Разделы

Цифровизация Инфраструктура Системное ПО Внедрения

Разработка ПО: выигрывает тот, кто предлагает гибкие решения

Развитие российского рынка разработки ПО по-прежнему тормозит ряд ключевых факторов – низкий уровень финансовой и административной господдержки ИТ-компаний, ориентация большинства игроков на заказную разработку, а не на производство готовых продуктов и т.п. В новых экономических реалиях эти проблемы только усугубились. О том, как изменились стратегии разработчиков в условиях кризиса и какие решения сегодня наиболее востребованы, в интервью CNews рассказали Джон Маккормик, вице-президент и исполнительный директор InterSystems, и Николай Кречетов, глава российского филиала компании.

Проекты

Автоматизация деятельности ГКБ №12

Внедрение медицинской информационной системы и автоматизация деятельности ГКБ №12 – первый проект комплексной автоматизации крупной городской больницы, выполненный в рамках программы "Электронная Москва". В декабре 2008 года распоряжением правительства Москвы МИС "Э-Куб" в составе АИС ГКБ №12 была принята в промышленную эксплуатацию.

Городская клиническая больница № 12 (ГКБ №12) – многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение на 1180 коек, оказывающее круглосуточную стационарную, консультативную и амбулаторную медицинскую помощь. В больнице 25 клинических и 15 параклинических отделений. В клинике трудятся более 1500 человек. За год около 40 тыс. пациентов получают высококвалифицированную медицинскую помощь стационарно или амбулаторно.

К середине 1990-х годов в медсанчасти №1 ЗИЛа использовались несколько информационных систем. Регистрация пользователей в приемном отделении, документооборот клинической лаборатории, рентгеновского и патологоанатомического отделений, а также работа сотрудников отдела медстатистики поддерживались информационной системой, разработанной на базе СУБД MSM специалистами отдела АСУ. Для автоматизации учета лекарственных средств, отпускаемых в аптеке, подготовки всех необходимых документов по предоставлению платных услуг пациентам, быстрого предоставления выходных медицинских документов, интеграции нового лабораторного оборудования с ИС были закуплены программные продукты сторонних разработчиков. Эти информационные системы позволяли решать текущие задачи больницы, но такая "лоскутность" автоматизации приводила к существенным проблемам – отсутствию быстрого доступа к данным о пациенте из-за их разбросанности по разным базам данных, многочисленным ошибкам в учете услуг из-за неправильных записей в журналах учета услуг, а также при вводе данных.


Главный результат внедрения МИС ''Э-Куб'' в ГКБ №12 − это полный контроль и прозрачность хода лечения пациентов

В конце 1990-х годов администрация медсанчасти приняла решение о создании интегрированной системы, в которой все данные о пациенте – и регистрационные, и финансовые, и медицинские – находились бы в одном месте, а ввод этих данных производился бы самими исполнителями в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. Кроме того, система должна была функционировать в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году (с учетом проведения регламентного технического обслуживания). Работы по ее внедрению необходимо было провести таким образом, чтобы не прерывалась основная деятельность медучреждения.

Поиски решения продолжались несколько лет. В 2002 году специалисты компании "Э-Куб" представили макет интегрированной МИС "Э-Куб", в которой данные из всех программ (включая автономные) объединялись в электронной истории болезни пациента. Окончательно убедило руководство МСЧ в реальности создания интегрированной системы то обстоятельство, что МИС "Э-Куб" была разработана на платформе MSM-Caché и, следовательно, не было необходимости полной замены компьютерного оборудования и переучивания сотрудников отдела АСУ.

МИС "Э-Куб" предусматривает возможность автоматизации учетных, контрольных и управленческих функций лечебного учреждения. В ней выделены более 30 типов рабочих мест в различных подразделениях больницы. Особенности системы: 3 интерфейса пользователя (текст, графика, веб), облегчающие процесс внедрения; удобный иерархический гипертекстовый (drill down/up) подход к представлению данных; многоуровневая система разграничения доступа; низкие требования к оборудованию (от 486 ПК); развитая система оповещения (e-mail, SMS, внутренняя почта); использование для клиентской части OC Windows и Linux.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

МИС "Э-Куб" начала работать в режиме опытной эксплуатации 1 июля 2003 года. К этому времени она включала 37 компьютеров в четырех подразделениях, затем к ней поочередно стали подключаться остальные параклинические, коечные отделения, и за короткий срок число компьютеров достигло 200 штук. Такой бурный рост числа компьютеров объясняется созданием электронной истории болезни (ЭИБ). ЭИБ представляет собой электронную карту потребителя медицинских услуг (пациента), содержащую юридические (основание для оказания услуг), бухгалтерские (счета и квитанции) и внутренние документы (заказ-наряды на выполнение медицинских услуг) вместе с приложениями (текстовыми, параметрическими и графическими) – результатами выполнения медицинских услуг.

Качественно новый этап развития ИС наступил после передачи больницы в 2007 году в ведение города и образования ГКБ №12. Он заключается в реализации функций управления бизнес-процессами и контроля над ними. Особенно заметно эффект от внедрения МИС "Э-Куб" сказался на работе приемного отделения. За сутки сюда обращаются от 150 до 200 пациентов, из них более 75% − по скорой помощи. Четкость и оперативность работы врачей этого отделения − одна из важнейших составляющих успешного исхода лечения − невозможна без современной ИС. Было развернуто 15 рабочих мест, из них 10 – в кабинетах врачей-специалистов, 5 – в диспетчерской для регистрации поступления пациентов. Для оперативной проверки полисов ОМС жителей Москвы и получения нарядов на госпитализацию по каналу "Скорая помощь" специалисты компании "Э-Куб" интегрировали МИС "Э-Куб" с ЕРЗ АИС ФОМС и КАСУ скорой и неотложной медицинской помощи.

Внедрение МИС "Э-Куб" в приемном отделении позволило заранее получать информацию о том, сколько пациентов и с каким диагнозом везут в больницу, и аккумулировать всю информацию о наличии свободных мест в отделениях. В итоге, выигрыш во времени при госпитализации тяжелобольных может составлять от 20 до 40 минут. Также система позволяет отслеживать в режиме реального времени ход обследования пациентов, используя различные цветовые индикаторы. Кроме того, в системе реализована возможность отображения данных о движении пациентов на текущий момент (поступления, переводы, выписки и т.д.) и другой информации (количество непрофильных пациентов, пациентов в тяжелом состоянии и т.п.)

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

К настоящему моменту все подразделения больницы работают с МИС, автоматизировано 270 рабочих мест, число пользователей системы − свыше 500. По состоянию на 1 июля 2009 года в базе данных МИС "Э-Куб" хранятся 70 тыс. историй болезни, 38 тыс. амбулаторных карт, 1,1 млн назначений на медицинские услуги, данные о 2,2 млн выполненных медицинских услуг и их результатов, включая 460 тыс. текстовых медицинских документов. Физический объем базы данных составляет 14 ГБ (без учета медицинских изображений), в нее включены данные только с 01.01.2007. "Производительность СУБД Caché практически не зависит от объема накапливаемых данных, вот почему в свое время мы выбрали СУБД Caché как основу для нашей системы", − говорит Николай Колодяжный, генеральный директор компании "Э-Куб".

МИС "Э-Куб" интегрирована с различными внутренними и внешними информационными системами, используемыми в больнице – бухгалтерской системой "Парус", системой клинической лаборатории "Алтей", ИС обработки медицинских изображений "Мультивокс", АИС Фонда обязательного медицинского страхования; КАСУ скорой и неотложной медицинской помощи (КАСУ СиНМП). Система оказывает реальную помощь в осуществлении контроля врачебной дисциплины при составлении медицинской документации, хода обследования пациентов, объемов оказанных медицинских услуг и израсходованных при этом материальных ресурсов. "Самый главный результат внедрения МИС "Э-Куб" в нашей больнице − это полный контроль над процессом поступления больных и прозрачность хода их обследования и лечения", − считает Инна Туршева, главный врач ГКБ № 12.