сильные становятся еще более сильными. Еще одна особенность трудных времен состоит в том, что крупные компании только в эти периоды могут принять решение о глобальных переменах. И это открывает для нас новые возможности. Благодаря нашим технологиям партнеры могут предложить заказчикам за меньшие деньги решения, обладающие широкими функциональными возможностями, что укрепит наши позиции. Мы не сокращаем инвестиций в исследования и разработки, и я думаю, что в кризисные времена наша доля рынка только увеличится.

Юлия Синицына / CNews

Короткая ссылка